Одной из важнейших задач государства в сфере охраны окружающей среды является создание и обеспечение функционирования такой системы финансирования экологических мероприятий, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их технических нагрузок на природу.
Финансирование экологической сферы должно строится по смешанному типу: помимо бюджетных расходов (которые неизбежны, т.к. остаются органы управления), необходим эффективный механизм финансирования природоохранной деятельности за счет предприятий-загрязнителей.
Реализовать этот механизм позволяют целевые фонды охраны природы. Создание бюджетных фондов охраны природы позволяет более полно учитывать местную специфику финансируемых объектов и необходимые пропорции в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992, в ред. 2002), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
- средства республиканского и местных бюджетов;
- средства государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;
- средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- средства граждан, в том числе иностранных;
- кредиты банков;
- иностранные инвестиции.
Помимо указанных источников фонды могут пополняться за счет:
- платежей за выдачу лицензий на природопользование,
- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи, незаконно добытой с их помощью продукции,
- инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства,
- долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений.