Действие нормативно-правовых актов во времени

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:

указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);

указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены такие дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления - со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Законы РФ официально публикуются также в "Парламентской газете".

Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией, а также если он специальным решением Конституционного суда признается неконституционным.

По общему правилу закон не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона.

Юридическая практика выработала два типичных исключения из принципа "закон обратной силы не имеет".

Во-первых, он имеет обратную силу, если специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу.

Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. В этом проявляется гуманная природа российского законодательства, его забота о личности.

46. Способы оспаривания нормативных актов в РФ

НПА-документ, принятый управомоченным субъектом, в котором содержатся нормы права.

НПА делятся на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты не должны противоречить законам. если такое случается то происходит-коллизия(противоречие). Чтобы избавиться от таких противоречий и существует возможность оспаривания. Оспаривание-это суд проверка НПА.

3 режима оспаривания:

1. В порядке конституц судопроиз-ва (ФКЗ "О Конституц суде") - проверка на предмет соответ-я КРФ, провер-ся указы Президента, ФЗ, Постановления Прав-ва. Может подтвердить или не подтвердить (приостановление действия ФЗ,); проивречит/не противоречит

2. В порядке гражданского судопроиз-ва. (законы субъектов, ведомственные нпа) ГПК-публичное произ-во. Могут оспариваться только з-ны субъектов и ПА субъектов на предмет их соответ-я ФЗ;

3. В порядке арбитражного судопроиз-ва, регулир-ся АПК. В этом порядке оспариваются з-на и ПНА субъектов по? эк-кой деят-ти;

4. Оспаривание в рамках прокурорского надзора (досудебная). Прокуратура напрвляет протест при выявлении противоречий указывает на них издателю. Издатель может не согласиться или отказаться. Если протест удовлетворен, то в течении месяце исправляется. Если не удовлетворен, то прокурор обращается в суд и начинается судебное оспаривание.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Задача всех способов - обеспечить единое правовое пространство, не противореч-ть законодат-ву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: