Конструкция и принцип действия асинхронного электродвигателя

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

(учебное пособие)

ЧАСТЬ II

Минск 2008

УДК 621.313

ББК 31.21

В данном учебном пособии кратко изложены основы теории электрических машин и трансформаторов. Материал излагается в соответствии с учебной программой по дисциплине «Электрические машины» для студентов авиационных специальностей специализаций авиационного оборудования. В первой части пособия рассмотрены трансформаторы и синхронные машины. Во второй – асинхронные машины и машины постоянного тока. Учебное пособие может быть полезно студентам других авиационных специальностей, а также преподавателям.

Табл. 1. Ил. 87. Библиогр. 21 назв.

Рецензенты: д-р техн. наук, профессор В.А.Анищенко, (кафедра электроснабжения Белорусского национального технического университета);

д-р техн. наук А.Н.Анненков (Воронежский государственный технический университет)

Одобрено и рекомендовано к изданию научно-методическим советом колледжа (протокол от 04 июля 2008 г. № 10)

Учебное пособие по дисциплине «Электрические машины» для студентов специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования» обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (протокол от 26 мая 2008 г. №12)

© Сизиков С.В. 2008


Глава 3. АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Конструкция и принцип действия асинхронного электродвигателя

Конструкции асинхронной машины в зависимости от исполнения ротора приведены на рис. 3.1.

 
 


Рис. 3.1. Конструкции асинхронных машин:

а) с короткозамкнутым ротором; б) с фазным ротором

Асинхронная машина с короткозамкнутым ротором приведена на рис. 3.1, а. Здесь: 1 -крышка, 2- подшипниковые щиты, 3 -подшипники и 4- их крышка, 5 -вентилятор, 6- короткозамкнутый ротор, 7 -обмотка статора, 8- коробка выводов, 9- щеткодержатели, 10- контактные кольца. Асинхронная машина с фазным ротором приведена соответственно на рис. 3.1, б. Здесь: 11-фазный ротор. Условные графические изображения этих машин приведены рядом с соответствующими рисунками. Неподвижная часть асинхронного двигателя — статор — имеeт такую же конструкцию, что и статор синхронного генератора. В расточке статора расположена вращающаяся часть двигателя — ротор, состоящий из вала, сердечника и обмотки (рис. 3.2). Обмотка ротора представляет собой короткозамкнутую конструкцию, состоящую из восьми алюминиевых стержней, расположенных в продольных пазах сердечника ротора, замкнутых с двух сторон по торцам ротора алюминиевыми кольцами (на рисунке эти кольца не показаны).

Рис.3.2. Принцип действия асинхронного двигателя

Рассмотрим принцип действия асинхронной машины. Ротор и статор разделены воздушным зазором. При включении обмотки статора в сеть трехфазного тока возникает вращающееся магнитное поле статора (см. рис. 2.10), частота вращения которого п1 определяется выражением

(3.1)

Вращающееся поле статора (полюсы N1 и S1) сцепляется как с обмоткой статора, так и с обмоткой ротора и наводит в них ЭДС. При этом ЭДС обмотки статора, являясь ЭДС самоиндукции, действует встречно приложенному к обмотке напряжению и ограничивает значение тока в обмотке. Обмотка ротора замкнута, поэтому ЭДС ротора создает в стержнях обмотки ротора токи. Взаимодействие этих токов с полем статора создает на роторе электромагнитные силы FЭM, направление которых определяют по правилу «левой руки». Из рис. 3.2 видно, что силы FЭM стремятся повернуть ротор в направлении вращения магнитного поля статора. Совокупность сил FЭM создает на роторе электромагнитный момент М, приводящий его во вращение с частотой n2 Вращение ротора посредством вала передается исполнительному механизму.

Таким образом, электрическая энергия, поступающая из сети в обмотку статора, преобразуется в механическую энергию вращения ротора двигателя.

Направление вращения магнитного поля статора, а следовательно, и направление вращения ротора зависят от порядка следования фаз напряжения, подводимого к обмотке статора. Частота вращения ротора п2, называемая асинхронной, всегда меньше частоты вращения поля n1, так как только в этом случае происходит наведение ЭДС в обмотке ротора асинхронного двигателя.

Таким образом, статор синхронной машины не отличается от статора асинхронной машины, и выполняют они одинаковую функцию: при появлении в обмотке статора тока возникает вращающееся магнитное поле, и в этой обмотке наводится ЭДС.

3.2. Режимы работы асинхронной машины

В соответствии с принципом обратимости электрических машин асинхронные машины могут работать как в двигательном, так и в генераторном режимах. Кроме того, возможен еще и режим электромагнитного торможения противовключением.

Двигательный режим. При включении обмотки статора в сеть трехфазного тока возникает вращающееся магнитное поле, которое, сцепляясь с короткозамкнутой обмоткой ротора, наводит в ней ЭДС. При этом в стержнях обмотки ротора появляются токи (см. рис. 3.2).

Рис. 3.3. Режимы работы асинхронной машины

В результате взаимодействия этих токов с вращающимся магнитным полем на роторе возникают электромагнитные силы. Совокупность этих сил создает электромагнитный вращающий момент, под действием которого ротор асинхронного двигателя приходит во вращение с частотой n2 < n1 в сторону вращения поля статора. Если вал асинхронного двигателя механически соединить с валом какого-либо исполнительного механизма ИМ (станка, подъемного крана и т. п.), то вращающий момент двигателя М, преодолев противодействующий (нагрузочный) момент Мнагр исполнительного механизма, приведет механизм во вращение. Следовательно, электрическая мощность Р1, поступающая в двигатель из сети, в основной своей части преобразуется в механическую мощность Р2 и передается исполнительному механизму ИМ (рис. 3.3, б).

Весьма важным параметром асинхронной машины является скольжение — величина, характеризующая разность частот вращения ротора и вращающегося поля статора:

(3.2)

Скольжение выражают в долях единицы либо в процентах. Вполне очевидно, что с увеличением нагрузочного момента на валу асинхронного двигателя частота вращения ротора п2 уменьшается. Следовательно, скольжение асинхронного двигателя зависит от механической нагрузки на валу двигателя и может изменяться в диапазоне 0 < s < 1.

При включении асинхронного двигателя в сеть в начальный момент времени ротор под влиянием сил инерции неподвижен (n2 =0). При этом скольжение s равно единице. В режиме работы двигателя без нагрузки на валу (режим холостого хода) ротор вращается с частотой лишь немного меньшей синхронной частоты вращения n1, и скольжение весьма мало отличается от нуля (s ≈0). Скольжение, соответствующее номинальной нагрузке двигателя, называют номинальным скольжением sном. Для асинхронных двигателей общего назначения sном =1¸8%, при этом для двигателей большой мощности sном =1%, а для двигателей малой мощности sном =8%.

Преобразовав выражение (3.2), получим формулу для определения асинхронной частоты вращения (об/мин):

n2 = n1(1-s). (3.3)

Генераторный режим. Если обмотку статора включить в сеть, а ротор асинхронной машины посредством приводного двигателя ПД (двигатель внутреннего сгорания, турбина и т. п.), являющегося источником механической энергии, вращать в направлении вращения магнитного поля статора с частотой п2 > п1, то направление движения ротора относительно поля статора изменится на обратное (по сравнению с двигательным режимом работы иной машины), так как ротор будет обгонять поле статора. При этом скольжение станет отрицательным, а ЭДС, наведенная в обмотке ротора, изменит свое направление. Электромагнитный момент на роторе М также изменит свое направление, т. е. будет направлен встречно вращающемуся магнитному полю статора и станет тормозящим по отношению к вращающемуся моменту приводного двигателя М1 (рис. 3.3, а). В этом случае механическая мощность приводного двигателя в основной своей части будет преобразована в электрическую активную мощность Р2 переменного тока. Особенность работы асинхронного генератора состоит в том, что вращающееся магнитное поле в нем создается реактивной мощностью Q трехфазной сети, в которую включен генератор и туда он отдает вырабатываемую активную мощность Р2. Следовательно, для работы асинхронного генератора необходим источник переменного тока, при подключении к которому происходит возбуждение генератора, т. е. в нем возбуждается вращающееся магнитное поле.

Скольжение асинхронной машины в генераторном режиме может изменяться в диапазоне -¥< s <0, т. е. оно может принимать любые отрицательные значения.

Режим торможения противовключением. Если у работающего трехфазного асинхронного двигателя поменять местами любую пару подходящих к статору из сети присоединительных проводов, то вращающееся поле статора изменит направление вращения на обратное. При этом ротор асинхронной машины под действием сил инерции будет продолжать вращение в прежнем направлении. Другими словами, ротор и поле статора асинхронной машины будут вращаться в противоположных направлениях. В них условиях электромагнитный момент машины, направленный и сторону вращения поля статора, будет оказывать на ротор тормозящее действие (рис. 3.3, в). Этот режим работы асинхронной машины называется электромагнитным торможением противовключением. Активная мощность, поступающая из сети в машину при этом режиме, частично затрачивается на компенсацию механической мощности вращающегося ротора, т. е. на его торможение.

В режиме электромагнитного торможения частота вращения ротора является отрицательной, а поэтому скольжение приобретает положительные значения больше единицы:

(3.4)

Скольжение асинхронной машины в режиме торможения противовключением может изменяться в диапазоне 1< s<+¥, т.е. оно может принимать любые положительные значения больше единицы.

Обобщая изложенное о режимах работы асинхронной машины, можно сделать вывод: характерной особенностью работы асинхронной машины является неравенство частот вращения магнитного поля статора n1 и ротора n2, т. е. наличие скольжения, так как только в этом случае вращающееся магнитное поле наводит обмотке ротора ЭДС, и на роторе возникает электромагнитный момент. При этом каждому режиму работы асинхронной машины соответствует определенный диапазон изменений скольжения, следовательно, и частоты вращения ротора.

Из рассмотренных режимов работы наибольшее практическое применение получил двигательный режим асинхронной машин, т. е. чаще используют асинхронные двигатели, которые составляют основу современного электропривода, выгодно отличаясь и других электродвигателей простотой конструкции и высокой и надежностью. Поэтому теорию асинхронных машин принято излагать применительно к асинхронным двигателям.

3.3. Уравнения напряжений асинхронного двигателя

Обмотка ротора асинхронного двигателя не имеет электрической связи с обмоткой статора. Между этими обмотками существует только магнитная связь, иэнергия из обмотки статора передается в обмотку ротора посредством магнитного поля. В этом отношении асинхронная машина аналогична трансформатору: обмотка статора является первичной, а обмотка ротора - вторичной.

В процессе работы асинхронного двигателя токи в обмотках статора и ротора создают две магнитодвижущие силы: МДС статора и МДС ротора. Совместным действием эти МДС наводят в магнитной системе двигателя результирующий магнитный поток, вращающийся относительно статора с синхронной частотой вращения n1. Так же как и в трансформаторе, этот магнитный поток можно рассматривать как совокупность основного потока Ф, сцепленного как с обмоткой статора, так и с обмоткой ротора (магнитный поток взаимоиндукции), и двух потоков рас сеяния: Фσ1 — потока рассеяния обмотки статора и Фσ2 — потока рассеяния обмотки ротора. Рассмотрим, какие ЭДС наводят указанные потоки в обмотках двигателя.

Электродвижущие силы, наводимые в обмотке статора. Основной магнитный поток Ф, вращающийся с частотой n1, наводит в неподвижной обмотке статора ЭДС Е1, значение которой определяется выражением Е1 = 4,44f1Фw1kоб1.

Магнитный поток рассеяния Фσ1 наводит в обмотке статора ЭДС рассеяния, значение которой определяется индуктивным падением напряжения в обмотке статора:

(3.5)

где x1индуктивное сопротивление рассеяния фазной обмотки статора.

Для цепи обмотки статора асинхронного двигателя, включенной в сеть с напряжением U1, запишем уравнение напряжений по второму закону Кирхгофа:

(3.6)

— падение напряжения в активном сопротивлении обмотки статора r1.

После переноса ЭДС и в правую часть уравнения (3.6) с учетом (3.5) получим уравнение напряжений обмотки статора асинхронного двигателя:

(3.7)

Сравнив полученное уравнение с уравнением (1.6), видим, что оно не отличается от уравнения напряжений для первичной цепи трансформатора.

Электродвижущие силы, наводимые в обмотке ротора. В процессе работы асинхронного двигателя ротор вращается в сторону вращения поля статора с частотой п2. Поэтому частота вращения поля статора относительно ротора равна разности частот вращения (n1 - п2). Основной магнитный поток Ф, обгоняя ротор с частотой вращения ns=(n1-n2), индуцирует в обмотке ротора ЭДС

E2s=4,44f2Фw2kоб2 (3.8)

Где f2 — частота ЭДС Е2s в роторе, Гц;

w2 — число последовательно соединенных витков одной фазы обмотки ротора;

kоб2 — обмоточный коэффициент обмотки ротора.

Частота ЭДС (тока) в обмотке вращающегося ротора пропорциональна частоте вращения магнитного поля относительно ротора ns = n1 - п2, называемой частотой скольжения:

или

(3.9)

т.e. частота ЭДС (тока) ротора пропорциональна скольжению.

Для асинхронных двигателей общепромышленного назначения эта частота обычно невелика и при f1 =50 Гц не превышает нескольких Герц, так при s = 5% частота f2 =50·0,05=2,5 Гц.

Подставив (3.9) в (3.8), получим

E2s= 4,44 f1sФw2ko62=E2s. (3.10)

Здесь Е2 — ЭДС, наведенная в обмотке ротора при скольжении s =1, т. е. при неподвижном роторе.

Поток рассеяния ротора Фσ2 индуцирует в обмотке ротора ЭДС рассеяния, значение которой определяется индуктивным падением напряжения в этой обмотке:

(3.11)

где х2индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора при неподвижном роторе, Ом.

Обмотка ротора асинхронного двигателя электрически не связана с внешней сетью и к ней не подводится напряжение. Ток в этой обмотке появляется исключительно за счет ЭДС, наведенной основным магнитным потоком Ф. Поэтому уравнение напряжения для цепи ротора асинхронного двигателя по второму закону Кирхгофа имеет вид

где r2активное сопротивление обмотки ротора.

С учетом (3.10) и (3.11) получим

(3.12)

Разделив все слагаемые равенства (6.12) на s, получим

(3.12)

—уравнение напряжений для обмотки ротора.




double arrow
Сейчас читают про: