По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.
В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:
указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).
Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Законы РФ официально публикуются также в "Парламентской газете".
|
|
Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным.
|
|
По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.
Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа "закон обратной силы не имеет".
Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.
Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.
46. Способы оспаривания нормативных актов в РФ
НПА-документ, принятый управомоченным субъектом, в котором содержатся нормы права.
НПА делятся на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты не должны противоречить законам. если такое случается то происходит-коллизия(противоречие). Чтобы избавиться от таких противоречий и существует возможность оспаривания. Оспаривание-это суд проверка НПА.
3 режима оспаривания:
1. В порядке конституц судопроиз-ва (ФКЗ "О Конституц суде") - проверка на предмет соответ-я КРФ, провер-ся указы Президента, ФЗ, Постановления Прав-ва. Может подтвердить или не подтвердить (приостановление действия ФЗ,); проивречит/не противоречит
2. В порядке гражданского судопроиз-ва. (законы субъектов, ведомственные нпа) ГПК-публичное произ-во. Могут оспариваться только з-ны субъектов и ПА субъектов на предмет их соответ-я ФЗ;
3. В порядке арбитражного судопроиз-ва, регулир-ся АПК. В этом порядке оспариваются з-на и ПНА субъектов по? эк-кой деят-ти;
4. Оспаривание в рамках прокурорского надзора (досудебная). Прокуратура напрвляет протест при выявлении противоречий указывает на них издателю. Издатель может не согласиться или отказаться. Если протест удовлетворен, то в течении месяце исправляется. Если не удовлетворен, то прокурор обращается в суд и начинается судебное оспаривание.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Задача всех способов - обеспечить единое правовое пространство, не противореч-ть законодат-ву.