double arrow

Тезисы выступления Александра Дугина в рамках «Нового Университета»


(Александровская слобода, дворец Ивана Грозного, 26 февраля 2005)

1. Грозная сакральность.

Этимология: дифференцированные люди.

1. Понятие «опричь» - в стороне, на краю. Также «кроме». Поэтому исторические опричники назывались «кромешники». Т.е. те, которые «кроме» остальных. Противопоставленные «земским», обычным. «Опричные» значит «обособленные». Совсем по Эволе «дифференцированные» люди.

Исторически: императив централизации.

2. Исторически «опричнина» недолгий период 1564-1572 гг., когда царь Иван Грозный, провел странные реформы российской государственности, которые вскоре сам же и свернул. Смысл «опричнины» состоял стагнации традиционной кастовой системы Древней Руси, не соответствующей вызовам времени и императивам имперостроительства.

Русская модернизация

3. Что это за вызовы времени? Это модернизация Запада, обострение угроз для Руси. На это Грозный отвечает Ливонской войной. Вполне по евразийски. Но чтобы ответить на угрозу модернизирующуегося Запада, Русь тоже должна была модернизироваться. Но по-своему и реакционно: чтобы отстоять свою самобытность.

Модернизация без вестернизации: русские янычары.




4. Вот для этой модернизации без вестернизации, а конкретно для централизации Руси на новых основаниях и была создана опричнина. Иван Пересветов предлагает Царю освоить турецкий опыт. А Высокая Порта имела орден янычар.

Параллельная иерархия.

5. С точки зрения философии политики, это была трансверсальная иерархия. В моей книге «Философия Политики» это подробно описано. Когда классическая кастовая иерархия начинает вырождаться и номинальный статус знати не соответствует ее личным качествам, возникают параллельные иерархии, где формальная кастовая принадлежность не принципиальна, и важно лишь личные усилия. Так возникали тайные общества, рыцарские ордена, тантрические «каулы» - цепи посвящения. Такие параллельные тайные общества выступают носителями альтернативной сакральности и являются совокупностью «дифференцированных» людей.


Опричнина исторически времена, но архетипически вечна (сталинизм).

6. Опричнина Ивана Грозного явно воспроизводит все признаки именно такой структуры. В ней есть параллельная иерархия, ценность личного усилия, особый символизм - лошадь, метла и собачья голова. Политически она была поставлена Грозным вне основного уклада Руси, но наделена особыми чрезвычайными полномочиями. Ее задача была подготовить Русь к новому историческому этапу. Эта задача была в целом выполнена, и опричнина распущена. Просуществовала она недолго, но будучи отражением великого архетипа, оставила глубокий след в сознании русских людей. Очень сходным феноменом был сталинский период, что видно в гениальной картине Эйзенштейна. Парадигма опричнины была воссоздана. Эта парадигма вечна. Следовательно, всегда актуальна.



Русское издание ордена.

7. Для нас важно то, что опричнина была русским феноменом, хотя и воспроизводившим черты турецких янычар (суфийский тарикат) и западных рыцарских орденов. В нашей собственной истории мы сталкиваемся, таким образом, с явлением, которое так фасцинирует нас в европейском Средневековье или в сакральных обществах Востока - например, в суфизме. Отсюда фундаментальное значение опричнины для традиционалиста.

Дифференциация - особая онтология - тайный центр.

8. Опричники, кромешники отделяют себя от остальных людей. Это важно. Их внутреннее бытие инаково. Оно по определению должно быть более быстрым (лошадь), более чистым (метла), более жестоким (собачьи головы у седла). Это отличительная черта «параллельных иерархий». Эти иерархии имеют в своем центре некий полюс. В суфизме кутб. Они служат некоей особой сущности, которая определяет характер их бытия. Характер этой сущности весьма непросто определить. Эвола в «Метафизике пола» намекает, что Прекрасная Дама, которой поклонялись рыцари, была не просто сублимированным желанием как считают современные психологи и не метафорой «гнозиса» как полагал Р.Генон, но некоторой инициатической сущностью - наподобии индуистской тантрической шакти. В основе суфийского ордена стоит «полюс», «столп», воплощенный в «шейхе», достигшем высокого уровня посвящения. В парадигме опричнине в опричнине как метафизическом явлении также должен быть этот «тайный центр».



Царская харизма - Грозный в центре.

9. В русской исторической опричнине этим центром был сам царь Иван Грозный. Грозный оставался царем и для остальной Руси, но, введя опричнину он разделил два формата иерархии. Для земской Руси он был формальным властителем - экзотерическим, а для опричной Руси, дифференцированной
Руси, он был внутренним, близким, родным властителем. Два вида авторитета - внешний для земской Руси, внутренний для опричной иерархии. Эти две Руси были разделены и территориально, и юридически, и психологически. Опричные земли мыслились как зона прямой, органичной и живой связи с царем, земская Русь имела с ним опосредованный, юридически обусловленный и несколько механический контакт.

Канон грозному ангелу - русский шиваизм.

10. Грозный был кутбом, тайным полюсом опричнины. И сама опричнина была «грозным» явлением - в стиле шиваизма. Шива был у индусов богом эзотерических тантрических братств и параллельных иерархий. Сам царь Иван Васильевич был сам по себе архетипическим русским царем. Классической
фигурой евразийства. Показательно, что он сложил - до сих пор популярный в старообрядчестве Канон «Ангелу Грозному» - Ангелу Смерти. Символизм Смерти, ее метафизика, ее таинство отмети то фигуру Грозного и распространилась на опричнину. Позже Сталин скажет Де Голлю, поздравившему его с победой: «в конечном итоге побеждает лишь смерть!» - вполне в духе Ивана Грозного и его метафизики. Между Сталиным и Грозным есть явная архетипическая параллель.

Гнозис столкновения с энтропией.

11. Опричнина была средоточием этого грозного гнозиса, этого столкновения со смертью и тленом, с энтропией.







Сейчас читают про: