1. Работая над данной темой необходимо уяснить сущность психики и ее развития, так как понимание философских основ психологии является необходимой предпосылкой для глубокого понимания возможностей, задач и методов психологии, для успешного применения психологических знаний в практической деятельности.
Существует два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Материалистическая психология рассматривает развитие как процесс возникновения качественных изменений, процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему. Это не постепенное количественное накопление: возникновение нового качества совершается в виде скачка — «перерыва непрерывности». Существует также возможность плавного перехода к новому качеству. Движущими силами развития являются противоречия, возникающие внутри самого процесса развития между появившимися новыми качествами и качествами, приобретенными ранее, мешающими развитию. Эти противоречия разрешаются победой нового.
|
|
2. Изучая вопрос о развитии психики животных, необходимо уяснить, что изменяясь и усложняясь, условия существования приводят к изменению взаимодействия животных со средой их обитания, что вызывает изменение в строении и функциях нервной системы. В процессе эволюции животного мира диффузная, нерасчлененная нервная система становится все более дифференцированной как по строению, так и по функциям. Возникновение центральной нервной системы и головного мозга, усложнение и дифференцировка органов чувств обеспечивают появление и развитие новых форм отражения. В процессе эволюции возникают новые, более совершенные формы приспособления к изменяющейся среде, новые формы поведения животных, в которых все больше возрастает регулирующая роль психики.
Переход в процессе развития от психики животных к сознанию человека совершается как «перерыв непрерывности». Существует преемственность между развитием отражательной деятельности животных и ее высшей формой — сознанием человека, но возникновение и развитие сознания человека определяется не столько биологическими, сколько социально-историческими закономерностями.
Сознание всегда есть единство осознанного и неосознанного. Сознательное, подсознательное, неосознанное представляют разные уровни отражения действительности человеком.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Объясните, в чем отличие инстинктов от навыков?
2. Чем отличается поведение высших животных (обезьян) от поведения других животных?
|
|
3. Каково различие между инстинктами человека и животных?
4. Почему труд и речь явились основными условиями возникновения сознания человека?
5. В чем отличие сознания человека от психики животных?
6. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости и восприятия?
7. Приведите примеры интеллектуального поведения животных и сделайте вывод о его характерных особенностях.
8. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?
9. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?
10. Проследите в литературных источниках вопрос о сущности человеческого сознания и его структуре. Найдите для их выражения соответствующую схематическую форму.
11. Составьте тезисы доклада по книге (Леонтьев А. Н. Общая характеристика психики животных: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 62—68).
12. Составьте опорный конспект (Шовен Р. Общества насекомых: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 68—75).