Среди всех опасностей социального и антропогенного характера особенно остро стоит проблема безопасности дорожного движения, которая представляет собой сложную систему взаимодействия социальных и технических факторов.
В списке причин гибели людей от несчастных случаев первое место твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения во всем мире является одной из важнейших социальных проблем. В ее решении выделяются три основных направления:
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- инженерно-техническое, экономическое и организационное обеспечение безопасности дорожного движения;
- учебно-воспитательная, пропагандистская и агитационная деятельность.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации также приобрела масштабы одной из государственных задач.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"ввел следующие основные понятия:
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Правовую основу организационно-воспитательной деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по профилактике правонарушений и детского дорожно-транспортного травматизма составляют соответствующие положения:
Конституции Российской Федерации;
общепризнанных норм международного права;
закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-I “Об образовании”;
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Семейного кодекса Российской Федерации;
Уголовного кодекса Российской Федерации;
Правил дорожного движения Российской Федерации;
иных ведомственных и межведомственных нормативных правовых документов по вопросам безопасности дорожно-транспортного движения.
Важную роль в данном вопросе сыграл Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, согласно которому: “… обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в... общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных правовых форм...” (ст.29, ч.1), а положения об обязательном обучении “... включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты ” (ст.29, ч.З).
Таким стандартом в Российской Федерации по обучению детей безопасному поведению в дорожном движении является федеральная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введение которой в 1991 году в общеобразовательную школу стало важным шагом в решении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, действующая сегодня программа курса ОБЖ для 5-11 классов предусматривает изучение основ безопасного поведения в дорожном движении в объеме всего двух часов.
Большое значение придается реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной Правительством Российской Федерации в 2006 году.
Изучение опыта работы системы московского образования в области безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма поражает разнообразием форм, творчеством и инициативой педагогов-энтузиастов московских образовательных учреждений [58].