Раздел 5. Стратегический контроль

Тема 14. Цели и задачи стратегического контроля.

Проблема оценки эффективности корпоративных стратегий. Отбор показателей стратегического контроля и их анализ. Качество стратегического контроля.

Тема 15. Концепция управления стоимостью компании и стратегический контроль.

Основные положения теории управления стоимостью. Критерий стоимости в практике стратегического управления компанией. Рыночная стоимость НГК и рыночные факторы, формирующие ее движение.

Преимущества и недостатки стратегического контроля, основанного на рыночной стоимости компании. Концепция «здоровой компании» как новая парадигма стратегического контроля.

Раздел 6. Стратегии бизнес - единиц и функциональные корпоративные стратегии.

Тема 16. Понятие СБЕ и основные критерии их выделения.

Типы организационных структур и внутрикорпоративное управление. Эволюция организационных структур. Соотношение стратегии и структуры.

Дивизиональная организационная структура современных НГК.

Тема 17. Управление человеческим потенциалом НКГ.

Теория «обучающейся организации». Стратегические проблемы отбора, обучения, оценки и мотивации персонала НГК. Современные стратегии управления человеческим капиталом.

Тема 18. Инновационные стратегии НГК.

Место ТЭК в программе модернизации российской экономики.

Национальные инновационные системы.

Понятие инновационной стратегии и ее роль в обеспечении конкурентных преимуществ корпорации.

Эталонные инновационные стратегии.

Инновационные стратегии и цепочки создания стоимости современных НГК.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

1. (Раздел 1). Стратегический анализ внешней бизнес – среды и его задачи.

2. (Раздел1). Модели стратегического пространства.

Сценарное прогнозирование развития внешней бизнес – среды.

3. (Раздел 2). Расчет кривых обучения и опыта, методика оценки эффекта масштаба для управления нефтегазовым бизнесом.

4. (Раздел 2). Управление портфелем бизнесов – деловая игра.

5. (Раздел 3). Сравнительный анализ эталонных корпоративных стратегий. Оценка рисков вертикальной интеграции.

6. (Раздел 4). Использование ССП как инструмента реализации корпоративных стратегий НГК.

7. (Раздел 5). Сравнительная оценка показателей стратегического контроля.

8. (Раздел 6). Особенности стратегии бизнес – единиц современных НГК.

9. (Раздел 6). Функциональные корпоративные стратегии /презентации по отдельным зарубежным и российским компаниям/.

Контрольные вопросы к учебному курсу

1. Перечислите объективные предпосылки возникновения стратегического менеджмента в 60-е гг. XX века.

2. В чем принципиальное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?

3. Опишите и сгруппируйте факторы внешней среды, воздействующие на современную нефтегазовую компанию.

4. Как соотносятся друг с другом понятия «внешняя бизнес-среда» и «стратегическое пространство»?

5. Что понимается под неопределенностью внешней бизнес - среды?

6. Укажите основные факторы нарастания неопределенности внешней бизнес – среды нефтегазовых компаний.

7. Опишите основные этапы структурирования внешней бизнес – среды и их задачи. Какие инструменты структурирования при этом используются?

8. Каковы особенности нефтегазовой компании как объекта стратегического управления?

9. Основные функциональные особенности деятельности субъекта стратегического управления по сравнению с оперативным?

10. Укажите принципиальные отличия открытых социально-экономических систем как объекта управления.

11. Современная нефтегазовая компания как система стейкхолдеров.

12. Управление стейкхолдерами как стратегическая задача менеджмента.

13. Как структурируется стратегическая цель компании?

14. Что такое стратегический курс и курсы действий?

15. Как соотносятся друг с другом общекорпоративная стратегия и функциональные стратегии нефтегазовой компании?

16. Кривая опыта и концепция доли рынка как стержневая стратегия компании – лидера по издержкам.

17. Особенности действия кривой опыта в нефтегазодобыче.

18. Понятие конкурентного преимущества и его первичный стратегический анализ.

19. Общая классификация конкурентных преимуществ для нефтегазовых компаний.

20. Цели и задачи портфельного анализа бизнесов нефтегазовой компании

21. Производные инструменты портфельного анализа

22. Приведите две основных классификации эталонных / базовых / корпоративных стратегий Ф. Котлера и М. Портера.

23. Модель пяти конкурентных сил М.Портера

24. Цепочка создания стоимости нефтегазовой компании

25. Механизмы управления цепочкой создания стоимости.

26. Диагностика проблем реализации корпоративной стратегии

27. ССП как наиболее эффективный механизм реализации корпоративных стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия.

СПб.: ПИТЕР, 1999.

А.Ф. Андреев, В.Д.Зубарева, А.С.Саркисов. Оценка эффективности и рисков

инновационных проектов нефтегазовой отрасли.

М.: МАКС Пресс, 2007.

Боб Типпи. А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики.

М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2005.

Грант Р.М. Современный стратегический анализ.5-ое изд.

СПб.: Питер, 2008.

П. Дойль, Ф. Штерн. Маркетинг, менеджмент и стратегии. 4-ое изд.

СПб.: ПИТЕР, 2007.

Дж.Дэвид Хангер, Томас Л.Уилен. Основы стратегического менеджмента.

М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. Стратегический менеджмент. Учебник.

М.: Экономика, 2007.

А.Т.Зуб. Стратегический менеджмент. Учебник. 2-ое изд.

М.: Издательство Проспект, 2007.

Ларри Стаут. Управление персоналом.

М.: Добрая Книга, 2007.

Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебник.

М.: Экономика, 2004.

М. Портер. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и

конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

М. Портер. Конкурентное преимущество.

М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией. Под ред. И.В. Беликова.

М.: ООО «Изд-во «Эксмо», 2008.

А.А. Томпсон, А. Дж. Стриклэнд. Стратегический менеджмент. Концепции

и ситуации для анализа. 12-ое изд.

М.: Изд.дом «Вильямс», 2009.

Управление международной компанией. Под ред. В.И. Королева.

М.: Экономика, 2005.

Управление организацией. Учебник. Под ред. Поршнева А.Г. и др.

М.: ИНФРА-М, 2005.

К. Штерн, Дж. Сток-мл. Стратегии, которые работают. Подход BCG.

М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: