Рекомендации к работе над темой. 1. Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и реко­мен­до­ван­­ную литературу

1. Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и реко­мен­до­ван­­ную литературу.

2. Уяснить, что психика человека имеет детерминацию не только в биоло­ги­че­ском, но и в социальном планах: психика развивается в процессе овладения пред­ме­тами объективной действительности. В понимании материалистов психика — это свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в способности осо­бым образом отражать реально существующую объективную действительность. Пси­хической отражательной способностью обладает не всякая, даже живая мате­рия, а лишь высокоразвитая (мозг). В соответствии с идеалистическим пониманием пси­хики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они неза­висимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в раз­витии, они функционируют по своим законам. На всех ступенях своего суще­ст­во­вания идеальное отождествляется с психическим. По мнению ученых-идеа­лис­тов психика не является свойством живой материи и продуктом развития этой ма­те­рии. Она, как и материя, существует вечно.

В настоящее время имеется множество фактов, которые определенно сви­де­тель­ствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими про­цес­сами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных свя­зях, имеющихся между идеальным и материальным, является сильным аргументом в поль­зу материализма, но, конечно, не является неоспоримым доказательством то­го, что только развитие материального причинно обусловливает появление и фор­ми­рование идеального.

Психология как конкретная наука, добывающая факты, строит на их базе свои тео­рии и объясняет поведение человека, а не только его психические явления, су­щест­вует и развивается дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной фило­софской проблемы.

Психика человека проявляется в форме ощущений, восприятий, памяти, мыш­ле­ния, чувств и других психических явлений.

Само психическое (ощущения, мышление, чувства, способности и т. п.) по от­ношению к отражаемой материи является вторичным, производным от материи, идеальным.

3. Усвоить, что психика — это специфическая отражательная функция мозга. В философско-гносеологическом (теоретико-познавательном) смысле психика вто­рич­на, идеальна. В то же время психика — это продукт и условие своеобразного взаи­модействия субъекта и окружающей его объективной действительности, т. е. свое­образная форма и функция реально существующего материального и ду­хов­но­го взаимодействия, что и является предметом научно-психологических исследований.

Правильность психического отражения проверяется практикой. Практика — ис­точ­ник психической деятельности, критерий ее целесообразности и условие развития.

4. Обратить внимание на значение психологии: все области знаний о дея­тель­но­сти людей, отношениях между ними используют данные психологических ис­сле­до­ваний о закономерностях психической деятельности человека и свойствах его лич­ности. Эти знания используют социологи, экономисты, юристы, медики и другие спе­циалисты для того, чтобы наиболее рационально организовать деятельность чело­века и правильно строить отношения между людьми, учитывая их инди­ви­ду­аль­ные особенности.

Основная задача психологии как науки о психической деятельности человека зак­лючается в том, чтобы вскрыть закономерности этой деятельности. Исследовав их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необ­хо­ди­мые для ее развития. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений;

2) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений;

3) содействовать планомерному внедрению психологических знаний в практику жиз­ни и деятельности людей.

Предмет изучения психологии как науки определяют явления: бес­соз­на­тель­ное, личность, деятельность, поведение, а также сознание человека — как высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития.

5. При работе над вопросом «Методы психологии» необходимо разобраться в сущ­ности каждого метода исследования психики, его достоинствах и недостатках, уяс­нить, в каких случаях можно пользоваться этими методами, что дает каждый из них при изучении различных сторон психики. Определить место и значение данных ме­тодов в педагогической деятельности.

В методах исследования психологии выделяются основные и вспо­мо­га­тель­ные. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. К вспомо­га­тель­нымотносятся: метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы (письменный, устный, интервью), тестирование, самона­блю­де­ние.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Воспроизведите по памяти определение психологии. Исходя из него сфор­му­ли­руй­­те основную задачу психологической науки в целом и конкретные задачи ее отраслей.

2. Что дает психологу-исследователю руководство принципами детерминизма, раз­ви­тия, единства сознания и деятельности? К чему может привести прене­бре­же­ние каждым из названных принципов?

3. Начертите схему и дайте развернутую характеристику основных этапов пси­хо­ло­ги­ческого исследования.

4. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите дос­тоинства того и другого для психологических исследований.

5. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и ан­кетного метода исследования?

6. Составьте конспект статьи (Леонтьев А. Н. Понятие отражения и его значение для психологии: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 18—25).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: