Политическая платформа. Тезис "евразийский отбор" пополняется методологией школы В.Парето, движется по логике реабилитации "органической иерархии"

Тезис " евразийский отбор " пополняется методологией школы В.Парето, движется по логике реабилитации "органической иерархии", обретает некоторые ницшеанские мотивы. Развивается учение об "онтологии власти", о православном "катехоническом" значении власти в Православии. Идея "элиты" дополняется конструкциями европейских традиционалистов, исследовавших кастовую систему древних обществ, онтологию и социологию каст (Р. Генон, Ю. Эвола, Ж. Дюмезиль, Л. Дюмон). Гумилевская теория "пассионарности" ложится в основу концепции "новой евразийской элиты".

Тезис " демотия " пополняется политическими теориями " органической демократии " от Ж.Ж. Руссо до К. Шмитта, Ж. Фройнда, А. де Бенуа, А. Мюллера ван ден Брука. Определение неоевразийского понимания "демократии" ("демотии") как "соучастия народа в своей собственной судьбе".

Тезис " идеократия " фундаментализируется апелляциями к идеям "консервативной революции", "третьего пути", учитывается полной опыт "советской", израильской, исламской, "фашистской" идеократий, анализируются причины их исторического провала. Критически переосмысляется качественное содержание идеократий XX века, разрабатывается последовательная критика советского периода (доминация количественного подхода, профанические теории, диспропорция классового подхода).

К развитию идей классических евразийцев добавляются следующие концептуальные моменты:

- Философия традиционализма (Р. Генон, Ю. Эвола, Т. Буркхардт, А. Корбен), идея радикального упадка "современного мира", глубинное исследование Традиции. Глобальная концепция "современного мира" (негативная категория) как антитезы "мира Традиции" (позитивная категория) придает критике западной цивилизации фундаментальный метафизический характер, уточняет эсхатологическое, кризисное, фатальное содержание основных процессов - интеллектуальных, технологических, политических, экономических - исходящих с Запада. Интуиции русских консерваторов от славянофилов до классических евразийцев дополняются фундаментальной теоретической базой (см. А.Дугин "Абсолютная Родина", М., 1999, "Конец Света", М., 1997, A. Dugin "Julius Evola et le con-sevatisme russe",Roma, 1997).

- Исследование структур сакрального (М. Элиаде, К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс), представление об архаическом сознании как о парадигмальном манифестационистском комплексе, лежащем в основе культуры. Приведение многообразия человеческой мысли, культуры к древнейшим психическим слоям, где сосредоточены фрагменты архаических ритуалов инициации, мифы, изначальные сакральные комплексы. Интерпретация содержания современной рациональной культуры через систему дорациональных древних верований (А. Дугин "Эволюция парадигмальных оснований науки", М. 2002).

- Поиск изначальной символической парадигмы пространственно-временной матрицы, лежащей в основе обрядов, языков и символов (Г. Вирт, палео-эпиграфические исследования). Стремление на основании лингвистических ("ностратика, Свитыч-Иллич), эпиграфических (рунология), мифологических, фольклорных, обрядовых и иных памятников воссоздать изначальную картину "сакрального мировоззрения", общего для всех древних народов Евразии, нахождение общих корней (См.А.Дугин "Гиперборейская Теория", М., 1993).

- Учет развития геополитических идей на Западе (Макиндер, Хаусхофер, Лохаузен, Спикмен, Бжезинский, Тириар и т.д.). Геополитическая наука с эпохи Макиндера получила существенное развитие. Роль геополитических закономерностей в истории XX века оказалась настолько наглядно подтвержденной, что геополитика стала самостоятельной дисциплиной. В рамках геополитики сами понятия "евразийство", "Евразия" приобрели новый смысл, более широкий, нежели ранее. "Евразийством" в геополитическом смысле начиная с некоторых пор, стали обозначать континентальную конфигурация стратегического блока (существующего или потенциального), созданного вокруг России или на ее расширенной основе и противодействующего (активно или пассивно) стратегическим инициативам противоположного геополитического полюса - "атлантизма", во главе которого с середины XX вв. утвердились США, сменив Англию. Философия и политическая идея русских классиков евразийства в такой ситуации были осознаны как наиболее последовательное и емкое выражение (дополнение) "евразийства" в стратегическом и геополитическом смысле. Благодаря развитию геополитических исследований (А.Дугин "Основы геополитики" М.,1997) неоевразийство становится развитой методологической системой. Особо выделяется значение пары "Суша -Море" (по Карлу Шмитту), проекция этой пары на многомерные явления - от истории религий до экономики.

- Поиск глобальной альтернативы "мондиализму" ("глобализму") как ультрасовременному феномену, резюмирующему все то, что оценивается евразийством (и неоевразийством) со знаком минус. "Евразийство" в широком смысле становится концептуальной платформой "антиглобализма" или "альтернативного глобализма". "Евразийство" обобщает все современные тенденции, отказывающиеся признавать "объективное" и тем более "позитивное" содержание "глобализма", придает антиглобалистской интуиции новый характер доктринального обобщения.

- Ассимиляция социальной критики "новых левых" в "право-консервативной интерпретации" (переосмысление наследия М. Фуко, Ж.Делеза, А. Арто, Г. Дебора). Освоение критической мысли противников современного западного буржуазного строя с позиций анархизма, неомарксизма и т.д. Это концептуальное поле представляет собой развитие на новом этапе "левых" ("национал-болшевистских") тенденций, присутствовавших и у ранних евразийцев (Сувчинский, Карсавин, Эфрон), а также методология взаимопонимания с "левым" крылом "антиглобализма".

- Экономика "третьего пути", "автаркия больших пространств". Применение к российской постсоветской действительности моделей "гетеродоксальной" экономики. Применение теорий "таможенного союза" Ф.Листа. Актуализация теорий С. Гезелля, Ф. Шумпетера, Ф. Леру, новое "евразийское" прочтение Кейнса.


Д.Х. Салихов. Таблица для контроля студентов

Жизненный путь Идейные истоки (мировоззрение), политические взгляды   История евразийского движения
       

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Факультет Евразии и Востока

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: