При активно – индуктивной нагрузке вектор МДС якоря отстает от вектора ЭДС на угол 0< <900 (рис. 2.16, а).
Разложим вектор МДС якоря на две составляющие, продольную и поперечную для активно – индуктивной и активно – емкостной нагрузок (рис. 2.16).
а) б)
Рис. 2.16. Реакция якоря при смешанной нагрузке:
а) активно – индуктивная нагрузка;
б) активно – емкостная нагрузка
Поперечная составляющая – реакция якоря по поперечной оси - пропорциональна активной составляющей тока нагрузки , т.е.
, (2.47)
а продольная составляющая – реакция якоря по продольной оси машины – пропорциональна реактивной составляющей тока якоря , тогда
(2.48)
При этом если реактивная составляющая тока нагрузки отстает по фазе от ЭДС (нагрузка активно – индуктивная), то МДС размагничивает генератор, если же реактивная составляющая тока нагрузки опережает по фазе ЭДС (нагрузка активно – емкостная), то МДС подмагничивает генератор.
Магнитодвижущие силы и создают в магнитопроводе синхронной машины магнитные потоки реакции якоря.
|
|
Для основных гармоник этих потоков:
- по продольной оси
(2.49)
- по поперечной оси
(2.50)
где - магнитные сопротивления синхронной машины потокам основной гармоники по продольной и поперечной осям соответственно.
В неявнополюсной машине воздушный зазор по периметру расточки равномерен поэтому магнитные сопротивления по продольной и поперечной осям одинаковы ().
Магнитные потоки реакции якоря наводят в обмотке статора ЭДС реакции якоря:
- по продольной оси
(2.51)
- по поперечной оси
(2.52)
где - индуктивное сопротивление реакции якоря, которое является главным индуктивным сопротивлением обмотки статора:
(2.53)
Здесь - внутренний диаметр сердечника статора;
- расчетная длина сердечника статора;
- воздушный зазор.
В явнополюсных синхронных машинах магнитные сопротивления потокам основной гармоники по продольной и поперечной осям не одинаковы ( > )
; (2.54)
; (2.55)
где - магнитное сопротивление неявнополюсной машины.
Эта неравномерность сказывается и на ЭДС реакции якоря и учитывается коэффициентами формы поля и :
; (2.56)
(2.57)
где - индуктивные сопротивления реакции якоря явнополюсной синхронной машины.
по продольной оси
; (2.58)
по поперечной оси
; (2.59)