История рассеивающихся миражей

Jill Freedman, Gene Combs

NARRATIVE THERAPY

The Social Construction of Preferred Realities

W.W. Norton & Company New York London


Джилл Фридман, Джин Комбс

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

Истории и рассказы как терапия

Перевод с английского В В Самойлова под редакцией М Р Гинзбурга

Москва

Независимая фирма "Класс" 2001


УДК 615.851 ББК 53.57 Ф93

Фридман Дж., Комбс Дж.

Ф 93 Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия/Пер, с англ. В.В. Самойлова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2001. — 368 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 87).

ISBN 5-86375-031-6 (РФ)

Книга посвящена нарративной (повествовательной) терапии, в основе которой лежит работа с жизненными историями клиентов: ана­лиз проблемных историй и создание альтернативных повествований, открывающих новые перспективы для людей. Этот подход отвергает сло­жившуюся иерархию в отношениях "терапевт-клиент", предоставляя лю­дям пространство для выбора предпочтительных направлений развития. Читатель найдет в ней все: от истории, теоретических положений и базовых понятий подхода и лежащей в его основе философии постмо­дернизма и социального конструктивизма до подробнейшего описания практики нарративной терапии, проиллюстрированного стенограмма­ми терапевтических сеансов. Эта книга станет источником новых идей для специалистов-практиков. А поскольку у историй могут быть окон­чания, но они никогда не заканчиваются, у любого читателя остается надежда, что свои жизненные истории можно пересоздать и внести необ­ходимые коррективы.

Главный редактор и издатель серии Л М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

ISBN 0-393-70207-3 (USA) © 1996. Jill Freedman, Gene Combs

ISBN 5-86375-031-6 (РФ) © 1996, W.W. Norton & Company

© 2001, Независимая фирма

"Класс", издание, оформление © 2001, В.В. Самойлов, перевод

на русский язык

© 2001, И.В. Тепикина, предисловие © 2001. Е.А. Кошмина, обложка

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разреше­ния издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы:

Москва: Дом книги "Арбат", Торговые дома "Библио-Глобус"

и "Молодая гвардия", магазин № 47 "Медицинская книга'".

Санкт-Петербург Дом книги.


ИСТОРИЯ РАССЕИВАЮЩИХСЯ МИРАЖЕЙ

— Я — историк, — подтвердил уче­ный и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!

Михаил Булгаков

Джилл Фридман и Джин Комбс в своей книге рассказали исто­рию о психотерапевтическом подходе эпохи постмодернизма, от­давая дань повествовательному жанру и не скупясь на подробнос­ти. У подхода, который они называют нарративной* терапией, есть свои корни, свои ключевые фигуры, оказавшие влияние на разви­тие их идей, есть сегодняшний день и перспективы. Можно спо­рить о том, насколько он оригинален или вторичен по отношению к теории систем, находкам семейных терапевтов Миланской шко­лы или терапевтическим историям Милтона Эриксона и его после­дователей, но оставим это теоретикам.

Дочитав пухлую рукопись, я подумала: "Что же мне напомина­ет нарративная терапия, с ее постмодернистской философией — «конструированием иных реальностей»?" Сотворение мира. Любой период, обозначенный словом с приставкой "пост-", определяет время после каких-то событий, окончание одного этапа и начало другого. Когда прежний опыт, привычные убеждения и формы поведения перестают быть надежной опорой. Когда особенно ост­ро начинаешь ощущать, что не существует абсолютных истин. Когда возникает новый язык для обозначения новых явлений и новых от­ношений. Когда вдруг осознаешь, что для продолжения линии жизни необходим поиск общего языка, соединяющего опыт "до" и опыт "после".

*Мы намеренно не стали изобретать русский эквивалент этого термина (напри-мер, "повествовательная"), сохранив кальку, для того чтобы разграничить терапию и литературу.


Эпоха постмодернизма — это наш сегодняшний день: последние страницы прежней Истории уже перевернуты, другая История рож­дается сейчас, складываясь из множества новых личных историй. Хотим мы того или не хотим, социальная реальность превращает нас в творцов — создателей своих реальных жизней.

После августа 1991-го "реальность взяла реванш у влиятельного миража, учившего тому, что только описанное художественным методом заслуживает доверия и осмысления. Мол, есть только то, чего нет..."* В стране, где сочинялось все — от биографии до гео­графии, от истории страны до истории собственной семьи, — соци­альная реальность была скорее литературой, выбор — иллюзией, а ответственность за собственную жизнь и то, что в ней происходит, имела весьма размытые границы. Для большинства она как бы и не существовала вовсе, настолько многое было заранее предопределе­но. Реальность и вымысел заполняли частную жизнь частного чело­века в причудливых пропорциях, компенсируя психологическую не­достоверность существования: "Над вымыслом слезами обольюсь..."

Тот вымысел был — чужой. Нынешняя история жизни — своя. И для того чтобы действительно пере-жить, пере-сотворить соб­ственную историю, важно верить: "Я могу. У меня есть позитивный опыт". Чем особенно привлекает нарративная терапия по Фридман и Комбсу, так это доверием к творческим силам, созидательному потенциалу "людей, с которыми они работают". Работают, избе­гая называть их "клиентами" или "пациентами" — и тем самым от­деляя от проблем и подчеркивая способность к изменениям.

"Мы уже не ощущаем себя механиками, чинящими сломанную машину, или экологами, которые пытаются понять или повлиять на сложные экосистемы... Мы ощущаем себя членами субкульту­ры социального взаимодействия, сотрудничая с другими людьми в конструировании новых реальностей", — пишут Джилл Фридман и Джин Комбс. И это дает силы и надежду на возможность позитив­ных перемен. В собственной жизни. В собственной истории. В собственной стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: