Дефектолог. Давайте сходим в гости к нашей старой знакомой кукле Кате.
Катя (взрослый с куклой в руках). Здравствуйте, ребята! Очень хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста! Сейчас придут мои гости: белочка Рыжинка, зайчик Степашка, медвежонок Топтыжка. Я бы хотела их угостить чаем, но не знаю, что для этого нужно.
Учитель-дефектолог. Поможем Кате! Что нужно сделать сначала? (Набрать в чайник воду.)
—Что нужно сделать потом? (Поставить чайник на огонь, кипятить воду.)
— Скажем вместе и запомним: ВОДУ ДЛЯ ЧАЯ КИПЯТЯТ В ЧАЙНИКЕ
— У Кати вся посуда стоит в буфете. Найдите в буфете чайник.
— Вода закипела. Что нужно поставить на стол для чая? Из чего пьют чай? (Из чашки.)
— В чем заваривают чай? (В чайнике для заварки.)
— Откуда берут сахар? (Из сахарницы.)
— Куда можно положить кусочек торта? (На блюдце.)
— Чем можно размешать сахар в чашке? (Ложечкой.)
— Где лежит масло? (В масленке.)
—А торт?
— Посмотрите картинки, которые я поставил на наборное полотно. Это все, что нужно для чаепития. Как все эти предметы можно назвать одним словом? ПОСУДА
|
|
— Но это не просто посуда, а посуда для чая. Поэтому она так и называется. Как? ЧАЙНАЯ ПОСУДА
— Как называется посуда для чаепития? Г Согласование числительных с существительными
— Давайте посчитаем, сколько гостей пригласила Катя. ОДИН — белочка, ДВА — зайчик, ТРИ — медвежонок.
Катя. Я пригласила еще волчонка и лисенка.
Учитель-дефектолог. Сколько всего будет гостей? ДВА плюс ТРИ Равно... (ПЯТЬ гостей.)
— Сколько посуды надо поставить (положить) на стол?
ОДИН ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ ПЯТЬ ЧАШЕК
ОДНУ МАСЛЕНКУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК
ОДНУ САХАРНИЦУ ПЯТЬ БЛЮДЕЦ
ОДНУ ЛОЖКУ ДЛЯ САХАРА
— Вы забыли про хозяйку. Для нее тоже нужно поставить и положить..
ОДНУ ЧАШКУ ОДНО БЛЮДЦЕ ОДНУ ЧАЙНУЮ ЛОЖКУ
— Теперь осталось выбрать стол, который будем накрывать к чаю: ПИСЬМЕННЫЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ КУХОННЫЙ
— Почему кухонный? Р Составление развернутой фразы, оречевление действий
— Кто поможет Кате? Рассказывайте, что вы делаете.
Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ ЧАЙНЫХ ЧАШЕК
Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ БЛЮДЕЦ
Я КЛАДУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК
Я НАСЫПАЮ В САХАРНИЦУ САХАР и т. д. Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий посуды
— Посмотрите, как красиво мы накрыли стол. Только посуда у нас игрушечная, маленькая. Назовите ее.
ЧАШЕЧКА ЛОЖЕЧКА БЛЮДЕЧКО ЧАЙНИЧЕК и т. д. Р Игра-драматизация «Катя принимает гостей»
Гости (дети в роли зверушек) приходят и вручают Кате свои подарки-игрушки, описывают их внешний вид.
Мишка. Я ДАРЮ КАТЕ МЯЧ. ОН БОЛЬШОЙ, НАДУВНОЙ, ПОЛОСАТЫЙ. Б е л о ч к а. Я ДАРЮ КАТЕ МАТРЕШКУ ОНА... 3 а й ч и к. Я ДАРЮ КАТЕ ПИРАМИДКУ ОНА... Лисенок.... Волчонок.... Г Закрепление падежных форм существительных с предлогами и без предлогов
|
|
Катя приглашает всех к столу: ПЕЙТЕ, ГОСТИ, ЧАЙ, ПОЖАЛУЙСТА!
— Из чего пьют чай? (Из чашки.)
— Во что насыпан сахар? (В сахарницу.)
— Из чего берут сахар? (Из сахарницы.)
— На чем лежит торт?
— Куда кладут кусочек торта? (На блюдце.)
— Чем разрезают торт? (Ножам.)
— Чем размешивают сахар?
— Откуда достают масло? (Из масленки.)
_ Чем достают масло? (Ножом.)
_ Из чего наливают воду? (Из чайника.) и т. д.
__ Разошлись гости, будем убирать со стола. Что теперь нужно сделать с посудой? (Вымыть.)
_ Почему с посудой нужно обращаться аккуратно? (Она может разбиться.)
— Из какого материала сделана чайная посуда? (Из фарфора, стекла.) Л Называние деталей предметов посуды
— Посмотрите внимательно на эту чашку. У нее есть... (показ) РУЧКА, ДОНЫШКО.
— Что есть у чайника? (Ручка, донышко, носик, крышка.)
— Что есть у сахарницы? У масленки?