При значительных перегрузках или внезапном КЗ коммутация приобретает резко замедленный характер. В этом случае между сбегающей коллекторной пластиной и сбегающим краем щетки возникает электрическая дуга. Так как коллектор вращается, то дуга механически растягивается (рис. 4.17).
Рис. 4.17. Возникновение электрической дуги на коллекторе
Наряду с этим перегрузка машины сопровождается усилением реакции якоря, под действием которой распределение индукции в воздушном зазоре машины становится неравномерным.
В результате напряжение между соседними коллекторными пластинами увеличивается, превышая допустимые пределы. Это может привести к возникновению электрической дуги между смежными пластинами, а появление высокого потенциала на некоторых пластинах вызывает резкое повышение напряжения между щеткой и коллекторными пластинами по мере их удаления от сбегающего края щетки.
Электрические дуги сливаются «потенциальными» дугами, образуя вокруг коллектора мощную электрическую дугу, которая может перекинуться и на корпус машины. Это явление называется круговым огнем по коллектору.
Для защиты от него между коллектором и обмоткой на якоре устанавливают защитный экран (рис. 4.18).
Рис. 4.18. Защитные экраны от кругового огня по коллектору