Статор бесколлекторной машины переменного тока состоит из корпуса, сердечника и обмотки.
Сердечник имеет шихтованную конструкцию и представляет собой пакет штампованных пластин из электротехнической стали толщиной 0,35 мм. Пластины покрыты тонким слоем лака. На внутренней поверхности сердечника статора имеются продольные пазы, в которых располагаются проводники обмотки статора, выполненной из меди.
Несколько последовательно соединенных витков образуют катушки, а несколько катушек — обмотку.
Обмотка, в которой индуцируется ЭДС при пересечении ее проводниками магнитного поля, называется якорной.
Она может располагаться как в пазах статора, так и в пазах ротора.
Ротор с якорной обмоткой называется якорем. Он используется, в основном, в коллекторных электрических машинах постоянного тока и низковольтных синхронных машинах. Размещение проводников в пазах позволяет надежно закрепить их, до минимума уменьшить воздушный зазор между статором и ротором и создать значительный магнитный поток при той же МДС. В высоковольтных синхронных генераторах и двигателях якорная обмотка располагается в пазах статора, что дает возможность обеспечить надежность ее изоляции.
На рис. 2.3показан ротор с одним витком обмотки. Часть витка 2, находящаяся вне активной зоны (зоны полюсов), называют лобовой. Дугу окружности, приходящуюся на один полюс, называют полюсным делением τ.
|
Рис. 2.3. Ротор с одним витком обмотки
Требования к обмоткам статора:
1. Наименьший расход обмоточной меди.
2. Удобство и минимальные затраты в изготовлении (технологические).
3. Форма кривой ЭДС, наводимой в обмотке статора, должна быть практически синусоидальной.
Индексы параметров статора будем обозначать цифрой 1, а индексы параметров ротора будем обозначать цифрой 2.
Многофазная обмотка статора состоит из m1 фазных обмоток. Для трехфазной обмотки m1=3. Каждая из обмоток занимает пазов, где z1 – общее число пазов сердечника статора. Каждая фазная обмотка представляет собой разомкнутую систему проводников.
(2.5)
где D1 - внутренний диаметр статора.
Полюсное деление – это, по сути, расстояние по дуге внутренней расточки статора между осями двух соседних полюсов.
Расстояние по внутренней поверхности статора между пазовыми сторонами катушки называют шагом обмотки по пазам y1 .
Шаг обмотки называют полным или диаметральным, если он равен полюсному делению
(2.6)
Если y1<τ, то шаг обмотки называется укороченным. У катушки с укороченным шагом ЭДС меньше, чем у катушки с полным шагом. Для наглядного изображения катушек и их соединений обычно пользуются развернутыми схемами обмоток. На такой схеме цилиндрическую внутреннюю поверхность статора вместе с обмоткой условно развертывают на плоскости, а все катушки изображают одновитковыми в виде прямых линий.