Индексный метод в статистике. Его функции и задачи. Индивидуальные и общие индексы. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Их взаимосвязь

Индекс – это относительная величина сравнения уровней сложных показателей или отдельных их единиц, которые непосредственно не подлежат суммированию. Основные задачи индексов: 1) измерение изменения сложных явлений (определение изменения физического объема всей продукции предприятия).2) определение влияния отдельных факторов на изменение динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота).

Проведем вычисления индексов на примере индекса цен и объемов реализации продукции. При вычислении следующими обозначениями: p – цена; q – объем реализации; "0 " - базисный период; "1 " - отчетный период. Так p0 - цена товара базисного периода; q1 - объем реализации в отчетном периоде.

Таким образом, индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами и т.д. Например, интересно сравнить среднедушевое потребление какого-либо продукта в России и в развитых странах, а также провести сравнение с нормативом рационального питания.

1. Индивидуальные индексы. Служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления (например, изменение объема выпуска телевизоров определенной марки, рост или падение цен на акции в каком-либо акционерном обществе)

2. Общие индексы. Отражают изменение всех элементов сложного явления. При этом под сложным явлением понимают такую статистическую совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию (физический объем продукции, включающий разноименные товары, цены на разные группы продуктов).

Существует два способа расчета индексов цен: индексы цен Пааше и Лайспейреса.

Индекс цен Ласпейреса. Данный способ предлагает использование весов базисного периода . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.

— стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам

отчетного периода

— фактическая стоимость продукции в базисном периоде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: