Личность

Личность – общественно-исторически обусловленное высшее интегральное психическое образование, свойственное только человеку как строительный потенциал его психической деятельности и поведения. Личностью является конкретный человек как субъект общественной деятельности и общественных отношений. В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, т. е. в свернутом виде такие этапы развития человеческого общества, как собирательство, охота и т. д.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения и т. п., пришел к выводу, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь сексуальным влечением.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда является так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Наиболее популярна на Западе теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивидуума управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т. д.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле жизненного пространства.

Таким образом, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитиви-стскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрингер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

К. К. Платонов выделял четыре подструктуры личности:

• подструктура направленности объединяет отношения и моральные черты личности. Различают уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность;

• подструктура социального опыта включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения;

• психологическая подструктура, или подструктура форм отражения. Это индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в течение социальной жизни;

• биологическая подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые и возрастные особенности и патологические изменения, которые зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделял:

• индивидуально-типологические особенности (темперамент, способности, характер);

• психические образования, приобретаемые в процессе жизнедеятельности (знания, умения, навыки);

• направленность, проявляющуюся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, которые формируют мотивы деятельности, мировоззрение.

Таким образом, личность человека представляет собой определенную структуру движения, развитие которой в социальном и биологическом пространстве происходит в определенном направлении с определенной активностью при саморегуляции этого движения и с осознанием происходящего.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, умений, регулирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий. Она характеризуется доминирующими интересами, потребностями, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Составляющие направленности – потребности, мотивы, способности, жизненные цели.

Основные формы направленности:

мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем;

убеждения – система осознанных потребностей человека, побуждающая его поступать в соответствии со своими взглядами;

идеалы – потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения;

интересы – эмоциональные проявления познавательной потребности, отличающиеся широтой и устойчивостью;

стремления – мотивы поведения, выражающие потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности; намерения – отчетливо осознаваемые стремления и знание, как их осуществить.

Источником активности являются потребности, которые представляют внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. По своему происхождению потребности делятся на материальные и духовные, биологические и социальные. Потребность характеризуется следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет; во-вторых, приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и как она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

А. Маслоу предложил следующую иерархию потребностей.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.

Мотив – это субъективное отражение потребности, осознанная и опредмеченная потребность. Первая часть мотива – отражательная, вторая – регуляторная, являющаяся побудителем к действию и направленная на удовлетворение потребности. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, образует мотивационную сферу личности.

Мотивационная сфера имеет следующие характеристики:

• состав и структуру;

• величину пролонгирования;

• действенность;

• уровень осознания;

• детерминанты.

В качестве социальных факторов формирования мотивационной сферы выступают:

• идеология;

• эстетические позиции;

• этические нормы.

Мотивы (побуждения) бывают осознанные и неосознанные. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе прошлого опыта. Они представляют собой систему установок.

Под установкой понимают психическое состояние человека, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.

В отечественной психологии теоретические основы установки разработал Д. Н. Узнадзе.

Различают несколько видов установок:

моторная – это установка готовности к физическим действиям, например, движение кисти к большим или маленьким предметам;

перцептивная – ожидание звонка, выстрела, угрозы;

умственная – предубеждение следователя относительно виновности или невиновности подозреваемого лица;

социальная, связанная с качеством конформности личности.

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки – необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. От этих компонентов эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур зависит активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас.

Отличительными особенностями личности являются также сознание и самосознание.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Актом сознания является обобщение – установление связей с окружающей действительностью.

Характеристики сознания:

• активность, предполагающая регулирование деятельности;

• интенциональность – направленность на объект;

• рефлексивность – способность к самонаблюдению;

• обусловленность сознания мотивационной сферой;

• различные степени ясности сознания.

Сознание онтогенетически предшествует самосознанию.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивидуум осознает себя в качестве субъекта деятельности, и это его представление о себе складывается в так называемый образ «Я».

Структура самосознания:

• познавательная сторона (самопознание);

• эмоционально-ценностная сторона (самоотношение);

• волевая сторона (саморегуляция).

Самосознание может осуществляться через отношение данного человека к другому. Углубление самосознания происходит за счет расширения межличностных отношений, увеличения степени разнообразия деятельности через наблюдение за другими к наблюдению за собой, через накопление понятийного знания.

Приемы самосознания:

• самовосприятие и самонаблюдение;

• самооценка и самоосмысление.

Любой акт самосознания – единство самосознания и самопереживания, в результате формируется самоотношение. Выражением самоотношения является самооценка. Результат самосознания и самоотношения – саморегулирование – процесс организации личностью своего поведения. Человек не механически приспосабливается к окружающей среде – он сам является сознательным членом этой среды, избирательно воспринимает ее воздействие, перерабатывает, оценивает их и в соответствии с этой оценкой и самооценкой управляет своим поведением.

Методика определения свойств личности [18]

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения, жесткость – чувствительность, прямолинейность – дипломатичность, консерватизм – радикализм, самоконтроль).

Инструкция. Вам будут предложены вопросы, цель которых – выяснить ваши взгляды и интересы. Сначала заполните верхнюю часть бланка для ответов. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если вы выбрали ответ «а», то перечеркните крестиком левый квадратик; если выбрали ответ «б» – то средний квадратик; если вы выбрали ответ «в» – то правый квадратик бланка ответов.

Отвечая, помните о следующих четырех простых правилах:

1. Вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Не тратьте много времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову.

2. Старайтесь избежать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно вы не можете (не более одного неопределенного ответа на 5-б вопросов).

3. Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы вам трудно будет отнести к себе, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ.

4. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Опросник (сокращенный вариант)

1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

2. Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

3. Если бы я увидел дерущихся детей, то я:

а – не вмешивался бы;

б – не уверен;

в – вмешался, чтобы прекратить драку.

4. По-моему, интереснее быть:

а – инженером-строителем;

б – не уверен;

в – драматургом.

5. Я бы предпочел работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

6. При разговоре я предпочитаю:

а – высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;

б – нечто среднее;

в – прежде хорошенько собраться с мыслями.

7. При одинаковом рабочем времени и заработке мне было бы интереснее работать:

а – столяром;

б – не уверен;

в – официантом в хорошем ресторане.

8. На общественные должности меня выбирали:

а – лишь изредка;

б – несколько раз;

в – многократно.

9. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:

а – острый;

б – резать;

в – точить.

10. Большинство знакомых считают меня интересным собеседником:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

11. В школе я предпочитал (или предпочитаю):

а – уроки, связанные с искусством;

б – не уверен;

в – уроки труда.

12. В наше время требуется:

а – больше дисциплинированных добросовестных людей;

б – не уверен;

в – больше романтиков и энтузиастов.

13. При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят в чем-то убедить:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

14. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

15. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:

а – лесником;

б – не уверен;

в – учителем средней школы.

16. Ко дню рождения, к праздникам:

а – я люблю делать подарки;

б – затрудняюсь ответить;

в – считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.

17. «Усталый» так относится к «работать», как «гордый» относится к:

а – улыбка;

б – успех;

в – счастливый;

е – нет.

18. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:

а – свеча;

б – Луна;

в – электрический свет.

19. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:

а – чаще одного раза в неделю, т. е. чаще, чем большинство;

б – примерно раз в неделю, т. е. как большинство;

в – реже, чем раз в неделю, т. е. реже, чем большинство.

20. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:

а – правильно;

б – не уверен;

в – неправильно.

21. Мне бы понравилось быть ветеринаром; лечить и оперировать животных:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

22. Я ем с таким удовольствием, что не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие:

а – верно;

б – не уверен;

в – неверно.

23. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я:

а – оставался при своем мнении;

б – нечто среднее;

в – соглашался с их авторитетом.

24. Во многих отношениях в считаю себя вполне зрелым человеком:

а – верно;

б – не уверен;

в – неверно.

25. «Удивление» так относится к «странная», как «страх» относится к:

а – смелый;

б – тревожный;

в – ужасный.

26. Какая из следующих дробей отличается от двух других:

а – 3/7;

б – 3/9;

в – 3/11.

27. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

28. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

29. Я предпочитаю читать:

а – реалистические описания военных или политических конфликтов;

б – не знаю, что выбрать;

в – роман, возбуждающий воображение и чувства.

30. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это может показаться невежливым и нарушает спокойствие:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

31. Я предпочел бы иметь работу:

а – с постоянным окладом;

б – нечто среднее;

в – с более высокой зарплатой, которая бы прямо зависела от моих усилий и продуктивности.

32. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

а – верно;

б – нечто среднее;

в – неверно.

33. «Размер» так относится к «длина», как «нечестный» к:

а – тюрьма;

б – нарушение;

в – кража.

34. Быть осторожным и не ждать многого лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха:

а – согласен;

б – не уверен;

в – не согласен.

35. Думая о трудностях в своей работе, я:

а – стараюсь заранее планировать, как с ними справиться;

б – нечто среднее;

в – считаю, что справлюсь с ними, когда возникнут.

36. Интереснее быть:

а – консультантом, помогающим молодым людям выбирать работу;

б – не уверен;

в – руководителем технического предприятия.

37. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда мне приходится сидеть на собрании:

а – верно;

б – не уверен;

в – неверно.

38. У меня бывает период, когда мне становится немного жаль себя:

а – часто;

б – иногда;

в – никогда.

39. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть:

а – адвокатом;

б – не уверен;

в – пилотом или штурманом.

40. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к:

а – быстрый;

б – наилучший;

в – быстрейший.

41. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд: ХООООПОООШ:

а – ОХХХ;

б – ООХХ;

в – ХООО.

42. Я провожу много свободного времени в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых получал удовольствие:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

43. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради»:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

44. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты:

а – да;

б – иногда;

в – нет.

45. Я очень люблю музыку:

а – легкую, живую;

б – нечто среднее;

в – сентиментальную, задушевную.

46. Красота стиха меня восхищает больше, чем красота хорошо сделанного оружия:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

47. Во время туристских поездок я предпочел бы придерживаться программы, составленной экскурсоводами, нежели самому планировать маршрут:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

48. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:

а – чтобы кто-нибудь победил;

б – не уверен;

в – чтобы спор развивался мирно.

49. Иногда чувство зависти влияет на мои действия:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

50. Интереснее быть:

а – художником;

б – не знаю, что выбрать;

в – общественным деятелем.

51. Какое из следующих слов не относится к двум другим:

а – нисколько;

б – несколько;

в – много.

52. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:

а – шип;

б – красные лепестки;

в – аромат.

53. Мне больше нравится спокойная, обычная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза:

а – согласен;

б – не уверен;

в – не согласен.

54. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании:

а – правильно;

б – не уверен;

в – неправильно.

55. В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

56. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения:

а – правильно;

б – нечто среднее;

в – неправильно.

57. В школе я предпочитал (предпочитаю):

а – русский язык и литературу;

б – трудно сказать;

в – математику.

58. В воспитании важнее:

а – относится к ребенку с достаточной любовью;

б – нечто среднее;

в – выработать нужные привычки и отношение к жизни.

59. Считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки и ненужные традиции:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.

60. Думаю, что в современном мире важнее решить:

а – вопросы нравственности;

б – не уверен;

в – вопросы практического использования научных открытий.

61. Я предпочитаю действовать по-своему, а не придерживаться общепринятых правил:

а – согласен;

б – не уверен;

в – не согласен.

62. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте:

а – всегда;

б – обычно;

в – только если это целесообразно.

63. Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы:

а – согласился;

б – не уверен;

в – вежливо сказал бы, что очень занят.

64. Какое из следующих слов не относится к двум другим:

а – широкий;

б – зигзагообразный;

в – прямой.

65. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» относится к:

а – нигде;

б – далеко;

в – где-то.

66. Меня считают человеком, полным энтузиазма:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

67. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

68. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а – правильно;

б – нечто среднее;

в – неправильно.

69. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков и умений:

а – да;

б – нечто среднее;

в – нет.

70. Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов и на все ответил как следует:

а – да;

б – не уверен;

в – нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: