Характеристика гимнастических упражнений

Гимнастические упражнения очень разнообразны и многочис­ленны. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей. Охарактери­зуем их в связи с процессом обучения.

1. Гимнастические упражнения представляют собой искусствен­ные формы движений, в большинстве ациклического характера (за исключением ходьбы, бега, отдельных приемов лазанья). Они являются для учащихся новыми движениями, с которыми они не встречаются в повседневной жизни и знакомятся впервые лишь на занятиях. Овладение такими движениями связано с появлением у учеников новых двигательных ощущений и представлений, образо­ванием новых координационных связей.

Известно, что любое новое движение строится на основе старых двигательных навыков. Поэтому чем богаче двигательный опыт ученика, тем легче и быстрее будет освоено новое движение. В свя­зи с этим преподаватель должен учитывать двигательный опыт уче­ника, его сильные и слабые стороны (уровень развития физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств).

2. Чтобы легче представить себе арсенал гимнастических уп­ражнений, следует выделить отдельные типичные группы движений. Так, одна из них — это относительно простые для изучения упраж­нения. К ним относятся простейшие позы и действия, основу ко­торых составляют ОРУ, а также простейшие висы и упоры на сна­рядах. Например, упор присев, наклон вперед прогнувшись, вис лежа, упор углом. Для практического выполнения подобных дви­жений обычно достаточно показать или объяснить ученику данное упражнение (терминологически назвать, образно описать, подробно рассказать).

В то же время освоение большой группы гимнастических упраж­нений (различные подъемы, вращения, повороты, выполняемые на снарядах) требует проявления координационных способностей. Освоение таких упражнений зависит главным образом от двигатель­ной подготовленности учащихся. Прочно изученные движения та­кого типа могут успешно выполняться даже после длительных пе­рерывов в их повторении.

Существует группа и таких движений, в которых первостепен­ным является проявление отдельных физических качеств. Напри­мер, для выполнения шпагата важна значительная подвижность (гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях, а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успеш­ного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигатель­ных заданий.

3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (припод­нятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля — процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.

4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений свя­зано с определенным риском. В связи с этим ученик может проя­вить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполне­ния движения. Такая защитная реакция может быть связана с не­достаточной готовностью ученика к освоению движения (техниче­ской, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.

Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуа­циях может затормозить формирование двигательного навыка, при­вести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.

5. Для успешного разучивания гимнастического упражнения важно определить соответствие возможностей ученика и сложности движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упраж­нения определить трудно. Поэтому на практике, для того чтобы определить, можно ли обучать упражнению, выполняется специаль­ная детальная оценка (изучение) потенциальных возможностей ученика и технических особенностей упражнения. Определение соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкрет­ного случая обучения новому упражнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: