К государственному итоговому экзамену

Педагогика

Основная литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Тишков В.А. - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2010. – 190 с.

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011. – 212 с.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 290 с.

4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: Академия, 2010. – 312 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: КноРус, 2012.- 420 с.

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18–22.

2. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательства Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях: методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2002. – 290 с.

3. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 260 с.

4. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2011.- 280 с.

5. Грищенко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход/Л.И. Грищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 190 с.

6. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя /Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006. – 130 с.

7. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2012. – 179 с.

8. Караковский В.А Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 298 с.

9. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 219 с.

10. Колесникова И.А. и др. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.- 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия, 2007. – 330 с.

11. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений/ Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко, Г.Н. Шибанова/ под ред. Т.И. Шамовой 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

12. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. Монография – Спб.: КАРО, 2006. – 370 с.

13. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М. Кондаков //Педагогика — 2008 - №9.- с.23-48.

14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей…– Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2006.

15. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. – М.: Гардарики, 2007.

16. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки. –Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.

17. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Составители Иванова Е.О., Осмоловская И.М. – М.: СГУ, 2005.

18. Лишин О.В. Педагогическая технология воспитания. [Текст]: учебное пособие/О.В. Лишин под ред.Д.И. Фельдштейна. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

19. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Изд. «Сфера», 2008.

20. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя/ В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003.

21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Аджиева и др.; ред. В.А. Сластенин. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2005.

23. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова //Педагогика — 2008 - №10.

24. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

25. Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. — М.:Просвещение, 2009.

26. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

27. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл./ Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2011.

28. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

29. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

30. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Пособие для учителя.- Уфа: Изд-во БИРО, 2004.

31. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1 класс: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2012.

32. Чутко Н.Я Формирование учебной деятельности в начальной школе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

Психология

Основная литература

1. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности. – М.: Академия, 2009. – 304 с.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М.: Юрайт, 2012. – 483 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология развития личности. - Минск: Выща школа, 2009. – 336 с.

5. Рубцов В.В. Технология оценки образовательной среды школы: метод. пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской). – М.: ПИ РАО; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.

6. Савенков А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.

7. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. / А.И. Савенков –М.: «Генезис», 2010. - 442 с.

10. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л.В. Смолова. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 711 с.

11. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 230 с.

12. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М.: Сентябрь, 2011. – 176 с.

Дополнительная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 2004. – 432 с.

2. Аронсон, Э. Общественное животное. – М.: Аспект-пресс, 1998. - 345 с.

3. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – СПб., 2006. – 626 с.

4. Бауэр, И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2009. – 152 с.

5. Бауэр, И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты: Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2009. – 112 с.

6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. – М.: МГУ, 1993. – 352 с.

7. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. – 234 с.

8. Берри, Дж.В., Пуртинга, А.Х., Сигалл, М.Х., Дасен, П.Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 560 с.

9. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986. – 452 с.

10. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения). – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 318 с.

11. Бодалев, А. А. Психология о личности.- М.: МГУ, 1988. – 233 с.

12. Бодалев, А.А. Психология общения. – М.:МПСИ – Воронеж: МОДЕК, 1996. - 329 с.

13. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. – 278 с.

14. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. - 304 с.

15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

16. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

17. Вачков, И.В. Групповые методы работы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 239 с.

18. Веракса, Н.Е. Методологические основы психологии. - М.: Академия, 2008 - 240 с.

19. Веракса, Н.Е. История детской психологии./ Н.Е. Веракса –М.: Academia, 2009. - 321 с.

20. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

21. Донцов, А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: МГУ, 1984. – 173 с.

22. Дружинин, В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

23. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология/ В.Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

24. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. – Минск: Выща школа, 1993. – 231 с.

25. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 490 с.

26. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Просвещение, 1995. - 334 с.

27. Кибальченко, И.А. Психодиагностика: учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением /И.А. Кибальченко, Е.В. Голубев. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 321 с.

28. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология в образовании.- М.: ПЕР СЭ, 2008. - 383 с.

29. Куницина, В.Н.Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2003.- 544 с.

30. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии. - М., Прогресс, 1980. - 351 с.

31. Маркова, А.К. Психология профессионализма./А.К.Маркова – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.

32. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М.Митина. – М.: "Дело", 1994. - 324 с.

33. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Дело, 2003. - 324 с.

34. Маейрс, Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2005. – 545 с.

35. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии.- СПб.: Питер, 2000. – 326 с.

36. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

37. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319с.

38. Парыгин, Б.Д. Социальная психологи. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

39. Практическая психология образования: учебник /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Питер, 2009. – 400 с.

40. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. 2-е издание. –СПб.; Питер. 2009. - 579 с.

41. Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. – М.: Наука, 1979. - 335 с.

42. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008 г. - 299 с.

43. Романова, Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

44. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина. –М.: ИПРАН. 2004. - 346 с.

45. Селиванов В.С.Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающ. по спец. "Педагогика и психология" и "Соц. педагогика" - 3-е изд. /В.С.Селиванов. - М.: Academia, 2004. - 336с.

46. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд./Е.А.Сергиенко –М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2006. 210 с.

47. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании. Учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2007. – 357с.

48. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред.В.А.Сластенина: В 2ч. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 516с.

49. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/С.Д.Смирнов.-4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 400с.

50. Современные проблемы педагогики и образования. Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров / Сост. и ред. Р.Г.Резаков. – М.:МПГУ, 2009. – 94с.

51. Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект / Н.В.Тарасова. – М.: ФИРО, 2007. – 52с. – (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 1)

52. Ушаков Д.В. Интеллект: Структурно-динамическая теория./Д.В.Ушаков –М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2003. - 263 с.

53. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума./М.А.Холодная –М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2002. - 297 с.

54. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения./А.В.Хуторской –М., Владос. 2000. - 222 с.

55. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. - М.:Юнити-Дана,2004. - 452 с.

56. Цукерман Г.А. Психология саморазвития./ Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. – М., 1995. – 250 с.

57. Чалдини, Р. Психология влияния.- СПб.: Питер, 1999. – 272 с.

58. Шадриков, В.Д. Психологическая характеристика нормального человека. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 208 с.

59. Шаграева, О.А., Корнеева, Т.В. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

60. Эльконин, Д.Б. Психология игры./Д.Б.Эльконин. – М., Педагогика. 1978. – 420 с.

61. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики. – СПб.: Талисман, 1995. – 288с.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к государственному

итоговому экзамену

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному комплексному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его психолого-педагогические, методические аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и, с другой стороны, дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения обучающегося в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.

Критерии и параметры оценивания результатов государственного итогового экзамена по направлению 050400.68 «психолого-педагогическое образование», проФИЛЬ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПсихоЛОГИЯ" (магистратура)

Основу оценивания результатов государственного итогового экзамена обучающегося магистратуры составляет балльно-рейтинговый подход. Критерии и параметры оценивания результатов заложены в технологической карте.

При оценке ответов учитываются:

- глубина понимания вопроса (демонстрация системы знаний);

- полнота его освещения;

- демонстрация уровня предметно-методических и психолого-педагогических знаний, который соответствует такому этапу усвоения, как этап их применения в практике обучения младших школьников.

- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

Наименование Уровень// ступень образования (бакалавриат, магистратура) Место ГИЭ в учебном плане Форма отчетности Курс, индекс группы
Государствен-ный итоговый экзамен магистратура Цикл разделов Экзамен  
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
Параметр оценки Критерии оценки Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
1. Содержание ответа Соответствие содержания ответа заданному вопросу. Наличие в ответе дидактических единиц, предусмотренных вопросом/заданием. Демонстрации обучающимся знания фактического материала    
2. Владение темой Формулирование и обоснование собственной точки зрения на заявленные проблемы. Изложение материала профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов. Сопоставление понятий и терминов. Использование категорий и терминов в их ассоциативной взаимосвязи. Иллюстрирование представленных теоретических положений практическими примерами и экспериментальными данными.    
1.Структура и логика ответа Структурирование ответа. Логическая взаимосвязь структурных элементов ответа. Отражение логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Сохранение временных рамок на ответ при сохранении смысла.    
2.Речевое оформление ответа Самостоятельность, оригинальность в представлении мате­риала: стилистических оборотах, манере изложения.    
Итого:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Задание (одно по выбору обучающегося) Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
1. Проанализируйте образовательную среду Института педагогики и психологии образования МГПУ на основе критериев её психолого-педагогического качества.    
или 2. Охарактеризуйте уровень психологической культуры студентов и магистрантов института педагогики и психологии образования МГПУ и предложите программу действий по повышению её уровня.    
Итого:    
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: