1. Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и рекомендованную литературу.
2. Уяснить, что психика человека имеет детерминацию не только в биологическом, но и в социальном планах: психика развивается в процессе овладения предметами объективной действительности. В понимании материалистов психика — это свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в способности особым образом отражать реально существующую объективную действительность. Психической отражательной способностью обладает не всякая, даже живая материя, а лишь высокоразвитая (мозг). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они функционируют по своим законам. На всех ступенях своего существования идеальное отождествляется с психическим. По мнению ученых-идеалистов психика не является свойством живой материи и продуктом развития этой материи. Она, как и материя, существует вечно.
В настоящее время имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не является неоспоримым доказательством того, что только развитие материального причинно обусловливает появление и формирование идеального.
Психология как конкретная наука, добывающая факты, строит на их базе свои теории и объясняет поведение человека, а не только его психические явления, существует и развивается дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Психика человека проявляется в форме ощущений, восприятий, памяти, мышления, чувств и других психических явлений.
Само психическое (ощущения, мышление, чувства, способности и т. п.) по отношению к отражаемой материи является вторичным, производным от материи, идеальным.
3. Усвоить, что психика — это специфическая отражательная функция мозга. В философско-гносеологическом (теоретико-познавательном) смысле психика вторична, идеальна. В то же время психика — это продукт и условие своеобразного взаимодействия субъекта и окружающей его объективной действительности, т. е. своеобразная форма и функция реально существующего материального и духовного взаимодействия, что и является предметом научно-психологических исследований.
Правильность психического отражения проверяется практикой. Практика — источник психической деятельности, критерий ее целесообразности и условие развития.
4. Обратить внимание на значение психологии: все области знаний о деятельности людей, отношениях между ними используют данные психологических исследований о закономерностях психической деятельности человека и свойствах его личности. Эти знания используют социологи, экономисты, юристы, медики и другие специалисты для того, чтобы наиболее рационально организовать деятельность человека и правильно строить отношения между людьми, учитывая их индивидуальные особенности.
Основная задача психологии как науки о психической деятельности человека заключается в том, чтобы вскрыть закономерности этой деятельности. Исследовав их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений;
2) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений;
3) содействовать планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Предмет изучения психологии как науки определяют явления: бессознательное, личность, деятельность, поведение, а также сознание человека — как высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития.
5. При работе над вопросом «Методы психологии» необходимо разобраться в сущности каждого метода исследования психики, его достоинствах и недостатках, уяснить, в каких случаях можно пользоваться этими методами, что дает каждый из них при изучении различных сторон психики. Определить место и значение данных методов в педагогической деятельности.
В методах исследования психологии выделяются основные и вспомогательные. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. К вспомогательнымотносятся: метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы (письменный, устный, интервью), тестирование, самонаблюдение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Воспроизведите по памяти определение психологии. Исходя из него сформулируйте основную задачу психологической науки в целом и конкретные задачи ее отраслей.
2. Что дает психологу-исследователю руководство принципами детерминизма, развития, единства сознания и деятельности? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?
3. Начертите схему и дайте развернутую характеристику основных этапов психологического исследования.
4. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для психологических исследований.
5. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?
6. Составьте конспект статьи (Леонтьев А. Н. Понятие отражения и его значение для психологии: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 18—25).