По материалам свободной Интернет-энциклопедии

Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Первой организацией потребителей был Потребительский Совет Норвегии – всеобщая организация потребителей Норвегии, которая занимается решением юридических и экономических вопросов, проводит работу, ориентированную на продукты и услуги.

Основная задача Нидерландского союза потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров путём изучения спроса и пожеланий потребителей.

Договор о создании ЕЭС (1957 г.) практически не содержал положений, которые прямо касались бы защиты прав потребителей. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты. В 1973 г. был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС начала проводиться с момента принятия в 1975 г. первой программы действий по защите прав потребителей.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:

- право на безопасность товара;

- право на информацию;

- право на выбор товара;

- право на выражение своих интересов;

- право на удовлетворение основных потребностей;

- право на возмещение ущерба;

- право на потребительское образование;

- право на здоровую окружающую среду.

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)

1. Гражданка А. решила приобрести холодильник и обратилась за консультацией к продавцу крупного магазина. Продавец рассказал ей о характеристиках холодильников различных фирм, а в Интернете она прочла отзывы потребителей о заинтересовавших её моделях. Наконец, холодильник был приобретён. Назовите любые два права потребителей, которые реализовала гражданка А. Кратко поясните свой выбор.

Ответ:

1) право на информацию (гражданка получила консультацию продавца, нашла необходимые материалы в Интернете);

2) право на выбор товара (в магазине была представлена продукция разных фирм);

3) право на удовлетворение основных потребностей (гражданке был необходим холодильник — он был приобретен).

2. Предположите, почему помимо национальных организаций потребителей необходима единая европейская политика защиты прав потребителей. (Выскажите три предположения.)

Ответ:

1) в условиях единой Европы на потребительских рынках разных стран представлена продукция одних и тех же производителей;

2) потребители всех стран Европы сталкиваются со схожими проблемами;

3) производителям, поставляющим свои товары в разные страны Европы, легче ориентироваться на единые требования к качеству, чем на различающиеся требования отдельных государств.

3. Назовите первые две европейские организации потребителей и укажите, какую задачу решала каждая организация.

Ответ:

1) Потребительский Совет Норвегии — решение юридических и экономических вопросов, работа, ориентированная на продукты и услуги;

2) Нидерландский союз потребителей — обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.

4. Одним из признанных Генеральной Ассамблеей ООН прав потребителей является право на потребительское образование. Нужны ли, на Ваш взгляд, специальные обучающие программы для потребителей? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

Ответ:

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с необходимостью специальных курсов потребителей;

2) два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения, например:

в случае согласия с необходимостью специальных обучающих программ для потребителей может быть указано, что:

- принятие решения о приобретении многих современных товаров и услуг требует дополнительных специальных знаний;

- потребители должны узнать свои права и научиться грамотно их реализовывать;

- для защиты своих прав потребителю необходимы специальные знания;

в случае несогласия с необходимостью специальных обучающих программ для потребителей может быть указано, что:

- все необходимые знания потребитель может приобрести в повседневной практике без специального обучения;

- потребители, которым необходимо защитить свои права в споре с
производителем, могут обратиться к специалистам-юристам.

5. Почему потребитель является «наиболее слабой стороной в отношениях с предпринимателями»? Дайте два собственных объяснения.

Ответ:

1) посредством рекламы производитель оказывает на потребителя постоянное воздействие, принуждая его к приобретению конкретных товаров, услуг;

2) потребитель не может напрямую воздействовать на производство и установление цены необходимых ему товаров и услуг.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ:

1) первые европейские организации потребителей;

2) становление системы защиты прав потребителей в ЕЭС;

3) основные права потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: