Рекомендации к работе над темой. 1. Работая над данной темой необходимо уяснить сущность психики и ее раз­ви­тия, так как понимание философских основ психологии является необходимой

1. Работая над данной темой необходимо уяснить сущность психики и ее раз­ви­тия, так как понимание философских основ психологии является необходимой предпосылкой для глубокого понимания возможностей, задач и методов пси­хо­ло­гии, для успешного применения психологических знаний в практической деятельности.

Существует два основных философских подхода к пониманию природы и прояв­ления психики: материалистическое и идеалистическое. Материалистическая пси­хология рассматривает развитие как процесс возникновения качественных из­ме­­нений, процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему. Это не пос­тепенное количественное накопление: возникновение нового качества совер­ша­ется в виде скачка — «перерыва непрерывности». Существует также воз­мож­ность плавного перехода к новому качеству. Движущими силами развития явля­ют­ся противоречия, возникающие внутри самого процесса развития между поя­вив­ши­ми­ся новыми качествами и качествами, приобретенными ранее, мешающими раз­ви­тию. Эти противоречия разрешаются победой нового.

2. Изучая вопрос о развитии психики животных, необходимо уяснить, что из­ме­­няясь и усложняясь, условия существования приводят к изменению взаи­мо­дей­ст­вия животных со средой их обитания, что вызывает изменение в строении и функциях нерв­ной системы. В процессе эволюции животного мира диффузная, нерасч­ле­нен­ная нервная система становится все более дифференцированной как по строению, так и по функциям. Возникновение центральной нервной системы и головного моз­га, усложнение и дифференцировка органов чувств обеспечивают появление и раз­ви­тие новых форм отражения. В процессе эволюции возникают новые, более совер­шен­ные формы приспособления к изменяющейся среде, новые формы поведения жи­вотных, в которых все больше возрастает регулирующая роль психики.

Переход в процессе развития от психики животных к сознанию человека со­вер­шается как «перерыв непрерывности». Существует преемственность между раз­витием отражательной деятельности животных и ее высшей формой — соз­на­ни­ем человека, но возникновение и развитие сознания человека определяется не столько биологическими, сколько социально-историческими закономерностями.

Сознание всегда есть единство осознанного и неосознанного. Сознательное, под­сознательное, неосознанное представляют разные уровни отражения дейст­ви­тель­ности человеком.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните, в чем отличие инстинктов от навыков?

2. Чем отличается поведение высших животных (обезьян) от поведения других жи­­вот­ных?

3. Каково различие между инстинктами человека и животных?

4. Почему труд и речь явились основными условиями возникновения сознания человека?

5. В чем отличие сознания человека от психики животных?

6. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой про­яв­ления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражи­мости и восприятия?

7. Приведите примеры интеллектуального поведения животных и сделайте вывод о его характерных особенностях.

8. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших жи­вот­ных и человека?

9. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

10. Проследите в литературных источниках вопрос о сущности человеческого соз­на­ния и его структуре. Найдите для их выражения соответствующую схема­ти­че­скую форму.

11. Составьте тезисы доклада по книге (Леонтьев А. Н. Общая характеристика пси­хи­ки животных: Хрестоматия по психологии. 1987. С. 62—68).

12. Составьте опорный конспект (Шовен Р. Общества насекомых: Хрестоматия по пси­хологии. 1987. С. 68—75).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: