АНКЕТА 1
Школа______________ класс_______________________
возраст_____________________ дата заполнения_______________
дополнительная информация______________________________________
Виды / учебной / нагрузки / / Уроки / (часы) | Дни недели | ||||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
1. Уроки в школе, кол-во | |||||||
2. Дополнительные занятия, кол-во | |||||||
3. Факультативы, кол-во | |||||||
4. Индивидуальные дополнительные занятия, кол-во | |||||||
5. Занятия на продленном дне, кол-во | |||||||
6. Выполнение домашних заданий | |||||||
7. Какие предметы потребовали наибольшего времени | |||||||
8. Дополнительные домашние задания • сочинения •рефераты • чтение дополнительной литературы | |||||||
9. Общая учебная нагрузка по дням недели |
Возможны и другие варианты анализа. Например, два параллельных класса работают с разными учебниками и программами, количество уроков при этом одинаково, но успевают ли ученики усваивать основной учебный материал в школе или для этого необходимы дополнительные часы занятий дома? Или еще один пример. Начинается изучение иностранного языка или второго иностранного языка, при этом важно понять, насколько увеличивается время домашней работы.
|
|
Интересно сравнить учебную нагрузку в школе и дома в разных профильных классах у старшеклассников, оценить, какое влияние оказывает предметное обучение (с разными педагогами) в начальной школе. Приходится ли детям готовить уроки дома, если они остаются на продленке?
В каждой школе сегодня встает вопрос: что целесообразнее - 5- или 6-дневная учебная неделя? Попробуйте проанализировать, как распределяется учебная нагрузка в разных классах при 5- и 6-дневной учебной неделе в вашей школе, и, учитывая все остальные параметры рациональной организации учебного процесса, сделайте свой вывод.
Если проанализировать учебную нагрузку в течение учебного года, можно понять, насколько равномерно она распределена в течение года, как соотносится с изменением функционального состояния детей. Знание всех аспектов учебной нагрузки в школе и дома необходимо не только руководителю
Таблица /
Общая учебная нагрузка учащихся________________ класса
(понедельник)
Фамилия, имя учащегося | Виды учебной нагрузки (см. анкету 1) | Суммарная нагрузка в течение дня | |||||||
1. Иванов Коля | |||||||||
2. Петров Саша | |||||||||
3. Сидоров Ваня | |||||||||
4.... | |||||||||
Итого уроков (часов) | |||||||||
Примечание: средняя величина нагрузки (уроков, часов) может быть рассчитана по каждому виду нагрузки (для этого итог по каждому столбцу нужно разделить на количество учащихся, нагрузка которых внесена в таблицу). |
Таблица 2
Общая (суммарная) учебная нагрузка учащихся класса
в течение недели
|
образовательного учреждения для понимания организации учебного процесса, но чрезвычайно важно и для учителя. Именно учитель при таком анализе получает достаточно полную информацию о каждом ученике, получает ключ к анализу его проблем и трудностей.
|
|
При анализе организации учебного процесса (кроме общего объема учебной нагрузки) можно оценить, учитываются ли при составлении расписания трудность предметов, их чередование в течение дня и недели (более подробно о динамике работоспособности в течение учебного дня, недели, года - в следующих лекциях).
Таблица 3 При анализе распи-
сания оценивается чередование «легких» и «трудных» предметов в течение дня. Однако трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, а утомляемость - это субъективный ндивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование ТСО, интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием. СанПиНы рекомендуют использовать для оценки трудности таблицы В.И. Агаркова (1986) и И.Г. Сивкова (1975).
Мы считаем более целесообразным использовать таблицу оценки трудности уроков (по С.М. Громбаху). При пользовании этой таблицей нужно учесть, что благоприятный результат при высокой трудности урока чтения мы будем иметь, если у нас высокая насыщенность и средняя эмоциональность, а также средняя насыщенность и высокая эмоциональность. Важно, что на уроках русского языка предпочтительнее высокая эмоциональность (а на практике это менее эмоциональные уроки), а на уроках природоведения, наоборот, предпочтительнее средний уровень эмоциональности.
Таблица 5 убедительно и наглядно показывает, что необходимо рассчитывать все факторы учебного процесса - радость и удивление, смену видов деятельности и объем учебного материала, интенсивность работы и ее длительность. Особенно важна такая оценка при использовании новых программ, методик и технологий обучения.
|
|
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка (гигиенические требования к максимальным нагрузкам) |
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
- | ||
2-4 | ||
8-9 | ||
10-11 |
Можно сопоставить субъективную оценку трудности предметов (в баллах от 1 до 5), которую дают ученики, и трудность предмета (в баллах от 1 до 5), которая оценивается учителями, а также сопоставить трудность предмета и
Таблица 4
|
время, необходимое учащимся для приготовления домашних заданий по этому предмету. Иногда выявляются очень интересные факты: например, в одной школе при таком анализе обнаружилось, что самым трудным для четвероклассников было рисование, а для восьмиклассников - география. По данным наших исследований в 2000-2004 гг. (60 тыс. учащихся разных регионов), наибольшее время домашних заданий требуют задания по химии, иностранному языку и литературе (от 48 до 63 мин.). Часто выполнение заданий только по одному предмету у десятиклассников требует 2,0-3,0 часа (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, т.е. тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования). Это свидетельствует не только о слишком большом объеме учебных заданий, но и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит, имеет место скрытая интенсификация учебного процесса (то, что не выполнено на уроке, переносится на домашние задания). Такие данные - повод не только разобраться, что происходит на уроках, но и понять, насколько квалифицирован учитель и адекватны его требования.
|
|
Однако учебная нагрузка может и должна составлять только часть дня любого ребенка. Дети не должны проводить весь день за партой и письменным столом, забывая об отдыхе, занятиях по интересам, чтении, прогулках. Анализ режима дня школьников показывает, что большая часть из них практически не бывает на воздухе, недостаточно спит, почти не занимается спортом, а каждый четвертый старшеклассник проводит за компьютером по 4-6 часов в неделю. Но любые средние данные отражают лишь общую картину, а любой школе, любому руководителю образовательного учреждения, классному руководителю, учителю важно знать и понимать, что происходит в его школе, в его классе.
Продолжительность учебных и домашних занятий (в астрономических часах) |
Для анализа общего режима дня и внеучебных занятий используется анкета 2.
Для того чтобы провести оценку режима дня, нужно знать нормы рекомендуемой продолжительности сна, прогулок, просмотра ТУ. Мы приводим эти нормативы в соответствии с СанПиНами.
Анализ режима дня и внеучебной нагрузки может проводиться по-разно- му. Одним из вариантов может быть сопоставление с нормативами. Например, можно сравнить средние данные продолжительности сна за неделю с
Таблица 5
Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакции младших школьников на учебную нагрузку (по С.М. Громбаху, 1988)
|
Примечание: • факторы учебного процесса: • степень выраженности
фактора:
Т - трудность, н - низкая,
Н - насыщенность, с - средняя,
Э - эмоциональность в - высокая