Высокохудожественной керамикой славилась и древняя Русь. Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. С открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самым необходимым и самым практичным в быту человека. Примерно в IX – X в. в. в России появился гончарный круг. Изобретение гончарного круга, так же как и ткацкого станка, - важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей.
Из мастерских русских керамистов выходила самая разнообразная продукция: чаши, блюда, кубышки, кувшины и другая бытовая утварь. Посуду расписывали керамическими красками и жидкой глиной (ангобами), покрывали цветной и бесцветной стекловидной поливой - глазурью. В большом количестве русские гончары производили чернолощеную посуду. Слегка подсохшее изделие натирали до блеска лощилом (гладким камнем или куском отполированной кости), затем обжигали в коптящем пламени без доступа в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо - черную поверхностъ, одновременно становясь более прочной. Выпускали гончарные мастерские также декоративные изразцы для облицовки печей. Изразцы из обожженной глины без поливы (терракота – в переводе с итальянского «земля жженая») назывались красными. Такое название они получили из-за красного цвета обожженной глины. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме, напоминающей пряничную доску.
|
|
Изображения на изразцах отличались большим сюжетным разнообразием. Рельефы изображали сцены охоты и битв, эпизоды из сказок, басен и былин, реальных и, фантастических животных, среди которых чаще всего встречались птица Алконост - птица радости, и Сирин - птица печали. Но красные терракотовые плитки были все же непрактичны. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, легко грязнились и в конце концов становились совершенно черными. Чтобы избежать всех этих недостатков, в ХVII в. рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем глазури. Вначале появились муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью, а затем многоцветные. В это же время поливные изразцы стали использовать в архитектуре.
Кроме изразцов и посуды, гончары изготовляли различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу, плитки для пола и керамические трубы. Отформованные глиняные изделия гончары обжигали в специальных печах - горнах. Интересно, что само слово «гончар» происходит от слова «горн». В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» была утрачена.
|
|
В XVIII в. в России получили распространение художественные изделия, называемые майоликой (от названия острова Майорка ). Изделия из гончарной глины покрывали слоем эмали (глухой непрозрачной глазури) и расписывали по сырому фону керамическими красками. Мягкий контур и характерные потеки делали рисунок живописным и выразительным.
Особым видом керамики являются фарфор ( изобретен в Китае IV – VI веках, широкое распространение фарфоровые изделия в Китае получили VIII – IX веках, появился фарфор там в первые благодаря богатым залежам особой породы – фарфорового камня и местной белой глины – каолина. В Европе с XVI в. производился мягкий фарфор (без каолина) и сначала XVIII века - твердый) и фаянс (от итальянского города Фаенцы).
Фарфоровые изделия формировали из высокосортной глины (каолина), в которую добавляли различные примеси (полевой шпат, кварц). Фарфор отличается тугоплавкостью, огнестойкостью, водонепроницаемостью и просвечиваемостью тонких стенок изделий.
Фаянсовые изделия формуют из беложгущихся глин, которые затем расписывают и покрывают глазурью. В отличие от фарфора фаянс не обладает просвечиваемостью, но белизна поверхности изделий дает возможность получать такую же яркую и сочную роспись, как и на фарфоре.