№ 1 Тема «Дикие животные» Задачи:
— уточнять знания и представления детей о диких животных;
— учить составлять рассказ с использованием схем-символов;
— учить образовывать падежные формы существительных множественного числа. Л Уточнение представлений и знаний о диких животных
— Сегодня у нас необычный гость. Кто это? (Мурзилка.)
Мурзилка. Ребята, я ищу своих друзей. Может быть, вы их видели? У меня остались только их фотографии. (Рис. 55.)

Рис. 55
Учитель-дефектолог. Вы узнали друзей Мурзилки? Кто они?
ЕЖ БЕЛКА ЛИСА ЛОСЬ ЗАЯЦ
ОЛЕНЬ ВОЛК РЫСЬ МЕДВЕДЬ
— Как можно их всех назвать по-другому? ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
— Мурзилка, нам знакомы твои друзья. Только здесь, в детском саду, их нет. Куда нужно отправиться, чтобы их встретить? (В лес.)
— Давате пойдем вместе с Мурзилкой в лес искать его друзей.
— Вот и лес. Мурзилка, раздай ребятам фотографии, чтобы они знали, кого искать. Через минуту собираемся здесь, на лесной полянке. Ищите! Г Образование формы родительного падежа существительного
— Ну что, нашли? (Нет.)
НЕТ ЕЖА НЕТ БЕЛКИ НЕТ ЛИСЫ
НЕТ ЛОСЯ НЕТ ЗАЙЦА НЕТ ОЛЕНЯ
НЕТ ВОЛКА НЕТ РЫСИ НЕТ МЕДВЕДЯ
Странно. Почему мы не можем никого найти?! Давайте спросим у лесника.
. Кто это такой? (Человек, которые следит за порядком в лесу.)
Учитель-дефекголог надевает костюм лесника.
Лесник. Я покажу вам, где спрятались звери. (Показывает картинки с изображением жилища или ночлега разных животных.) Видите, вот под елкой юо-то вырыл глубокую яму. Это... НОРА. В норе живет... ЛИСА. Для чего лисе нужна нора?
— Кто еще живет в норе? (Барсук.)
— А сейчас пойдем в чащу леса. (Уточнить значение слова ЧАЩА.) Там живут ЛОСЬ и ОЛЕНЬ. Они ищут тихое, защищенное от ветра место среди деревьев и там устраивают себе ночлег. (Уточнить значение слова НОЧЛЕГ.)
— Кто знает, где жилище белки? (В ДУПЛЕ.) Почему белка выбрала для себя дупло? (Там зимой тепло, можно хранить запасенные на зиму шишки, орехи, грибы.)
— Вот кто-то живет под старой елью. Там огромная яма, сверху она прикрыта ветками, хворостом. Что это? (БЕРЛОГА.)
— Кого мы можем найти в берлоге? (Медведя.)
— Волк тоже ищет себе жилище среди поваленных деревьев. Он устраивает себе... ЛОГОВО. Днем волк там спит, а ночью выходит на охоту.
— Где же живет заяц? У него есть жилище? (Заяц ночует в тихом месте под кустом, каждую ночь в новом месте.)
— Мы нашли всех животных? (Нет ежа.)
—Еж закопался в опавшие листья, нацепил их на колючки. Ему тепло и уютно.
Учитель-дефектолог. Давайте попрощаемся с Мурзилкой и лесником и пригласим их к нам в гости в детский сад. Лесник знает очень много о жизни диких животных и непременно что-нибудь расскажет нам в следующий раз. Л Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных
— В лесу живут разные звери. Давайте их назовем.
ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ ВОЛКИ ЛОСИ
ЛИСЫ КАБАНЫ БЕЛКИ ЕЖИ ОЛЕНИ
— Зверей в лесу много? Скажите об этом.
МНОГО ЗАЙЦЕВ МНОГО МЕДВЕДЕЙ МНОГО ЛИС МНОГО КАБАНОВ и т. д. Р Составление рассказа о животных с использованием картинок-символов
— У меня есть волшебная палочка. Я превращу вас в диких животных. В каких, вы узнаете, если бросите вверх этот кубик. Вам нужно узнать животное, изображенное на его грани, и рассказать все, что вы о нем знаете.
| Свой рассказ начинайте со слов: Я — МЕДВЕДЬ (ВОЛК, ЛИСА, БЕЛКА и т. д.). Составить рассказ помогут картинки-символы. (Рис. 56.) Давайте сначала вспомним, что каждая из них обозначает. |
1. КАК ВЫГЛЯДИТ ЖИВОТНОЕ?
2. ГДЕ ЖИВЕТ?
3. ГДЕ СПИТ?
4. ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
5. КАК ЗИМУЕТ?
6. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ?
7. КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?
|
8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ ЖИВОТНОМ?
Учитель-дефектолог дотрагивается волшебной палочкой до кого-то из детей. Ребенок бросает кубик, начинает рассказ.
Пример: Я—ЗАЯЦ. У МЕНЯ ПУШИСТАЯ ШУБКА, ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ ХВОСТ. Я ЖИВУ В ЛЕСУ Я СПЛЮ В ТИХОМ МЕСТЕ ПОД КУСТОМ. Я ЛЮБЛЮ ЕСТЬ ТРАВУ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ, КОРУ. ЗИМОЙ Я БЕЛЫЙ, А ЛЕТОМ—СЕРЫЙ. МОЙ ДЕТЕНЫШ—ЗАЙЧОНОК. Я УМЕЮ ПИЩАТЬ. П Выкладывание животного геометрической мозаикой. Развитие пространственного восприятия
—Из каких фигур сложены заяц, лиса? Выложите геометрической мозаикой по образцу таких же животных.
№ 2 Тема «Дикие животные» Задачи:
— формировать понятие «дикие животные», дифференцировать диких и домашних животных;
— учить детей подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- учить дошкольников согласовывать числительные с существительными. Л? Различение диких и домашних животных. Дидактическая игра «Покатаем зверей на автобусе»
У каждого ребенка пластмассовые фигурки животных (по пять-семь штук), изображающие диких и домашних животных.
— Давайте покатаем животных на автобусе. Выберем шофера. Он будет подъезжать к каждой остановке (столу). Хотят покататься только дикие животные. Выберите и посадите в автобус только их. Называйте каждое животное.
Л Закрепление названий частей тела диких животных. (Рис. 57.)
—Назовите и покажите, какие части тела есть у диких животных (волка,
лисы, белки).
(Если дети называют правильно — звенит колокольчик.)






