Все основные виды народного узорного ткачества изготовляли на ручном деревянном станке.Простейший вид ткацкого переплетения – полотняное.
Закладное ткачество – одно из древних и трудоемких. Нити утка прокладываются не по все ширине ткани, а участками. Оно двустороннее, одинаковое с обеих сторон, гладкое.
Браноеткачество – тоже очень древнее (известно в домонгольской Руси) отличается от закладного рельефной фактурой и использование дощечки - «бральницы». Оба утка проходят по всей ширине ткани. Узор ложится поверх фона то с лица, то с изнанки и выглядит, как позитив и негатив.
Выборное ткачество - похоже на браное, и узор его выполняется тоже с помощью дощечки – «бральницы». Однако уток не прокидывается от кромки до кромки, а заполняет отдельные участки. Ткани часто делаются многоцветными.
Переборное ткачество – (использование ремизок) при меньшей трудоемкости эта техника позволяет получать узоры, подобные закладному и выборному ткачеству – достигать большей свободы в расположении мотивов орнамента в цветовом ритме.
Ажурное ткачество отличается особенно красивыми узорами в северных и западных районах. Узор таких тканей просвечивающий, в виде мережек разного размера и чередующихся по рисунку более крупных и мелких отверстий.
Ручное ткачество дает возможность мастерам создавать при одной и той же заправке станка бесчисленное множество цветовых сочетаний, ритма орнамента, его масштаба, фактурных разработок, часто совершенно меняя художественный облик узора.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.
2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.
5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.: ил.
6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.
7. Лещеко Т. А. Нетканый гобелен. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 144 с.: ил. – (Горд мастеров).
8. Горожанина С. В. Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.: ил.
9. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.
Дополнительная:
1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.
2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.
3. Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.
4. Лещеко Т. А. Нетканый гобелен. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 144 с.: ил. – (Горд мастеров).
Вопросы для самоконтроля по теме:
- Когда было первое упоминание о текстильном производстве по свидетельству археологов?
- Когда было первое упоминание о ткацком станке?
- Из какого сырья изготавливались первые ткани?
- Назвать все известные виды натурального сырья для производства тканей.
- Как называли ткачей на Руси?
- Вид узорного ткачества, где лицевая и изнаночная сторона одинаковые.
- Главные отличительные особенности тканья Севера и Юга России.
- Что такое ремизка?
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить реферат на тему узорное ткачество:
1. Национальные особенности ткачества разных народов.
Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 10 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.
Альтернативный вариант лекции № 1.