Принцип действия однофазного асинхронного двигателя

Однофазные асинхронные двигатели имеют широкое распространение в автоматических устройствах и различных бытовых приборах (холодильниках, вентиляторах и т. п.).

По своему устройству однофазный двигатель часто аналогичен трехфазному и состоит из статора, в пазах которого уложена однофазная обмотка, и короткозамкнутого ротора.

Особенность работы однофазных асинхронных двигателей объясняется тем, что при включении однофазной обмотки статора С1—С2 в сеть (рис. 3.1) МДС статора создает не вращающийся, а пульсирующий магнитный поток с амплитудой Фmах, изменяющийся от + Фmах до — Фmах. При этом ось магнитного потока остается неподвижно.

Рис. 3.1 Схема однофазного асинхронного двигателя

Для объяснения принципа действия однофазного двигателя пульсирующий магнитный поток Фmах разложим на два вращающихся в противоположные стороны потока: Фпр и Фобр (рис. 10.2), каждый из которых равен и вращается с частотой

Рис. 3.2Разложение пульсирующего магнитного потока на два вращающихся

Условимся считать поток Фпр, вращающийся в направлении вращения ротора, прямым, а поток Фобр обратным. Допустим, что ротор двигателя вращается против часовой стрелки, т. е. в направлении потока Фпр.

Частота вращения ротора n2 меньше частоты вращения магнитного потока n1, поэтому скольжение ротора относительно Фпр

Обратный поток Фобр вращается против ротора, поэтому частота вращения n2 относительно Фобр будет отрицательной. В этом случае скольжение ротора относительно Фобр

Прямой Фпр и обратный Фобр магнитные потоки наводят в обмотке ротора ЭДС и , которые создают соответствующие токи и . Известно, что частота тока в обмотке ротора пропорциональна скольжению:

f2пр=f1sпр; f2обр=f1sобр=f1(2-sпр)

Поэтому ток , наводимый обратным магнитным потоком обмотке ротора, имеет частоту f2обр, намного превышающую частоту f2пр тока , наведенного в обмотке ротора прямым магнитным потоком.

Так, например, для однофазного асинхронного двигателя при n1 = 1500 об/мин, n2 =1440 об/мин и f1 =50 Гц

; Гц

; Гц

В результате взаимодействия тока I2пр с прямым магнитным потоком Фпр на ротор действует электромагнитный момент

Mпр=cmФпрI2прcosφ2пр

Ток I2обр взаимодействует с магнитным потоком Фобр и на ротор двигателя действует электромагнитный момент Mобр, направленный навстречу Мпр, т. е. против вращения ротора.

Результирующий электромагнитный момент однофазного асинхронного двигателя

М=Мпробр

При небольших значениях скольжения s=snр, что соответствует работе двигателя в пределах номинальной нагрузки, электромагнитный момент создается в основном за счет момента прямого поля Мпр. Тормозящее действие момента обратного поля Мобр весьма незначительно. Объясняется это тем, что ток I обр имеет частоту f2обр>>f2пр, а поэтому индуктивное сопротивление обмотки ротора x2sобр=x2sобр току I2обр намногобольше его активного сопротивления. В результате ток I2обр, имеющий значительную индуктивную составляющую, оказывает сильное размагничивающее действие на обратный магнитный поток Фобр. Если к тому же учесть, что величина коэффициента мощности cosφ2обр невелика, то станет ясным, почему Мобр в номинальном режиме не оказывает значительного тормозящего действия на ротор двигателя.

На рис. 3.3 представлены зависимости электромагнитных моментов от скольжения для однофазного двигателя.

Рис. 3.3 Графики электромагнитных моментов однофазного асинхронного двигателя

График результирующего электромагнитного момента M=f(sпр) получен в результате сложения составляющих моментов Мпр и Мобр.

При неподвижном роторе n2 =0, что соответствует начальному пусковому моменту времени, скольжение snp=soбp =l и Mnp=Moбр, поэтому начальный пусковой момент двигателя Мпуск =0. Для пуска однофазного двигателя необходимо привести ротор во вращений в ту или иную сторону, так как лишь при s≠1 равенство моментов Мпр и Мобр нарушается и результирующий электромагнитный момент приобретает некоторое значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: