а) Суть проблемы; средневековая теологическая философия
(в отличие от античной) практически не противопоставляет
материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то,
что древнегреческие философы (например, Аристотель)
считали единой сущностью - бытием, теологическая философия
разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность
- эссенцию.
- Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли
вещь вообще (то есть существует или не существует).
- Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь?
Какая вещь? Для чего она существует?
б) Античные философы видели сущность (признаки) и
существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как
единую сущность - бытие:
- согласно теологической философии сущность (признаки)
может иметь место и без бытия (без существования);
- чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки)
должна быть сотворена Богом.
Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.
|
|
- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;
- только в Боге сущность и существование совпадают.
5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма. а) Определение: схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.