Основные понятия, встречающиеся при изучении дисциплины

Анализ (в широком плане) – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ внешней среды – это оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки зрения предприятия (организации) объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние, или это влияние ограничено.

Анализ рынка – комплекс маркетинговых исследований, направленный на изучение рыночных характеристик. Он может быть полным и частичным. Частичный анализ рынка по емкости рынка или рыночной доле, поиску конкурентов, изучении. Их ассортимента и цен и т.д., могут проводить работники подразделений маркетинга, продаж. Полный анализ рынка проводится силами специализированных маркетинговых фирм.

Анализ конкурентных преимуществ – комплексный анализ с целью выявления слабых и сильных сторон, возможностей предприятия (организации) и угроз его положению на рынке. На основе полученных в ходе анализа прогнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.

Анализ хозяйственной деятельности – это конкретно-экономический анализ на микроуровне, который применяется для изучения состояния отдельных предприятий.

Ассортимент продукции – развернутый состав продукции, выпуск которой предусматривается производственной программой предприятия или же сформированный торговым предприятием; характеризует ее натуральный состав по видам, типам, сортам, размерам, маркам и т.п.

Бренды – атрибуты предприятия или товара; отражают их индивидуальность, привлекают концентрированное внимание потребителей, клиентов и создают имидж, способствуя достижению репутации и продвижению товара на рынке. К брендам относятся раскрученные торговые марки.

Внешняя информация – информация, собранная за пределами предприятия (организации), но используемая им в своих целях.

Внутренняя информация – любая информация, собранная предприятием (организацией).

Внутренняя среда предприятия (организации) – это часть общей маркетинговой среды, находящейся внутри предприятия и контролируемая им.

Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжирование по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделена главная цель и подчиненные ей цели первого, второго и т.д. уровней (ветви дерева).

Диагностика конкурентной среды – составная часть конкурентного анализа, оценка уровня и интенсивности конкуренции. К ней относятся экспертные оценки, построение гипотез, компьютеризованные имитационные модели.

Диверсификация – процесс освоения предприятием направлений действия, отличающихся от традиционного.

Емкость рынка – показатель, характеризующий способность рынка (совокупности потребителей) поглотить (приобрести) некоторый объем товаров при определенных условиях за определенный отрезок времени.

Имидж предприятия (организации) – это образ складывающийся у потребителей, партнеров, общественности. Его основу составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика.

Имидж продукта – устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Индекс цен – статистический показатель, отражающий общее изменение цен.

Информационная культура – знания, умение и навыки эффективного использования информации в условиях компьютеризации.

Информационное поле – совокупность информации, обращающейся в человеческом обществе.

Информация (в маркетинговом исследовании) – цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

Качество – совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Коммерческий риск – опасность потерпеть поражение на рынке.

Конкурентный анализ – изучение и прогнозирование действий конкурентов, выявление их потенциальных возможностей, оценка конкурентоспособности товаров-конкурентов.

Конкурентная борьба – способы поведения конкурирующих предприятий (организаций) на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность товара – вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.

Конкуренция отраслевая – конкурирующими являются предприятия, производящие тот же продукт или группу продуктов.

Конъюнктура рынка – конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или определенный промежуток времени под воздействием комплекса факторов.

Корреляционный анализ – статистический метод выявления связи между изучаемыми явлениями и процессами.

Лидерство на рынке (шкалирование позиции фирмы) – позиция фирмы, зависящая от ее доли на рынке (от 40% и выше – лидер рынка, от20% до 40% - претендент на лидерство и т.д.).

Лояльность потребителей – предпочтение, которое отдает целевая группа или отдельные потребители той или иной марке товара. Задача маркетинга – сделать максимальное число покупателей лояльными своей торговой марке и сохранить эту преданность на длительный срок.

Маркетинг – деятельность по доведению товара до потребителя, ориентированная на потребности рынка, а также иерархически организованная система управления рыночной деятельностью, регулирования некоторых рыночных процессов и изучения рынка.

Маркетинговая информационная система (МИС) – совокупность персонала оборудования и процедур, предназначенная для сбора, обработки, анализа, хранения и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений.

Маркетинговый анализ – это: 1) сложный процесс получения выводов из имеющейся и полученной информации, без которого невозможно обеспечить приемлемый уровень риска маркетинговых действий, затруднена управленческая деятельность, практически неосуществимо регулирование рыночных процессов, разработка стратегий развития предприятий, организаций; 2) оценка, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности предприятий с помощью различных методов исследований. Существуют и другие определения.

Маркетинговый аудит – это всестороннее, систематическое, независимое периодическое исследование предприятием маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности с точки зрения выявления проблем и скрытого потенциала, а также разработки плана действий по улучшению маркетинга.

Маркетинговые исследования – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

Маркетинговый план – основной инструмент координации маркетинговых мероприятий.

Миссия предприятия – это четко сформулированный смысл существования предприятия (организации), его предназначение, философия бизнеса. Смысл существования предприятия раскрывает причину его появления на рынке и отличие от ему подобных. В миссии отражается его уникальность и значимость для различных субьектов рынка.

Позиционирование товара – процесс определения места нового товара в ряду существующих товаров на основе сегментации рынка, установление области его применения наряду с другими аналогичными товарами.

Показатель – величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта Показатели могут быть: единичными и групповыми, аналитическими, прогнозными, плановыми, отчетными, статистическими, техническими, качества, экономическими и др.

Потенциал предприятия (организации) – это комплекс его возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных целей.

Принцип – основное исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или правило поведения личности.

Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Ранжирование – определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска.

Сегмент рынка – большая, четко идентифицированная по какому-либо признаку группа покупателей внутри рынка.

Система анализа маркетинговой информации – основывается на статистическом банке моделей. Статистический банк моделей – это совокупность методов современной статистической обработки информации. Банк моделей – это совокупность моделей, призванных для решения определенных маркетинговых задач (оценка потребителей, стратегическое планирование и т.п.).

Система внешней маркетинговой информации – предназначена для регулярного сбора внешней маркетинговой информации.

Система внутренней отчетности – в современных информационных системах предприятия является частью корпоративной базыц данных, в которой регистрируется весь коммерческий документооборот.

Система маркетинговых исследований – позволяет получить специфическую информацию, регистрировать которую постоянно нет необходимости.

СВОТ- анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угрозы и возможности, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий предприятия.

Стратегическая цель предприятия – генеральная цель развития предприятия, учитывающая факторы среды маркетинга.

Стратегия маркетинга – главные принципиальные направления маркетинговой деятельности предприятия, следуя которым оно достигает поставленным перед ним целей.

Тактика маркетинга – средства и приемы маркетинга, предназначенные для выполнения маркетинговой стратегии.

Товарная политика – это совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, которые включают повышение качества и совершенствование производимой продукции, предложение рынку новых товаров, продление стадий жизненного цикла продукции, ее позиционирование на рынке, а также ассортиментную политику.

Целевой рынок – часть доступного рынка, которая выбрана предприятием для дальнейшей работы.

Цели маркетинга – показатели и качественные характеристики, определяющие содержание маркетинговой деятельности предприятия для конкретного интервала времени.

Цель предприятия – это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех работников в заданный промежуток времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: