NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы

Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).

- Для схоластики характерно восприятие Библии как
жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

- Схоласты подразделяли знание на два вида:
сверхъестественное,
даваемое в откровении (то есть то, что
имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то
есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии,
как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели
многочисленные споры, написали сотни философских
томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога,
спрятанные за строчками Библии.

Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость

понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально­логическая сторона религиозного учения.

б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.

- Реализм - направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно существующими (т.с
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие -
универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона
о «чистых идеях»^, воплощением которых являются реальные
вещи). Видными представителями реализма были
Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

- Номинализм (от лат. потен - имена) - направление
теологической философии,
сторонники которого считали
реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то
время как общие понятия (универсалии) воспринимали как
имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению
Аристотеля,
отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
реально существующими «индивидуумы» - определяемые
материальные вещи). Согласно номиналистам
универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным опытом. К числу номиналистов
принадлежали
Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: