Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
- Бог существует;
- главными доказательствами существования Бога
являются его присутствие во всем, всемогущество и
совершенство;
- все - материя, душа, пространство и время - является
творениями Бога;
- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в
настоящее время, будет творить в будущем;
знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное,
неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства в том, что им:
- уделено большое внимание проблеме истории (редкость
для того времени);
- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена тоже властью наряду с
государственной (а не элементом государства);
- обоснована идея господства Церкви над государством, а
Римского Папы -над монархами - главная идея за
выдвижение которой и ее последующее воплощение в
реальности католическая Церковь чтила и боготворила,
Августина Блаженного, особенно в средние века;
|
|
- выдвинута идея социального конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью), что также было крайне
выгодно как Церкви, так и государству;
воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять
плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и
полностью подчиняться Богу.
Вопрос III. Философия Фомы Аквинского (томизм)
Фома Аквинский и его основные произведения.
а) Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах,
крупный теологический средневековый философ,
систематизатор схоластики, автор томизма - одного из
господствующих направлений католической Церкви.
б) Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма
теологии», «Сумма философии» («Против язычников»),
комментарии к Библии, комментарии к произведениям
Аристотеля.
Пять доказательств существования Бога.
Nb:Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения -окружающего мира, как считал Августин Блаженный).