Jill Freedman, Gene Combs
NARRATIVE THERAPY
The Social Construction of Preferred Realities
W.W. Norton & Company New York London
Джилл Фридман, Джин Комбс
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Истории и рассказы как терапия
Перевод с английского В В Самойлова под редакцией М Р Гинзбурга
Москва
Независимая фирма "Класс" 2001
УДК 615.851 ББК 53.57 Ф93
Фридман Дж., Комбс Дж.
Ф 93 Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия/Пер, с англ. В.В. Самойлова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2001. — 368 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 87).
ISBN 5-86375-031-6 (РФ)
Книга посвящена нарративной (повествовательной) терапии, в основе которой лежит работа с жизненными историями клиентов: анализ проблемных историй и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Этот подход отвергает сложившуюся иерархию в отношениях "терапевт-клиент", предоставляя людям пространство для выбора предпочтительных направлений развития. Читатель найдет в ней все: от истории, теоретических положений и базовых понятий подхода и лежащей в его основе философии постмодернизма и социального конструктивизма до подробнейшего описания практики нарративной терапии, проиллюстрированного стенограммами терапевтических сеансов. Эта книга станет источником новых идей для специалистов-практиков. А поскольку у историй могут быть окончания, но они никогда не заканчиваются, у любого читателя остается надежда, что свои жизненные истории можно пересоздать и внести необходимые коррективы.
|
|
Главный редактор и издатель серии Л М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
ISBN 0-393-70207-3 (USA) © 1996. Jill Freedman, Gene Combs
ISBN 5-86375-031-6 (РФ) © 1996, W.W. Norton & Company
© 2001, Независимая фирма
"Класс", издание, оформление © 2001, В.В. Самойлов, перевод
на русский язык
© 2001, И.В. Тепикина, предисловие © 2001. Е.А. Кошмина, обложка
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы:
Москва: Дом книги "Арбат", Торговые дома "Библио-Глобус"
и "Молодая гвардия", магазин № 47 "Медицинская книга'".
Санкт-Петербург Дом книги.
ИСТОРИЯ РАССЕИВАЮЩИХСЯ МИРАЖЕЙ
— Я — историк, — подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
Михаил Булгаков
Джилл Фридман и Джин Комбс в своей книге рассказали историю о психотерапевтическом подходе эпохи постмодернизма, отдавая дань повествовательному жанру и не скупясь на подробности. У подхода, который они называют нарративной* терапией, есть свои корни, свои ключевые фигуры, оказавшие влияние на развитие их идей, есть сегодняшний день и перспективы. Можно спорить о том, насколько он оригинален или вторичен по отношению к теории систем, находкам семейных терапевтов Миланской школы или терапевтическим историям Милтона Эриксона и его последователей, но оставим это теоретикам.
|
|
Дочитав пухлую рукопись, я подумала: "Что же мне напоминает нарративная терапия, с ее постмодернистской философией — «конструированием иных реальностей»?" Сотворение мира. Любой период, обозначенный словом с приставкой "пост-", определяет время после каких-то событий, окончание одного этапа и начало другого. Когда прежний опыт, привычные убеждения и формы поведения перестают быть надежной опорой. Когда особенно остро начинаешь ощущать, что не существует абсолютных истин. Когда возникает новый язык для обозначения новых явлений и новых отношений. Когда вдруг осознаешь, что для продолжения линии жизни необходим поиск общего языка, соединяющего опыт "до" и опыт "после".
*Мы намеренно не стали изобретать русский эквивалент этого термина (напри-мер, "повествовательная"), сохранив кальку, для того чтобы разграничить терапию и литературу.
Эпоха постмодернизма — это наш сегодняшний день: последние страницы прежней Истории уже перевернуты, другая История рождается сейчас, складываясь из множества новых личных историй. Хотим мы того или не хотим, социальная реальность превращает нас в творцов — создателей своих реальных жизней.
После августа 1991-го "реальность взяла реванш у влиятельного миража, учившего тому, что только описанное художественным методом заслуживает доверия и осмысления. Мол, есть только то, чего нет..."* В стране, где сочинялось все — от биографии до географии, от истории страны до истории собственной семьи, — социальная реальность была скорее литературой, выбор — иллюзией, а ответственность за собственную жизнь и то, что в ней происходит, имела весьма размытые границы. Для большинства она как бы и не существовала вовсе, настолько многое было заранее предопределено. Реальность и вымысел заполняли частную жизнь частного человека в причудливых пропорциях, компенсируя психологическую недостоверность существования: "Над вымыслом слезами обольюсь..."
Тот вымысел был — чужой. Нынешняя история жизни — своя. И для того чтобы действительно пере-жить, пере-сотворить собственную историю, важно верить: "Я могу. У меня есть позитивный опыт". Чем особенно привлекает нарративная терапия по Фридман и Комбсу, так это доверием к творческим силам, созидательному потенциалу "людей, с которыми они работают". Работают, избегая называть их "клиентами" или "пациентами" — и тем самым отделяя от проблем и подчеркивая способность к изменениям.
"Мы уже не ощущаем себя механиками, чинящими сломанную машину, или экологами, которые пытаются понять или повлиять на сложные экосистемы... Мы ощущаем себя членами субкультуры социального взаимодействия, сотрудничая с другими людьми в конструировании новых реальностей", — пишут Джилл Фридман и Джин Комбс. И это дает силы и надежду на возможность позитивных перемен. В собственной жизни. В собственной истории. В собственной стране.