— У меня большая картинка, а у вас — маленькие. Я буду показывать посуду, а вы среди своих картинок находите такую же. Скажите об этом так:
У ВАС ТАРЕЛКА, А У НАС ТАРЕЛКИ У ВАС СТАКАН, А У НАС СТАКАНЫ и т. д.
Л Г Образование существительных с суффиксами -ниц-, -онк-
— У меня на столе — продукты и посуда. Подумайте, какая посуда предназначена для какого продукта. Давайте разложим все правильно.
САХАР В САХАРНИЦУ ХЛЕБ В ХЛЕБНИЦУ ПЕРЕЦ В ПЕРЕЧНИЦУ
СУП В СУПНИЦУ СУХАРИ В СУХАРНИЦУ
—Эти слова очень похожи. Давайте еще раз их повторим и покажем посуду. Как называется эта посуда? {СОЛОНКА.)
— А эта? {МАСЛЕНКА.)
- Для чего нужны солонка и масленка?
Л Г Составление предложений по предметным картинкам и схемам {рис. 46)
Рис. 46
— Рассмотрите картинки и составьте предложения с этими словами.
Слова: САХАРНИЦА СУХАРНИЦА СОЛОНКА
ХЛЕБНИЦА СУПНИЦА МАСЛЕНКА
№ 3 Тема «Посуда» Задачи:
— продолжать формировать понятие «посуда», учить детей сравнивать посуду по внешнему виду и назначению;
— обращать внимание дошкольников на правильное согласование прилагательных с существительными при составлении рассказа-описания предметов посуды;
|
|
—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
— упражнять в подборе слов-антонимов к прилагательным.
? Выделение лишнего из группы предметов (рис. 47)
Рис. 47
— Найдите картинку, которая не подходит ко всем остальным (лишняя). Л Называние предметов посуды, введение в активный словарь новых слов
— Где стоит посуда? (В буфете, в кухонном шкафу, на полке.)
— Назовите и покажите посуду на картинках.
— Разделите картинки, на которых нарисована посуда, на две группы:
1. Посуда, из которой КУШАЮТ, которую СТАВЯТ НА СТОЛ.
ЧАШКА СКОВОРОДА СУПНИЦА ПОЛОВНИК МАСЛЕНКА ЛОЖКА СУХАРНИЦА |
2. Посуда, в которой ВАРЯТ, ЖАРЯТ, КИПЯТЯТ, в которой ГОТОВЯТ ЕДУ
Картинки: ВИЛКА ЧАЙНИК
НОЖ КАСТРЮЛЯ
ТАРЕЛКА БИДОН
БЛЮДЦЕ ВЕДРО
ХЛЕБНИЦА СОЛОНКА
ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ
—Посуда, из которой кушают, которую ставят на обеденный стол, называется так СТОЛОВАЯ ПОСУДА
— Посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят, называется так: КУХОННАЯ ПОСУДА Г Образование уменьшительно-ласкательной формы сушествительных от названий предметов посуды
—Помните, мы читали сказку «Три медведя». Там был большой медведь — Михайло Иванович и маленький медвежонок Мишутка. Какой ложкой ел большой медведь? {Большой.) А Мишутка? {Маленькой ЛОЖЕЧКОЙ.) У медведя была большая чашка, а у Мишутки — маленькая... {ЧАШЕЧКА.) Я буду показывать посуду большого медведя, а вы называйте ту, которая была у Мишутки.
БЛЮДЦЕ—БЛЮДЕЧКО СТАКАН — СТАКАНЧИК
|
|
КАСТРЮЛЯ — КАСТРЮЛЬКА БИДОН — БИДОНЧИК ТАРЕЛКА — ТАРЕЛОЧКА и т. д. Л Г Дидактическая игра «Дежурные». Описание внешнего вида посуды с помощью картинок-символов
— Каждый день в нашей группе есть дежурные. Какие у них обязанности? Как одеты дежурные? Сейчас вы все будете ими. Надевайте белые колпаки и фартуки. Накроем стол к обеду. Вот посуда. Возьмите любой предмет, поставьте на стол и расскажите о нем. Вам помогут картинки-символы.
образцы материалов
1 ЧТО ЭТО?
2 КАКОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ?
3 ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА?
4 КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?
5. КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?
Например: ЭТО ЧАШКА. ЧАШКА БОЛЬШАЯ, ФАРФОРОВАЯ, БЕЛАЯ. НА НЕЙ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ. ИЗ ЧАШКИ ПЬЮТ ЧАЙ.
ЭТО СТОЛОВАЯ ЛОЖКА. ЛОЖКА БОЛЬШАЯ, МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ. ЛОЖКОЙ ЕДЯТ СУП.
Аналогично: СОЛОНКА, ТАРЕЛКА и т. д.
Р Сравнение предметов по внешнему виду (рис. 49)
— Давайте скажем, чем отличаются и чем похожи ТАРЕЛКА и БЛЮДЦЕ.
Рис. 49
ЭТО — ТАРЕЛКА, А ЭТО — БЛЮДЦЕ. ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ, А БЛЮДЦЕ МАЛЕНЬКОЕ. ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ, А БЛЮДЦЕ МЕЛКОЕ ТАРЕЛКА БЕЛАЯ, А БЛЮДЦЕ ГОЛУБОЕ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ, А БЛЮДЦЕ ПЛАСТМАССОВОЕ ИЗ ТАРЕЛКИ ЕДЯТ СУП, А НА БЛЮДЦЕ СТАВЯТ ЧАШКУ
Аналогично: ЧАШКА — СТАКАН, ЛОЖКА — ВИЛКА и т. д. Р Составление предложений по сюжетным картинкам (индивидуально)
—Что вы видите на картинке? Составьте предложение. Л Подбор слов-антонимов к прилагательным
—Как сказать наоборот? Подбирайте к моим словам слова с противоположным значением.
ЧИСТЫЙ СТАКАН—ГРЯЗНЫЙ СТАКАН МОКРАЯ ЛОЖКА —...
ГЛУБОКАЯ ТАРЕЛКА —... ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДА —...
НОВАЯ КАСТРЮЛЯ —... и т. д.