Основные свойства древесины

Постоянно сталкиваясь с деревом в повседневной жизни, человек невольно изучал его свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала.

цвет; важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесины является ее цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины повышает ее блеск - способность отражать направленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера освещения. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет: у березы – легкий розоватый оттенок, у осины – желтовато – зеленый, а у липы желтовато - оранжевый, у кедра – красновато – золотистый и т. д.

текстура; она определяет декоративную ценность древесины. Текстура - естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в них ранней и поздней зон. У большинства хвойных деревьев этот рисунок очень четко выражен.

запах; почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины, дуба и др. Слабый - от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительным признаком для определения породы дерева.

влажность; от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от пористости древесины и ее наполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот - чем легче и рыхлее, тем пор больше.

гигроскопичность; гигроскопичностью древесины называется ее свойство поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощение понижается, а с повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими составами.

усушка и разбухание; усушка вызывает уменьшение в древесине содержания связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных и объемных размеров, и наоборот - при увлажнении сухой древесины свыше точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее свойство как хрупкость и ломкость древесины. Разбухание во многих изделиях является отрицательным свойством (например: ящик стола, окно после дождя). Но для бондарной посуды это свойство оказалось положительным, при разбухании щели между дощечек исчезают и посуда становится водонепроницаемой. В ремонте судов используется деревянная шерсть – очень тонкие стружки, ими конопатят щели деревянной обшивки, а когда судно спускали на воду, деревянная шерсть разбухала и плотно закупоривала щели.

твердость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика. Твердость древесины- способность сопротивляться проникновению в данный материал постороннего тела, в данном случае - резца. Большое влияние на твердость и прочность древесины оказывает влажность. Влажная древесина - мягче, лучше обрабатывается. Породы дерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаются твердыми, мягкими - липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Береза занимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественно лиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис.Пример: в сенокосную пору не обойтись без деревянных граблей, они должны быть легкими, поэтому черенок делали из сосны, ели, ивы. От колодки и зубьев требовалась прочность, на них шла древесина груши или яблони.

упругость и пластичность; упругость - способность возвращаться к первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее внешних сил. Упругая и прочная древесина должна быть у такого древнего оружия как лук, обычно используют ясень и дуб. Благодаря все той же упругости, древесина применяется там, где надо смягчить отдачу. Подкладывается массивная деревянная колода под наковальню, деревянная рукоять молота. Прошло не одно столетие со времени изобретения огнестрельного оружия, но по прежнему деревянными остаются приклад и некоторые его части (гасит отдачу при выстреле).

Пластичность прямо пропорциональна упругости, это способность материала сохранять ту или иную приданную ему форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины. Большое значение пластичность имеет в производстве гнутой и плетеной мебели, спортивного инвентаря. Высокую пластичность приобретает древесина после вываривания в воде или пропарки. Для гнутой мебели используется клен, ясень, вяз, дуб, а для плетеной – ива и орешник

Выбирая древесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбы пригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанное или косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины по годичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы, трещины получаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливать широкие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой было противоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будет минимальным. Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и с проростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями.

Со временем на основе опыта работы с деревом во многих местах сложились оригинальные художественные промыслы. Их центрами стали северные лесные районы это - Архангельская, Вологодская, Горьковская, Московская области, Урал и Приуралье.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Федотов Г. Я. Энциклопедия ремесел - М.: Издательство «Эксмо», 2003. – 608.: ил.

8. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

Дополнительная:

1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Какую древесину использую для постройки дома?
  2. Что такое охлупень и его предназначение?
  3. Какие традиционные изделия изготавливают из капа и капо – корня?
  4. Какой самый древний вид художественной обработки дерева?
  5. Что такое береста и где она применяется?
  6. Что такое лоза и где она применяется?
  7. Разбухание это положительное или отрицательное свойство дерева?
  8. Каким важным свойством должна обладать древесина, которая идет на изготовление приклада огнестрельного оружия?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат по теме художественная обработка дерева:

1. Резьба по дереву (разные виды).

2. Роспись по дереву (разные виды).

3. Художественные изделия из бересты.

4. Художественные изделия из лозы.

5. Художественные изделия из лыка.

6. Художественные изделия из капа и капо - корня.

7. Русская матрешка.

8. Шедевры русских зодчих.

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 12 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: