Развитие поточного метода производства

на основных самолетостроительных заводах СССР*

№ авиазавода Марка самолета Количество поточных линий Примечание
1943 г. 1945 г.
  Ил-2     + конвейер окончательной сборки (1944 г.)
  Ил-2      
  Ла-5   -  
  Ла-7 -   То же
  Пе-2 -   То же
  Як-9 -   То же
  Як-3 -    

* История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение, 1910-2010 / под общ. ред. Д.А. Соболева М.: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2011. С. 186.

Главными результатами перевода самолетостроения на поток стали: достижение более высокой ступени организации производства, повышение его культуры и, самое важное, – удалось существенно поднять уровень производительности труда, снизив себестоимость продукции. Если с апреля 1942 г. по октябрь 1943 г. в среднем по народному хозяйству СССР производительность труда увеличилась на 39,2 %, то в авиаиндустрии – на 40,9 %. В дальнейшем эта тенденция усилилась: к апрелю 1944 г., по сравнению с тем же месяцем 1942 г., эффективность труда в авиастроении увеличилась на 47 %, тогда как общий ее уровень в промышленности – на 40 %. Темпы роста производительности труда в отрасли даже перекрывали государственные задания. Если в 1940 г. 1 тыс. рабочих производила 35,6 условных самолетов, то в 1943 г. – уже 78,8 [4, с. 186].

Внедрение конвейера на авиамоторных заводах проходило примерно так же. Например, на авиамоторном заводе № 26 в Рыбинске в 1940 г. был введен в строй новый конвейер. Именно в это время на Рыбинском заводе впервые и при жестком контроле стал неукоснительно применяться суточный производственный график. Приходил конец авралам и штурмовщине. График ежедневного производства после тщательной технической и организационной работы был послан на утверждение в ЦК ВКП (б). Предусматривался максимум – выпуск до 15 моторов в сутки, а в Кремль действительно докладывали каждый день. Завод быстро набирал темпы и шел на превышение графика: в ноябре 1940 г. он дал 136 моторов М-105 и 12 моторов М-105П, в декабре соответственно 500 и 129 (в среднем 25-26 моторов в день). В январе 1941 г. с конвейера сошел уже 751 мотор, в феврале – 818, а всего с ноября 1940 г. по июнь 1941 г. наш авиация получила 3178 моторов М-105, 2513 – М-105П и 165 – М-107 [20, с. 83-84].

Если перед войной завод № 26 выпускал 35 моторов в сутки, то уже в июле 1941 г. – 45. Только за первый военный месяц завод выпустил 1100 моторов, включая М-107, о которых особенно заботилось правительство. А за 3 месяца – с июля по сентябрь 1941 г. – рыбинцы дали авиации 3458 М-105, М-105П и М-107 вместо 3371 моторов, предусмотренных планом [20, с. 110].

Поточный метод производства внедрялся и на агрегатных заводах отрасли, например, на заводе № 467 в Павлово-на-Оке, выпускавшем воздушные винты [21, с. 17]. В 1943 г. были построены поточные линии в основных цехах, а в 1944 г. проводились работы по их доводке и освоению, а также проектированию новых линий. Намеченное при проектировании потока улучшение технико-экономических показателей в основном было достигнуто. Изменение технологического процесса, оборудования и оснастки, а также стремление усовершенствовать ранее построенные порочные линии вынудили к концу 1944 г. произвести дополнительные перестройку цеха № 10 и приступить к постройке цеха № 15 [22, Л. 24-25].

В результате завод № 467 к 1945 г. получил дополнительные возможности. Например, цеху № 10 удалось увеличить выпуск деталей на 30 %; снизить трудоемкость стакана на 30 минут, противовеса – на 40 минут; облегчить труд основных и вспомогательных рабочих цеха; наладить ритмичный выпуск деталей и упорядочить всю работу цеха. Высвобождались 2 станка и 4 человека рабочих [22, Л. 26].

С весны 1943 г. началось внедрение поточно-конвейерных линий на Горьковском заводе № 469 им. М.М. Громова – производителе радиаторов для авиамоторов [23, с. 27].

По решению партийно-технической конференции по использованию и изысканию внутренних резервов, проходившей в ноябре 1943 г., было решено с первого февраля 1944 г. пустить в эксплуатацию две поточные линии с принудительной подачей в выпускном цехе № 85 и габаритном цехе № 90. Постройка и пуск в эксплуатацию этих поточных линий были закончены досрочно. Перед пуском конвейеров были проведены партийно-комсомольские собрания по цехам, совещание мастеров с лучшими стахановцами. Для проведения агитмассовой работы на конвейерах были выделены лучшие агитаторы, которые разъясняли рабочим, что дает заводу конвейер. Отдельные рабочие и некоторая часть инженерно-технических работников высказывали мнение, что в производстве радиаторов конвейер неприемлем. Эти настроения настораживали партийную организацию завода, которая принимала все меры, чтобы хорошо подготовить работу конвейеров.

Перед пуском конвейера в выпускном цехе были расставлены все рабочие, и в первую очередь, лучшие стахановцы. Каждый знал, какую он должен был делать операцию, – говорится в отчете о работе парторганизации завода № 469 им. М.М. Громова за I квартал 1944 г. [24, Л. 32].

Первые дни работы на конвейере показали, что тщательная подготовка оправдала себя. Уже на третий и четвертый день рабочие стали выдерживать установленный ритм, и не приходилось останавливать работу конвейера. В первые же дни работы трудящиеся доброжелательно отнеслись к этому новому виду производства; был подан ряд рацпредложений, улучшающих условия работы на конвейере. Все замечания и предложения быстро внедрялись в производство. Это дало возможность через короткий промежуток времени достигнуть нормальной эксплуатации конвейера.

Пуск конвейеров в среднем высвободил 94 человека квалифицированных рабочих и 11 человек подсобных рабочих: по цеху № 90 – 28 квалифицированных и 5 подсобных рабочих, по цеху 85 – соответственно 66 и 6, которые стали использоваться на узких участках цехов.

Если сравнить производственную программу IV квартала 1943 г. с I кварталом 1944 г., то рост выразился в 15 %. Без внедрения конвейеров потребовалось бы 147 производственных рабочих; для выполнения увеличенной программы II квартала, которая была увеличена против фактического выполнения плана первого квартала 1944 г. на 20 %, потребовалось бы 315 человек.

Внедрение поточного метода производства с принудительным ритмом оказало влияние на улучшение работы не только тех цехов, в которых были установлены конвейеры, но и на работу всех звеньев завода, имеющих прямое или косвенное отношение к тем цехам, в которых начали работать конвейерные линии.

Затраты рабочего времени по тем операциям, которые были переведены на поток, сократились на 40-49 %. Рабочий день уплотнился: если в январе 1944 г. простои из-за отсутствия работы составляли 5,6 %, то в марте они составляли 0, 8 %.

Увеличение валовой продукции в марте 1944 г. по сравнению с январем составило 25 % при сокращении численности рабочих и снижении себестоимости продукции [24, Л. 33].

Внедрение поточно-конвейерного метода производства позволило не только увеличить выпуск авиапродукции, но и сократить технологический разрыв с авиапромом Германии, что хорошо видно на примере производства лучших истребителей воюющих сторон – Ла-5 и Фокке-Вульф FW 190 [25, с. 35-37].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: