Основным видом повреждения считают выкрашивание дорожек качения и тел качения подшипников под действием больших статических или кратковременных динамических нагрузок, образования вмятин, лунок, вызывающих при вращении кольца усиленный износ и разрушение сепаратора.
При частоте вращения n ≤ 1об/мин подшипники выбирают по статической грузоподъёмности С0, указанной в каталоге подшипников качения.
Статической грузоподъёмностью радиальных и радиально-упорных (упорных и упорно-радиальных) подшипников называют такую радиальную (осевую) нагрузку, которая вызывает общую остаточную деформацию тел качения и дорожки качения, равную 0,0001 диаметра тела качения.
Подшипники в данном случае, выбирают так, чтобы его эквивалентная нагрузка, определяемая как бóльшая из двух величин:
(42)
не превышала допускаемой статической грузоподъёмности С0, установленного для принимаемого по каталогу подшипника, т.е.
Fсэ ≤ С0, (43)
где X0 и Y0 – коэффициенты соответственно радиальной Fr и осевой Fa нагрузок (X0 = 0,5; Y0 = 0,22ctgα, α – начальный угол контакта, указан в каталоге).
|
|
При частоте вращения кольца подшипника n > 1об/мин его выбирают по динамической грузоподъёмности по условию
Ср ≤ С, (44)
где Ср – требуемая (расчётная) величина динамической грузоподъёмности;
С – динамическая грузоподъёмность выбранного подшипника, указанная в таблице каталога.
Динамической грузоподъёмностью радиальных и радиально-упорных подшипников называют такую радиальную нагрузку Fr, которую с 90%-ной вероятностью может выдержать подшипник без повреждений в течении одного миллиона оборотов внутреннего кольца.
Динамической грузоподъёмностью упорных и упорно-радиальных подшипников называют такую осевую нагрузку Fа, которую с 90%-ной вероятностью может выдержать подшипник без повреждений в течение одного миллиона оборотов
Динамическая грузоподъёмность зависит от типа и размера подшипника, направления и характера приложения действующей нагрузки, от температурного режима и других условий работы подшипника; она ограничивается появлением признаков усталостного разрушения рабочих поверхностей тел и дорожек качения, т.е. долговечностью подшипника. Номинальной или расчётной долговечностью называют срок службы подшипника, в течение которого не менее 90% идентичных подшипников из данной группы должны проработать без появления признаков усталостного разрушения. Долговечность выражается в миллионах оборотах L или в часах Lh.
Связь между L и Lh выражается зависимостью
, (45)
где n – частота вращения кольца подшипника, об/мин.
На долговечность подшипников влияют условия их нагружения и работы. Радиальные и радиально-упорные подшипники часто подвергаются одновременному действию радиальных Fr и осевых Fa нагрузок, которые на долговечность подшипников оказывают неравноценное влияние. Подшипники, у которых наружное кольцо неподвижно, а внутреннее – вращается, имеют более высокую долговечность, так как уменьшается число циклов нагружения неподвижного кольца. Долговечность подшипников снижается при действии переменных и ударных нагрузок, а также с повышением рабочей температуры подшипниковых узлов свыше 125º С.
|
|
Поэтому подшипники подбирают не по действительной нагрузке, а по эквивалентной Fэ, которая, будучи приложена к радиальному или радиально-упорному подшипнику, обеспечит требуемую долговечность подшипника с учётом действительных условий работы.
Требуемую величину динамической грузоподъёмности определяют по одной из формул, полученных на основании большого количества опытов,
, (46)
где q – показатель степени, зависящий от формы кривой контактной усталости, равный 3 – для шариковых и 10/3 – для роликовых подшипников.
Эквивалентную нагрузку для радиальных и радиально-упорных подшипников определяют по формуле
, (47)
для упорных подшипников – по формуле
. (48)
В формулах (47) и (48):
X, Y – коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок. определяемые по таблице 3;
V – коэффициент вращения, принимаемый для радиальных однорядных, радиально-упорных и упорно-радиальных подшипников при вращении внутреннего кольца равным 1; при вращении наружного кольца V = 1,2;
kб – коэффициент безопасности, учитывающий динамику работы и степень опасности разрушения (для редукторов всех конструкций принимается равным 1,3…1,5;
kT – температурный коэффициент, равный 1 при температуре подшипника до 125º С.