Так, теории О. Шпенглера были предугаданы полвека назад. Фактически по всем своим существенным характеристикам работа Шпенглера — простое повторение социальных рассуждений Леонтьева и Данилевского [а поскольку Данилевский опередил Леонтьева на четыре года, работа Леонтьева, надо думать, тоже «простое повторение»]. (Современные социологические теории, стр. 26п, курсив мой.)
Как «простое повторение» работа Шпенглера казалась бы излишней, поскольку ее ничто не отличает от работы предшественников. Но более позднее и более разборчивое суждение Сорокина указывает на обратное:
Книга Шпенглера «Закат Европы», опубликованная в 1918 г., оказалась одним из самых значительных, противоречивых и долговечных шедевров первой половины двадцатого века в областях социологии культуры, философии истории и немецкой философии. Хотя в целом по своему характеру «Закат Европы» полностью отличается от работы Данилевского, тем не менее ее основная концептуальная структура напоминает труд Данилевского во всех важных моментах... Многие страницы, посвященные Шпенглером детальному анализу этих трансформаций [в цикле социальных форм или систем], отличаются новизной, проницательностью и являются классическими... Несмотря на недостатки, «Закат Европы» вполне может остаться одной из наиболее важных работ первой половины двадцатого столетия. («Социологические теории сегодня», стр. 187,196—197.)
Маркс — Энгельс и их предшественники: от выискивания предвосхищений к предвидению
Что касается оригинальности и теоретического содержания Марк-совой материалистической концепции истории (но не практического влияния Маркса) в настоящий момент... видимо, нет возможности ут-
51 Pitirim A. Sorokin, Sociological Theory of Today (New York: Harper & Row, 1966).
верждать, что Маркс привнес хоть одну новую идею в эту область или дал новый и лучший в научном отношении синтез идей, существовавших до него (ССТ, 520п, курсив мой).
В своей прежней работе Сорокин продолжает повторять, что ни в конкретных идеях, ни в теоретическом синтезе Маркса и Энгельса нет ни толики оригинальности; заканчивает он классическим кредо искателя предвосхищений:
Первое: с чисто научной точки зрения, что касается ее здравых элементов, в их теории нет ничего, что не было бы сказано более ранними авторами; второе: действительно оригинальные идеи являются совершенно ненаучными; третье: единственное достоинство их теории в том, что в ней в несколько более сильном и расширенном виде обобщены идеи, высказанные до Маркса... Нет никаких оснований считать их научный вклад более чем средним (ССТ, 545).
В своей более поздней работе Сорокин, продолжая сильно критиковать теорию Маркса52 и обоснованно утверждать, что она не возникла ex nihilo*, готов признать за ней особую интеллектуальную (а не просто политическую) роль.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, разделив социокультурные отношения на два класса — «производственные отношения, [которые] составляют экономическую структуру общества», и «идеологическую надстройку, «...дали новую жизнь и полное развитие экономической разновидное-
52 Сама же теория Маркса, касающаяся исторического развития науки и мышления, конечно, предполагает, то ex nihilo nihil fit. Как выразился Маркс при известной попытке отделить прежнюю массу накопленных идей от своих собственных дополнений к ней: «...мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». (Письмо Маркса Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. второе, М., Госполитиздат, 1962. — т. 28, ее. 424—427.) Нет необходимости принимать самооценку Маркса за чистую монету; два из этих трех вкладов сомнительные проекты относительно будущего, и, как свидетельствует поздний Сорокин, Маркс внес вклад не только в теорию общественных классов. Дело в том, что и в письме Маркса, и у позднего Сорокина есть попытка различить простое предоткры-тие и аналитические или синтетические дополнения, развивающие знания. — Примеч. автора.
* из ничего, на пустом месте (лат.).
ти дихотомических теорий. Почти все недавние теории такого рода представляют собой разновидности и разработки этого различия, проводимого Марксом и Энгельсом... Теория Маркса, по сути, является прототипом всех рассмотренных мною более поздних теорий (СТС, 289, 296; курсив мой).
Если более позднюю работу Сорокина взять за образец, то мы, возможно, наблюдаем сдвиг в сторону более дифференцированного подхода к развитию социологических идей. Это только идет на пользу. Если отказаться от выискивания предвосхищений, то социологи смогут непредвзято сосредоточиться на выяснении того, в каком именно отношении более новые разработки идей построены на прежних, чтобы проанализировать характер и условия преемственности в социологической науке.
Гуманитарный и естественнонаучный аспекты социологии
Контраст между отношением точных и гуманитарных наук к великим классическим трудам отмечался часто. Он вызван глубокими различиями в типах избирательной аккумуляции, происходящей в цивилизации (куда входят наука и техника) и в культуре (куда входят гуманитарные науки и ценностные формы)53. В более точных науках избирательная аккумуляция знаний означает, что классический вклад, сделанный гениальными или необыкновенно одаренными людьми в прошлом, во многом развивается в более поздних работах и часто людьми явно менее талантливыми.
О наличии подлинно кумулятивного знания свидетельствует тот факт, что сегодня человеку с заурядными способностями по силам решение задач, к которым не могли подступиться великие умы про-
55 Различие между обществом, культурой и цивилизациейи было подчеркнуто Альфредом Вебером в «Prinzipiellen zur Kultursoziologie: Gesellschaftsprozess, Zivilisationsprozess und Kulturbeweguag», Archivfur Sozizlwissenschaft und Sozialpolitik, 1920,47, 1—49. Похожий анализ см.: R.M. Masciver, Society: Its s Structure and Changes (New York: Long & Smith, 1931), 225—236, и более позднее обсуждение: Merton, «Civilization and Culture», Sociology and Social Research, нояб.-дек. 1936, 21, 103—113. Примеры тенденции к смешению истории и систематики теории см. краткие обзоры понятий «культуры» и «цивилизации», использованных Гердером, Гумбольдтом, Гизо, Э. Дюбуа-Реймоном, Вундтом, Фергюсоном, Морганом, Тайлором, Боклем, Гете, и т. д. в следующих работах: Paul Barth, Die Philosophic der Geschichte als Soziologie (Leipzig: Reisland, 1922), 597—613; Y.S. Stoltenberg, «Seele, Geist und Gruppe», Schmollers Jahrbuch, 1929. LV, 105ff.; R. Euken, «Geschichte und KritikderGrundbegrifie der Gegenwart» (Leipzig: 1878), 1871T. Сорокин дает критический обзор этой системы анализа в своих Sociological Theories of Today, глава 10. — Примеч. автора.
шлого. Студент-математик умеет идентифицировать и решать задачи не поддавшиеся усилиям Лейбница, Ньютона или Коши54.
Поскольку в более точных науках теория и данные довольно далекого прошлого в большой мере входят в состав современного кумулятивного знания, то упоминание великих авторитетов прошлого главным образом приходится на историю дисциплины; а ученые на своих рабочих местах и в трудах в первую очередь пользуются недавними достижениями, развившими эти прежние открытия. В результате прежние и часто более весомые научные достижения часто предаются забвению (за редкими и иногда существенными исключениями), поскольку их поглощает более поздняя работа.
В гуманитарных областях все обстоит иначе: с каждой классической работой — каждым стихотворением, драмой, эссе или историческим исследованием — последующие поколения гуманитариев знакомятся непосредственно. По образному выражению Дерека Прайса, «кумулятивная структура естественных наук имеет фактуру с последовательным соединением элементов, подобно вязанию, тогда как фактура гуманитарной области больше напоминает беспорядочное плетение, в котором любая точка с равной вероятностью может быть связана с любой другой»55. Короче говоря, личное знакомство с произведениями классиков играет малую роль в физических и биологических науках и очень большую в работе гуманитариев.
Кесслер, другой специалист по информационным системам в науке, изложил эту мысль в намеренно провокационной, если не возмутительной манере:
В научной литературе даже шедевры со временем потеряют всю ценность, кроме исторической. В этом основная разница между научной и художественной литературой. Немыслимо, например, чтобы человек, серьезно изучающий английскую литературу, не читал Шекспира, Мильтона или Скотта. А тот, кто всерьез занимается физикой, может спокойно проигнорировать первоисточники Ньютона, Фарадея и Максвелла56.
Стиль Кесслера на то и направлен, чтобы вызвать возмущение читателя. И действительно, с точки зрения гуманизма и истории на-
54 Charles С. Gillespie, The Edge of Objectivity: An Essay in the History of Scientific Ideas
(Princeton University Press, 1960), 8. «...каждый первокурсник колледжа знает физику
в большем объеме, чем Галилей, который в первую очередь заслужил честь считаться
основателем современной науки, и знает больше Ньютона, ум которого превосходил
все другие, обращавшиеся к природе». — Примеч. автора.
55 Derek J. De Solla Price, «The scientific foundations of science policy», Nature, ап
рель 17, 1965, 206, № 4981, 233-238. - Примеч. автора.
56 M.M. Kessler, «Technical information flow patterns», Proceedings, Western Joint
Computer Conference, May 9, 1961, 247—257. — Примеч. автора.
i
уки, это утверждение кажется выражением современного невежества. Многим из нас трудно отделить свой преисполненный признательности прошлому интерес к истории, к трудам основоположников от увлеченности работой, направленной на развитие современной науки и почти не требующей непосредственного знакомства с Principia Ньютона или Traite Лавуазье. Тем не менее такое же замечание, как у Кесслера, красноречиво высказал один из основателей современной социологии. Рассматривая основное предназначение науки — включение новых знаний и тем самым расширение ее сферы через призму личности ученого, Макс Вебер отмечает:
...каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 30, 40 лет, такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры, всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя «наслаждение» своими художественными качествами или оставаясь средством обучения научной работе. Но быть превзойденным в научном отношении —- не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот процесс уходит в бесконечность57.
Социологи, балансируя между представителями естественных и гуманитарных наук, испытывают давление в ориентации на классические достижения с обеих сторон и не торопятся брать на себя обязательства, описанные Вебером. Лишь некоторые из них уступают и полностью принимают либо естественнонаучную ориентацию, предложенную Вебером, либо гуманитарную. Большинство, по всей видимости, колеблются, а некоторые пытаются их объединить. Эти попытки соединить естественнонаучную и гуманитарную ориентации обычно приводят к смешению систематики социологической теории с ее историей.
То, что в процессе кумуляции знаний социальные науки находятся между естественными и гуманитарными, убедительно подтверждается так называемым исследованием ссылок, где сравниваются распределения дат публикаций, на которые ссылаются в нескольких определенных областях. Полученные данные исключительно закономерны. В естественных науках — представленных такими журналами, как
57 М. Вебер. Наука как призвание и профессия. — В М. Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990, с. 712. — Примеч. автора.
«физикалревю» и «Аапрофизикал джорнал», — примерно от 60% до 70% ссылок относятся к публикациям, появляющимся за предшествующие пять лет, в гуманитарных науках — представленных такими журналами как «Американ хисторикал ревю», «Арт Бюллетин» и «Джорнал ов Истетикс энд арт критисизм», — соответствующие цифры колеблются от 10% до 20%. Между ними социальные науки — представленные такими журналами, как «Американ социолоджи кал ревю», Американ джорнал ов социолоджи» и «Бритиш джорнал ов сайколоджи», — где от 30% до 50% ссылок относятся к публикациям предшествующих пяти лет5*. Другие исследования ссылок подтверждают, что эти данные типичны в общих чертах.
В одном отношении социология принимает ориентацию и практику естественных наук. Исследование движется от рубежей, установленных кумулятивной работой прошлых поколений; социология, именно в этом отношении, отличается исторической близорукостью, узостью кругозора и плодотворности. Но в другом отношении социология сохраняет свое родство с гуманитарными науками. Она не желает отказаться от личного знакомства с классическими произведениями социологии и предсоциологии как от неотъемлемой части работы социолога qua социолога. Каждый современный социолог с претензией на социологическую грамотность непосредственно и многократно встречался с работами основателей: Конта, Маркса и Спенсера, Дюркгей-ма, Вебера, Зиммеля и Парето, Самнера, Кули и Веблена и других талантливых людей, оставивших неизгладимый след в современной социологии. Поскольку я тоже обращался к наследию прошлого, даже до того, как нашел этому разумное обоснование, и поскольку отчасти и сейчас не желаю отказаться от общения с классиками, это может послужить достаточным основанием для размышления о характере и причинах этого нежелания.
58 Я благодарен Дереку Дж. де Солла Прайсу за то, что получил доступ к его еще не опубликованным данным, основанным на 154 подшивках журналов в различных областях науки. Огромное количество упоминаний включает: Р.Е. Burton and R.W. Keebler, «'Half-life' of some scientific and technical literatures», American Documentation, •960, 11,18—22; R.N. Broadus, «An analysis of literature cited in the American Sociological Review», American Sociological Review», июнь 1952, 17, 355—356, и «A citation study for sociology», The American Sociologist, февраль 1967, 2,19—20; Charles E. Osgood and Louis V. Xhignesse, «Characteristics of bibliographical coverage in psychological journals published ш 1950 and 1960». Institute of Communications Research, University of Illinois, март 1963. В Дифференцированных исследованиях ссылок необходимо, конечно, различать ссылки на исследования и на «необработанные данные», т.е. исторические документы, стихотворения и другую литературу далекого прошлого, которые критически заново оценивают гуманитарии. — Примеч. автора.
Эрудиция и оригинальность
Влечение социологов к работам своих предшественников не окутано тайной. Во многом социологическую теорию, представленную новыми членами этого прославленного генеалогического древа, отличает непосредственная связь с прошлым, и современная теория отчасти откликается на многие до сих пор не решенные проблемы, выделенные предшественниками.
Однако интерес к классическим произведениям прошлого также вызвал интеллектуально дегенеративные тенденции в истории идей, Первая из них — это слепое благоговение почти перед каждым высказыванием блистательных предков. Оно не раз звучало в самоотверженном, но в целом бесплодном для науки толковании комментатора. На этот обычай как раз и ссылается Уайтхед в эпиграфе к данной главе: «Наука, которая не торопится забыть своих основателей, обречена». Вторая дегенеративная форма — это превращение в банальность. Ведь один из способов превратить истину в заезженный и все более сомнительный штамп — это чтобы ее часто повторяли, желательно в неосознанно искаженном виде, те, кто ее не понимает. (Примером является часто высказываемое предположение, что Дюркгейм отводил огромное место насилию в общественной жизни, развив концепцию «принуждения» как одной из характеристик социальных фактов.) Превращение в банальность — отличное средство истощить истину, выжав из нее все соки.
Короче говоря, изучение классических произведений может быть или прискорбно бесполезным, или удивительно полезным. Все зависит от того, какую форму принимает это изучение: бесплодного простого толкования классики и превращения истины в банальность или активного развития и разработки теоретических наметок авторитетных предшественников. Огромная пропасть разделяет эти два подхода и обусловливает двойственное отношение ученых к постоянному чтению первоисточников.
У этой двойственности есть исторические и психологические корни. Со времени зарождения современной науки доказывалось, что ученым надо знать работу предшественников, чтобы исходить из того, что уже сделано, и отдать должное тем, кто этого заслуживает. Даже самый ярый проповедник антисхоластики Фрэнсис Бэкон считал это само собой разумеющимся: «Когда человек, готовясь и приступая к какому-либо исследованию, прежде всего отыскивает и изучает сказанное об этом другими, затем он прибавляет свои соображения и посредством усиленной работы разума возбуждает свой дух и как бы
призывает его открыть свои прорицания»59. С тех пор такая практика закрепилась в требованиях к научным статьям: в них должен быть обзор теории и исследований, имеющих отношение к рассматриваемым проблемам. Логическое обоснование этого и понятно, и знакомо: незнание прежних работ часто обрекает ученого на открытие того, что уже известно. Вот как Сорокин изложил это для нашей области знаний:
Не зная, что конкретная теория была давно разработана или что конкретная проблема тщательно изучена многими предшественниками, социолог вполне может потратить время и силы на открытие новой социологической Америки, когда ее уже давно открыли. Вместо того чтобы с удобствами пересечь научную Атлантику за короткий период времени, необходимый для изучения достигнутого ранее, такой социолог вынужден перенести все испытания Колумба лишь для того, чтобы обнаружить уже после напрасной траты времени и сил, что его открытие давно сделано и все испытания были впустую. Обнаружить такое — трагедия для ученого и пустая трата ценного для общества и социологии дарования60.
Ту же картину не раз отмечали и в других областях науки. Гениальный физик Кларк Максвелл (проявлявший огромный, хотя и не профессиональный интерес к социологии того времени) заметил на заре своей научной карьеры: «Я читаю старые книги по оптике и нахожу в них много такого, что гораздо лучше, чем новое. Зарубежные математики сейчас сами открывают методы, хорошо известные в Кембридже еще в 1720 году, но ныне забытые»61.
Так как политика и отчасти практика поиска предшествующей литературы давно стали правилом в науке, научные исследования перестали нуждаться в каком-нибудь другом документальном подтверждении. Но противоположная тенденция, не получившая официального признания, но все же часто проявляющаяся на практике, требует обширного документального подтверждения, если мы хотим понять двойственное отношение ученых к эрудиции.
Примерно на протяжении последних четырех столетий выдающиеся ученые мужи предупреждали о возможных опасностях эрудиции. Исторические корни этого отношения кроются в неприятии схоластического подхода комментатора и толкователя. Так, у Галилея звучит громкий призыв:
59 Фрэнсис Бэкон Веруламский. Новый органон. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Афо
ризм LXXXII, с.149. — Примеч. автора.
60 Sorokin, Contemporary Sociological Theories XVIII—XIX. — Примеч. автора.
61 Lewis Campbell and William Garnett, The Life of James Clerk Maxwell (London:
Macmillan and Co., 1884), 162. — Примеч. автора.
...человеку не стать философом, если его все время будет волновать написанное другими, и он никогда не посмотрит своими глазами на творения природы, пытаясь распознать в ней уже известные истины и исследовать некоторые из бессчетного числа тех, которые еще предстоит открыть. Так, я считаю, философом никогда не станешь, а будешь всего лишь учеником других философов и знатоком их работ62.
Уилльям Харви вторит ему (выразительностью сказанного глубоко поразив Кларка Максвелла, тоже испытывавшего противоречивые чувства к эрудиции):
Все те, кто читает авторов, а не выводит сам посредством своего ума истинные утверждения о вещах (выражая свое авторское понимание), воспринимают не истинные идеи, а лишь обманчивые идолы и фантомы; тем самым они создают себе некие тени и химеры, и вся их теория и размышления (которые они зовут наукой) есть не что иное, как сны наяву и фантазии больного воображения63.
Со временем эту двойственность по отношению к эрудиции некоторые превратили в выбор между ученостью и творческой научной работой. К концу семнадцатого века Темпль, апологет древних мыслителей, знавший о естественных науках лишь понаслышке, был готов высмеять современных авторов, которые не хотели ограничиваться древней мудростью:
Окажись эти рассуждения верными, я уж тогда не знаю, на какие преимущества могут претендовать современные Знания по сравнению с теми знаниями, которые мы получаем от Древних. В этом случае люди скорее многое потеряют, а не приобретут, возможно, они ослабят Силу и Развитие своего Гения, сдерживая его и формируя на основе чужого, будут меньше иметь собственных знаний, удовольствовавшись знаниями тех, кто был раньше... К тому же, кто знает, а вдруг ученость ослабит Творческое начало в человеке, имеющем огромные преимущества от Природы и Рождения, вдруг весомость и количество идей и понятий у такого множества других людей подавят его собственные или затруднят их движение и пульсацию, из которых и возникают все открытия64.
То, что Темпль от полного незнания ученых считал смешным, было всерьез воспринято великими учеными позже. Их двойственное отношение к эрудиции было выражено недвусмысленно. Напри-
62 Le Opere di Galileo Galilei, Edizione Nazione (Firenze: Tipographia di G. Barbera,
1892), III, i. 395. — Примеч. автора.
63 Campbell and Gavnett, op. cit., 277. — Примеч. автора.
64 Sir William Temple's, Essays on Ancient and Modern Learning, изданные J.E. Spingarn
(Oxford: Clarendon Press, 1909), 18. — Примеч. автора.
мер, Клод Бернар допускает, что человек науки должен знать работу своих предшественников. Но, продолжает он, чтение даже такой «полезной научной литературы... не должно заходить слишком далеко, чтобы не иссушить ум и не задушить изобретательность и научное творчество. Какую пользу можем мы извлечь, выкапывая источенные червями теории или результаты наблюдений, полученные без должных методов исследования?». Словом, «неправильно понятая эрудиция была и до сих пор является одной из главных преград на пути развития экспериментальной науки»65.
Такая широта ума, как у Бернара, явно позволяла относительно легко справиться с этим двойственным отношением, остановившись на выборочном чтении работ, непосредственно относящихся к собственной экспериментальной и теоретической работе. Математик Литтлвуд, подобно самому Бернару, решил эту проблему, обратившись сначала к своим собственным идеям, а потом проверив их по предшествующей литературе, прежде чем опубликовать свои результаты66. Тем самым Бернар и Литтлвуд «замкнули цикл», вернувшись к практике, которую отстаивали светила в науке задолго до них67.
65 Claude Bernard, An Introduction to the Study of Experimental Medicine (New York:
Henry Schuman, 1949; впервые опубликовано в 1865 г.), 145, 141. — Примеч. автора.
66 J.E. Littlewood, A Mathematician's Miscellany (London, Methuen Publishing Co.,
1953), 82—83. «Это, конечно, хороший способ — и я часто прибегал к нему — начи
нать, не слишком погружаясь в существующую литературу» (курсив мой). Charles
Richet, The Natural History of a Savant, trans by Sir Oliver Lodge (New York: George H.
DornCo., 1927), 43—44, формулирует этот способ так: «Информированный человек...
может знать слишком много о том, что напечатано другими, и не сохранить ориги
нальность своего подхода. Наверно, было бы лучше никогда не публиковать резуль
таты эксперимента, тщательно не изучив соответствующую библиографию, и все же
лучше не отягощать себя слишком большими знаниями перед проведением экспери
мента». — Примеч. автора.
" Д-р И. Бернар в письме Джону Коллинзу 3 апреля 1671 г.: «Книги и эксперименты хороши в сочетании друг с другом, но, взятые отдельно, страдают недостатками, поскольку работу человека неосведомленного невольно предвосхитят труды древних, а начитанного вводит в заблуждение вымысел вместо науки». Stephen Peter Rigaud, ed. Correspondence of Scientific Men of the 17th Century (Oxford: at the University Press, •841), 1,158. О взаимосвязи эрудиции и личных наблюдений см. также высказывание врача XVII—XVIII веков Джона Фрейнда: «Каждый врач хочет и должен делать заключения, исходя из своей врачебной практики; но он сможет высказать лучшее суждение и дать более справедливое заключение, сравнивая то, что читает и что видит. Когда я говорю, что и то, и другое стало бы более плодотворным и совершенным благодаря поиску и изучению мнений и методов тех, кто жил раньше, не стоит считать мои слова оскорблением для интеллекта любого человека, особенно учитывая то обстоятельство, что ему никто не мешает самому рассуждать и он не обязан вдаваться в понятия автора больше, чем сочтет разумным и применимым к практике. Поэтому не надо опасаться, что чтение скажется на его природной сообразительности, какова
Другие преодолевают свое двойственное отношение к эрудиции главным образом тем, что отказываются от всякой попытки сделать хорошее знание предшествующей литературы необходимым условием продвижения в своей собственной работе. В социальных науках есть свой ряд примеров такого приспособления к ситуации. Давным-давно Вико готов был с радостью процитировать замечание Гоббса, что если б он прочитал так же много, как другие, то и знал бы так же мало68. Герберт Спенсер — о котором можно сказать, что никто до него не писал так много, зная столь мало о том, что уже написано по такому же широкому кругу вопросов, — превратил и свое неприятие авторитетов по отношению к авторитетам, и свою болезнь (у него от чтения кружилась голова) в философию исследования, не предполагавшую знакомство с работами предшественников69. И Фрейд тоже неоднократно и вполне осознанно в своих клинических исследованиях и в своей теории не считал нужным обращаться к предшествующим работам. Как он однажды выразился: «Я на самом деле очень мало знаком со своими предшественниками. Если мы когда-нибудь встретимся в мире ином, они меня, конечно, заклеймят плагиатором. Но это такое удовольствие исследовать что-то самому, а не читать об этом литературу». И еще: «В последние годы я отказал себе в огромном удовольствии читать работы Ницше из тех соображений, чтобы моей работе над впечатлениями, полученными в ходе психоанализа, не мешали никакие ожидания, полученные извне. Так что мне нужно быть готовым — и я с радостью готов — отказаться от всех притязаний на приоритет во многих случаях, когда тщательное психоаналитическое исследование может лишь подтвердить истины, которые этот философ постиг интуитивно»70.
Заметим, что именно основоположнику социологии удалось довести этот способ адаптации к конфликту между эрудицией и творчеством до абсурда. В течение двенадцати лет, посвященных написанию «Курса позитивной философии», Конт следовал «принципу умственной
бы она ни была, сбивая с пути и вводя в заблуждение. History of Physic (London: 1725— 1726), I, 292. — Примеч. автора.
68 The Autobiography of Giambatista Vico. Перевод Max Harold Fisch and Thomas
Goddard Bergin (Ithaca, New York: Great Seal Books, 1963). — Примеч. автора.
69 Autobiography of Herbert Spencer (New York: D. Appleton & Co., 1904). — Примеч.
автора.
70 Первое замечание — из письма Фрейда к Пфистеру, 12 июля, 1909 г.; второе —
из его «Истории психоаналитического движения», Collected Papers, I, 297. Фрейд не
зря предвидел, что позднее откопают всякого рода предвидения его работ; см. под
борку как давних, так и недавних «предвидений» в Lancelot Law Whyte The Unconscious
Before Freud (New York: Basic Books, Inc., 1960). — Примеч. автора.
гигиены» — он очистил свои мозг от всего, кроме собственных идей, с помощью простого способа: не читая ничего, что хотя бы отдаленно относилось к его теме. Он с гордостью писал об этом А.Б. Джонсону: «Что касается меня, я не читал ничего, кроме великих поэтов, древних и современных. Умственная гигиена действует на меня чрезвычайно благотворно, особенно способствуя сохранению оригинальности свойственных только мне рассуждений»71. Таким образом, мы видим, как Конт проводит окончательное — и в своей крайности абсурдное — разграничение истории и систематики социологии. Как историк науки он пытался воссоздать ее развитие, довольно обстоятельно познакомившись с трудами классиков, тогда как в качестве зачинателя позитивистской системы социологической теории он преднамеренно игнорировал непосредственно предшествующие ему идеи — в том числе и идеи своего бывшего наставника Сен-Симона, — чтобы добиться специфически понимаемой им оригинальности своих суждений.
Как мы уже видели, исторически повторяющееся противостояние эрудиции и творчества — это проблема, которую еще предстоит решить. С семнадцатого века ученые предупреждали, что эрудиция часто толкает на чисто схоластические толкования прежних трудов вместо нового эмпирического исследования и что сильное увлечение прежними идеями сковывает творчество, лишая мышление гибкости. Но, несмотря на эти опасности, великие ученые смогли соединить эрудицию и творческий поиск ради продвижения науки, либо читая лишь самые последние исследования по своей проблеме, которые, по-видимому, вбирают в себя соответствующие накопленные в прошлом знания, либо изучая более далекие источники только после завершения своего исследования. Однако экстремальные попытки освободиться от предшествующих идей — как это сделал Конт — могут переродиться в осознанное пренебрежение всей существенной теорией прошлого и в искусственное разделение истории и систематики теории.
Функции классической теории
Даже основоположнику нельзя позволить исказить исследуемую нами фундаментальную разницу между подлинной историей и систематикой социологической теории, поскольку различие, подчеркиваемое нами, мало, если вообще похоже на разграничение, сделанное
Письмо было адресовано Александру Брайану Джонсону и напечатано в новом издании его замечательного «Трактата о языке» [Treatise on Language/, ed. by. David Rymn (Berkeley University of California Press, 1959), 5—6. — Примеч. автора.
Контом. Истинная история социологической теории должна представлять собой нечто большее, чем хронологически упорядоченный набор критических обзоров определенных доктрин. Она должна заниматься взаимодействием теории и таких вопросов, как социальное происхождение и статусы ее представителей, меняющаяся социальная организация социологии, изменения идей в результате их распространения, и их связи с окружающей социальной и культурной структурой. Теперь мы хотим обрисовать некоторые отличительные функции систематики теорий, основываясь при этом на классических формулировках социологической теории.
Ситуация в естественных и биологических науках продолжает значительно отличаться от ситуации в социальных науках и социологии в частности. Хотя физику как таковому нет необходимости с головой уходить в Prinicipia Ньютона или биологу как таковому читать и перечитывать «Происхождение видов» Дарвина, то у социолога кактаково-го скорее, чем у историка социологии, есть достаточные основания изучать работы Вебера, Дюркгейма, Зиммеляи, коли на то пошло, иногда возвращаться к работам Гоббса, Руссо, Кондорсе или Сен-Симона.
Причина этого различия была изучена здесь детально. Данные говорят о том, что в целом естествознание больше, чем социальные науки, преуспело в извлечении соответствующих накопленных ранее сведений и во включении их в последующие формулировки. В социологии случаи забвения классических формулировок из-за такого включения встречаются пока редко. В результате не извлеченную никем ранее информацию все еще можно успешно использовать как новую отправную точку и современное применение прошлой теории весьма разнообразно, о чем свидетельствует диапазон функций, которые выполняют ссылки на классическую теорию.
Иногда цель ссылки состоит в том, чтобы просто прокомментировать классиков или привлечь авторитетный источник и тем самым придать весомость теперешним идеям. Цитата приводится для того, чтобы отразить элементы родства между собственными идеями и идеями предшественников. Многим социологам доводилось пережить удар по самолюбию, когда они обнаруживали, что самостоятельно сделанное ими открытие поневоле оказывается повторным и что, более того, язык этого классического предоткрытия, давно исчезнувшего из поля зрения, настолько живой, выразительный или настолько содержательный, что их собственное открытие становится всего лишь второстепенным. Раздираемые противоположными чувствами — переживая, что их опередили, и наслаждаясь красотой прежней формулировки, они цитируют классическую идею.
Лишь немногим отличаются от таких ссылок на классические труды те заметки, которые делает читатель, переполненный своими соб-
ственными идеями, когда обнаруживает в ранней книге именно то, к чему пришел сам. Идею, пока незаметную другим читателям, отмечают именно потому, что она близка разработавшему ее самостоятельно. Часто предполагают, что упоминание раннего источника обязательно означает, что идея или данные в этой ссылке впервые пришли в голову после чтения классиков. Однако есть много свидетельств тому, что более ранний отрывок замечают лишь потому, что он согласуется с тем, к чему читатель уже пришел сам. Здесь мы сталкиваемся с невероятным событием: диалогом между мертвыми и живыми. Они не слишком отличаются от диалогов между современными учеными, в которых каждый радуется, когда обнаружит, что другой согласен с тем, что до сих пор было идеей, рассматриваемой в одиночестве и, возможно, даже казавшейся сомнительной. Идеи приобретают новую весомость, когда их самостоятельно высказывает другой, будь то в печати или в разговоре. Когда ученый наталкивается на них в печати, то единственное преимущество заключается в уверенности, что ученый знает, что не было неумышленного пересечения книги или статьи со своей более ранней формулировкой той же идеи.
Есть еще один способ ведения «диалога» с классическими трудами. Современный социолог часто наталкивается на трактовку классиков, подвергающую сомнению идею, которую он готов был выдвинуть как состоятельную. Следующие за этим размышления действуют отрезвляюще. Более поздний теоретик, вынужденный допустить, что он ошибся, заново исследует свою идею и, если находит, что она действительно несовершенна, формулирует ее в новом варианте, извлекая пользу из состоявшегося, но нигде не зарегистрированного диалога.
Четвертая функция классиков в том, что они являются эталоном интеллектуальной работы. Следя затем, как глубоко проникают в суть явлений великие умы, такие, какими в социологии были Дюркгейм и Вебер, мы обретаем критерии, необходимые для настоящей социологической проблемы — той, которая осмысляется теорией, — и узнаем, что представляет собой адекватное теоретическое решение проблемы. Классики — это то, что Салвемини любил называть libri fecondatori — книги, развивающие способности требовательных читателей, которые уделяют им пристальное внимание. Видимо, именно этот процесс и заставил великого юного норвежского математика Нильса Абеля отметить в своей записной книжке: «Мне кажется, что если хочешь добиться чего-то в математике, надо изучать учителей, а не учеников»72.
Отрывок из записной книжки Абеля приводится в Oystein Ore, Niels HenrikAbel: Mathematician Extraordinary (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1957), 138. — Примеч. автора.
В конце концов, если классическая социологическая книга или статья стоит того, чтобы ее вообще читать, то ее стоит и периодически перечитывать, поскольку то, что сообщает печатная страница, отчасти меняется в результате взаимодействия между покойным автором и живым читателем. Точно так же, как бывает разной Песня песней, когда читаешь ее в 17 лет и в 70, так и «Wirtschaft und Gesellschaft» Вебера, «Самоубийство» Дюркгейма или «Soziologie» Зиммеля различны, когда их читают в разные времена. Ибо точно так же, как новые сведения имеют обратное воздействие, помогая распознать предвидение и предвосхищение в ранних работах, так и изменения в современной социологической науке, проблемах и круге интересов социологов позволяют найти новые идеи в работе, которую мы уже читали. Новый контекст текущих достижений в нашей собственной интеллектуальной жизни или в самой дисциплине высвечивает идеи или намеки на идеи, которые мы упустили, читая работу раньше. Конечно, этот процесс требует интенсивного чтения классиков и такого рода сосредоточенности, которую проявил тот воистину преданный науке ученый (описанный Эдмундом Уилсоном), который, когда его работу прервал стук в дверь, открыл ее, задушил незнакомца, стоявшего на пороге, и затем снова вернулся к своей работе.
В качестве неформальной проверки потенциально творческой функции перечитывания классиков достаточно изучить записи на полях и другие заметки, сделанные нами в классической работе, когда мы ее читали, а затем перечитывали годы спустя. Если книга сообщает нам абсолютно то же самое во второй раз, мы или переживаем сильный интеллектуальный застой, или в классической работе меньше интеллектуальной глубины, чем ей приписывалось, или, к несчастью, верно и то и другое.
То, что характерно для интеллектуальной жизни отдельного социолога, может стать типичным для целых поколений социологов. Ведь по мере того, как каждое новое поколение накапливает свой собственный запас знаний и тем самым повышает свою восприимчивость к новым теоретическим проблемам, оно начинает видеть много нового в прежних работах, сколько бы ни обращались к ним до этого. В пользу перечитывания старых работ можно сказать многое, особенно в такой не полностью сложившейся области, как социология, при условии, что это изучение представляет собой нечто большее, чем бездумную мимикрию, посредством которой серость выражает свою признательность величию. Повторное чтение прежней работы при свежем восприятии позволяет современным социологам по-новому воспринимать то, что неясно вырисовывалось в ходе первоначального
изучения, и в результате объединить старое, полусформировавшееся представление и проходящее заново исследование.
Таким образом, помимо чтения классиков с целью написания истории социологической теории, знакомство с ними и повторное обращение к их трудам имеет ряд функций. Они таковы: искреннее удовольствие при нахождении эстетически привлекательного и более убедительного варианта своих собственных идей, удовлетворение от независимого подтверждения этих идей великими умами, воспитательная функция установления эталонов социологической работы и эффект взаимодействия при разработке новых идей, когда обращаются к более старым работам в контексте современных знаний. Каждая функция вызвана недостаточной востребованностью прошлой социологической теории, которую еще пока полностью не впитала в себя последующая идея. По этой причине социологи в наши дни должны и впредь вести себя не так, как их современники в естественных науках, и больше уделять внимания знакомству с не такими уж далекими предшественниками-классиками. Но если их цель — творчество, а не ханжеское почитание, если они хотят использовать прежние формулировки теории, а не просто испытывать благоговение перед ними, они должны отличать схоластическую практику комментария и толкования от научной практики расширения предшествующей теории. И что самое важное, социологам надо различать две совершенно самостоятельные задачи: развитие истории социологической теории и развитие ее современной систематики.
II. О СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Подобно многим другим часто применяемым словам, слово «теория» грозит стать бессмысленным. Из-за разнообразия его референтных значений — куда входит все: от второстепенных рабочих гипотез и обстоятельных, но туманных и неупорядоченных рассуждений до аксиоматических систем мышления — употребление этого слова скорее затрудняет понимание, чем способствует ему.
Во всей этой книге термин социологическая теория относится к логически взаимосвязанным множествам утверждений, из которых можно вывести эмпирические закономерности. Везде в центре нашего внимания находится то, что я называю теориями среднего уровня: это теории, находящиеся между второстепенными, но необходимыми рабочими гипотезами, появляющимися в изобилии в ходе проведения рутинного исследования', и всеобъемлющими систематическими попытками разработать общую теорию, которая объяснит все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения2.
Теория среднего уровня используется в социологии в основном как ориентир для эмпирического исследования. Она находится между общими теориями социальных систем, слишком далекими от час-
© Перевод. Егорова Е.Н., 2006
1 «Рабочая гипотеза» мало чем отличается от разумного образа действия, характерного для всех нас в повседневной жизни. Когда мы сталкиваемся с определенными фактами, в голову приходят определенные альтернативные объяснения, и мы приступаем к их проверке». James B. Conant, On Understanding Science (New Haven: Yale University Press, 1947), 137, n. 4. — Примеч. автора.
1 В этом обсуждении использована и расширена рецензия на статью Парсонса о положении социологической теории на заседаниях Американского социологического общества в 1947 г., в сжатом виде опубликованная в American Sociological Review, 1949, 13, 164—168. В нем также использованы последующие дискуссии: R.K. Merton, «The role-sets: problems in sociological theory», The British Journal of Sociology, июнь 1957, 8, 106—120, на 108—110; R.K. Merton, «Introduction» to Allen Barton, Social Organization under Stress: A sociological Review of Disaster Studies (Washington, D.C.: National Academy of Sciences — National Research Council, 1963), xvii-xxxvi, на xxix-xxxvi. — Примеч. автора.
тных классов социального поведения, организации и изменения, чтобы объяснить наблюдаемые явления, и теми подробными четкими описаниями частностей, которые совершенно не обобщены. Теории среднего уровня, разумеется, содержат отвлеченные понятия, но они достаточно тесно связаны с наблюдаемыми данными, чтобы их можно было ввести в утверждения, допускающие эмпирическую проверку. Теории среднего уровня, как видно из их названий, касаются совершенно определенных аспектов социальных явлений. Мы говорим о теории референтных групп, социальной мобильности или ролевого конфликта и формирования социальных норм точно так же, как о теории цен, теории вирусных заболеваний или о кинетической теории газов.
Конструктивным идеям в таких теориях свойственна простота: возьмем, например, теорию магнетизма Гильберта, теорию атмосферного давления Бойля или теорию формирования коралловых островов Дарвина. Гильберт начинает с относительно простой идеи о том, что Землю можно представить как магнит; Бойль — с простой идеи о том, что атмосферу можно представить как «море воздуха»; Дарвин — с идеи о том, что атоллы можно представить как направленный вверх и наружу рост кораллов над уровнем островов, которые уже давно погрузились в море. В каждой из этих теорий создан некий образ, благодаря которому можно прийти к определенным заключениям. Приведем всего один пример: если считать атмосферу морем воздуха, то тогда, как заключает Паскаль, на вершине горы атмосферное давление должно быть меньше, чем у ее основания. Так начальная идея подсказывает особые гипотезы, которые проверяются тем, получают ли эмпирическое подтверждение сделанные на их основе выводы. Плодотворность самой идеи проверяется тем, что констатирует круг теоретических проблем и гипотез, позволяющих выяснить новые характеристики атмосферного давления.
Во многом сходным образом теория референтных групп и относительной депривации начинается с простой идеи, выдвинутой Джеймсом, Болдуином и Мидом и развитой Хайменом и Стауффером, о том, что за основу самооценки люди принимают стандарты других «значимых» людей. Некоторые выводы, сделанные на основе этой идеи, расходятся с разумными ожиданиями, основанными на неизученном множестве «самоочевидных» предположений. Здравый смысл, например, подсказывает, что чем больше сам ущерб, нанесенный семье при массовом бедствии, тем более обделенной она будет себя чувствовать. Это представление основано на неизученном предположении, что величина объективного ущерба находится в линейном соотношении с субъективной оценкой ущерба и что эта оценка ограни-
Мертоп «Социальп. теория»
чивается собственным опытом. Но теория относительной депривации приводит к совершенно другой гипотезе, а именно: самооценки зависят от сравнения своего собственного положения с положением других людей, с которыми мы себя сопоставляем. Согласно этой теории, таким образом, предполагается, что при определяемых условиях семьи, понесшие тяжелые утраты, будут себя чувствовать менее обделенными, чем понесшие меньшие утраты, если окажутся в ситуации, позволяющей им сравнивать себя с другими людьми, пострадавшими еще больше. Например, именно те люди, которые сами испытали огромные лишения в зоне наибольшего ущерба от бедствия, видят вокруг себя тех, кто пострадал еще больше. Эмпирическое исследование подтверждает теорию относительной депривации, а не предположение, сделанное на основе здравого смысла: «ощущение, что твое положение относительно лучше, чем у других, возрастает при объективном ущербе, доходя до категории наибольшего ущерба», и лишь потом идет на убыль. Эта последняя модель укрепляется из-за склонности средств массовой информации делать утверждения о том, что «наиболее пострадавшие обычно фиксируют себя как референтную группу, относительно которой даже другие пострадавшие могут делать сравнения в свою пользу». В ходе дальнейшего обследования выясняется, что эти модели самооценки, в свою очередь, влияют на распределение морального состояния в среде выживших и на их мотивацию в оказании помощи другим3. В пределах отдельного класса поведения, таким образом, теория относительной депривации приводит нас к набору гипотез, которые можно проверить эмпирически. Подтвержденный вывод можно сформулировать довольно просто: когда мало людей пострадало в основном в одной и той же степени, боль и потеря каждого кажется огромной; когда многие пострадали в совершенно разной степени, даже довольно большие потери кажутся малыми, когда их сравнивают с более значительными. На вероятность самого факта сопоставления влияет различная очевидность потерь большей и меньшей степени.
Специфика этого примера не должна затемнять общий характер теории среднего уровня. Очевидно, что поведение людей при массовом бедствии — всего лишь одна из бесконечного множества конкретных ситуаций, к которым можно эффективно применить теорию референтных групп; точно так же это касается теории изменения в социальной стратификации, теории авторитета, теории институциональной взаимозависимости и теории аномии. Понятно, что эти теории среднего уровня не были логически выведены из единой всеобъемлющей теории социальных систем, хотя в своем окончательном виде
3 Barton, op. cit., 62—63, 70—72, 140, и Введение, XXIV—XXV. — Примеч. автора.
ут не противоречить ей. Более того, каждая теория — это нечто большее, чем простое эмпирическое обобщение, то есть отдельное утверждение, суммирующее наблюдаемые закономерности отношений между двумя или более переменными. Теория содержит множество предположений, из которых получены сами эмпирические обобщения.
Еще один пример теории среднего уровня в социологии может помочь нам определить ее характер и применения. Теория набора ролей4 начинается с образного представления, как социальный статус «встроен» в социальную структуру. Этот образ не сложнее, чем образ атмосферы как моря воздуха у Бойля или образ Земли как магнита у Гильберта. Однако, как и в случае со всеми теориями среднего уровня, их доказательство заключается в применении, а не в том, чтобы мгновенно объявить появляющиеся идеи очевидными или странными, полученными из более общей теории или предназначенными для решения частного класса проблем.
Несмотря на самые разные значения, закрепленные за понятием социального статуса, по одной из социологических традиций оно последовательно применяется к положению в социальной системе с его отличительным набором определенных прав и обязанностей. Согласно этой традиции, представленной Ральфом Линтоном, родственное понятие социальной роли относится к поведению носителей статуса, ориентированному на принимаемые за образец ожидания со стороны других людей (тех, кто дает права и требует выполнения обязательств). Линтон, как и многие другие представители в этой школе, придерживается давно признанного всеми базисного положения: каждый человек в обществе непременно имеет многочисленные статусы и у каждого статуса есть своя связанная с ним роль.
Здесь-то и начинается расхождение теории набора ролей с этой давно установившейся традицией. Разница поначалу мала — настолько, сказали бы некоторые, что ее можно считать несущественной, — но изменение угла зрения постепенно ведет к все большим фундаментальным теоретическим различиям. Теория набора ролей исходит из той идеи, что каждый социальный статус подразумевает не одну-единственную связанную с ним роль, а совокупность ролей. Эта особенность социальной структуры приводит к понятию набора ролей: того комплекса общественных отношений, в который люди вступают просто в силу занимаемого ими определенного социального статуса. Так, человек со статусом студента-медика играет не толь-
4 На следующих страницах использована работа Merton «The role-set», op. cit. — Примеч. автора.
ко роль студента, чей статус находится в определенном отношении к статусу своих преподавателей, но и комплекс других ролей, связывающих его разным образом с другими людьми в этой системе: другими студентами, врачами, сестрами, социальными работниками, медиками-лаборантами и им подобными. Опять-таки, статус школьного учителя имеет свой отличительный набор ролей, связывающий учителя не только с обладателем соотносительного статуса, учеником, но также с коллегами, директором школы, министерством образования, профессиональными ассоциациями и, в Соединенных Штатах, с местными патриотическим организациями.
Заметим, что набор ролей отличается от того, что социологи давно называют «множественными ролями». Последний термин традиционно относится не к комплексу ролей, связанных с одним социальным статусом, а к разнообразным социальным статусам (часто в разных институтах общества), которые приобретают люди — например, у одного человека могут быть разнообразные статусы врача, мужа, отца, профессора, церковного старосты, члена партии консерваторов и армейского капитана. (Этот комплекс отдельных статусов человека, каждый со своим собственным набором ролей, является набором статусов. Это понятие породило свой собственный комплекс аналитических проблем, которые исследуются в главе XI.)
Вплоть до этого момента концепция набора ролей была просто образом для представления компонента социальной структуры. Но этот образ — начало, а не конец, поскольку непосредственно ведет к определенным аналитическим проблемам. Из понятия набора ролей непосредственно вытекает, что социальные структуры ставят перед нами задачу четко сформулировать компоненты бесконечных наборов ролей — то есть функциональную задачу, — постараться как-то их упорядочить для достижения ощутимой степени общественного порядка, достаточной, чтобы позволить большинству людей большую часть времени заниматься своим делом и чтобы при этом их не сковывали глубокие конфликты в своих наборах ролей.
Если это относительно простая идея набора ролей имеет теоретическую ценность, она должна породить четко определенные проблемы для социологического исследования. Так оно и происходит5. Возникает общая и определенная проблема идентификации социальных
5 Более раннюю версию этой развивающейся идеи см. в Merton, «The social-cultural environment and anomie», в Helen L. Witmer and Ruth Kotinsky, ed., New Perspective for Research on Juvenile Delinquency: доклад на конференции по релевантности и взаимосвязям определенных понятий из социологии и психиатрии для преступности, состоявшейся 6 и 7 мая 1955 г. (Washington, D.C.: U.S. Department of Health < Education, and Welfare, 1956), 24—50, на 47—48. — Примеч. автора.
ханизмов (то есть социальных процессов, имеющих конкретные по-ледствия для конкретных частей социальной структуры), в которых в остаточной мере артикулированы ожидания носителей данного набора ролей: ослабить конфликты ролей для их носителя. Затем возникает следующая задача: обнаружить, как приходят в действие эти механизмы, чтобы можно было объяснить, почему они не срабатывают или вообще не проявляются в некоторых социальных системах. И наконец, подобно теории атмосферного давления, теория набора ролей прямо указывает на соответствующее эмпирическое исследование. В монографиях о деятельности разнообразных типов официальных организаций на основе эмпирических данных расширены теоретические представления о том, как функционируют наборы ролей на практике6.
Теория наборов ролей помогает уяснить еще один аспект социологических теорий среднего уровня. Они часто согласуются с самыми разнообразными так называемыми школами социологической теории. Насколько можно судить, теория наборов ролей не противоречит таким широким теоретическим ориентациям, как марксистская теория, функциональный анализ, социальный бихевиоризм, интегральная социология Сорокина или теория действия Парсонса. Это высказывание может ужаснуть тех, кого приучили считать, что школы социологической мысли — это логически замкнутые и взаимоисключающие друг друга доктрины. Но на самом деле, как мы позже отметим в этом вступлении, всеобъемлющие социологические теории имеют довольно свободные внутренние связи и внутренне многообразны, они частично совпадают друг с другом, так что некую данную теорию среднего уровня, в какой-то мере подтвержденную эмпирически, часто можно включать в такие всеобъемлющие теории, которые в каких-то отношениях противоречат друг другу.
Пояснить это довольно нетипичное мнение можно, рассмотрев заново теорию наборов ролей как теорию среднего уровня. Мы отходим от традиционного понятия, допустив, что один статус в обще-
6 Если можно судить по динамике развития в науке, кратко изложенной в предыдущей части этого введения, то теории среднего уровня, находясь близко к исследовательским рубежам науки, особенно часто являются результатом многократного и приблизительно одновременного открытия. Центральная идея набора ролей была независимо разработана в важной эмпирической монографии Neal Gross, Ward S. Mason and A.W. McEachern, Explorations in Role Analysis: Studies of the School Superintendency Role (New York: John Wiley & Sons, inc., 1958). Значительные расширения теории вместе с эмпирическим исследованием можно найти в монографиях: Robert FL. Kahn et al-, Organizational /Stress: Studies in Role Conflict and Ambiguity (New York: John Wiley & Sons, 1964), см. 13-17 и passim; Daniel Katzand Robert L. Kahn, The Social Psychology of Organizations (New York: Johr Wiley & Sons, 1966) 172 ff. and passim. — Примеч. автора.
стве предполагает не одну роль, а комплекс связанных с ним ролей, соотносящий данного человека с разными людьми. Второе: мы отмечаем, что данное понятие набора ролей порождает четко определенные теоретические проблемы, гипотезы, а также эмпирическое исследование. Одна из основных проблем — это выяснить, какие социальные механизмы структурируют набор ролей и сокращают количество конфликтов между ролями. Третье: понятие набора ролей выводит нас на структурную проблему выявления таких видов общественного устройства, которые объединяют, а не только противопоставляют ожидания разных членов данного набора ролей. Понятие множественности ролей, с другой стороны, сосредоточивает наше внимание на ином и, несомненно, важном вопросе: какотдельные носители статусов справляются со многими и часто противоположными требованиями, предъявляемыми к ним? Четвертое: понятие набора ролей приводит нас к дальнейшему вопросу о том, как возникают эти социальные механизмы. Ответ на этот вопрос позволяет объяснить многие конкретные случаи, когда набор ролей действует неэффективно. Это не означает, что в целом мы исходим только из функциональности всех социальных механизмов. Мы допускаем ее не больше, чем теория биологической эволюции, предполагающая, что никаких дисфункциональных изменений не происходит. И наконец, логика анализа, представленная этой социологической теорией среднего уровня, полностью построена на элементах социальной структуры, а не на конкретных исторических описаниях отдельных социальных систем. Таким образом, теория среднего уровня позволяет выйти за пределы мнимой проблемы теоретического конфликта между номотетическим и идиотетическим, то есть между общим и совершенно частным, между обобщающей социологической теорией и историзмом.
Следовательно, согласно теории набора ролей, всегда есть вероятность существования отличающихся друг от друга ожиданий среди участников набора ролей относительно того, что является подходящим поведением для носителя статуса. Основной источник этой возможности конфликта — и опять важно отметить, что в этом мы согласны с такими несопоставимыми глобальными теоретиками, как Маркс и Спенсер, Зиммель, Сорокин и Парсонс, — заключается в том структурном явлении, что другие носители набора ролей чаще всего занимают самое разное общественное положение, отличное от положения данного носителя статуса. В силу того, что носители набора ролей разнообразно размещены в социальной структуре, они вполне могут иметь интересы и мнения, ценности и нравственные ожидания, отличающиеся от тех, которые есть у самого носителя статуса. Таково, в конце концов, одно из главных предположений марксистс-
"1
ойтеории, как и многих других социологических теорий: социальная ибференциация порождает различие интересов среди людей с раз-ым положением в структуре общества. Например, члены местного ольного совета часто принадлежат к общественным и экономическим слоям, существенно отличающимся от того слоя, к которому принадлежит школьный учитель. Поэтому интересы, ценности и ожидания членов совета могут отличаться от тех, что у учителя, и, таким образом, в отношении его могут быть противоречивые ожидания у этих и у других носителей его набора ролей: коллег по профессии, влиятельных членов школьного совета и, скажем, Комитета по патриотизму Американского легиона. То, что для одного — основа воспитания, для другого может быть излишеством, а для третьего — вообще подрывной деятельностью. То, что явно верно для данного статуса, то верно в определяемой степени и для носителей других статусов, структурно связанных через свой набор ролей с другими людьми, которые при этом занимают совершенно разное положение в обществе.
Таким образом, теория наборов ролей, как любая другая теория среднего уровня, начинается с некоторой общей идеи и связанной с ней образности и порождает комплекс теоретических проблем. Так, предполагаемая структурная основа возможного нарушения набора ролей приводит к двойному вопросу (который, как показывают данные, не возникал до появления теории): какие из социальных механизмов, если таковые имеются, вступают в действие для того, чтобы противостоять теоретически предполагаемой нестабильности наборов ролей, и соответственно при каких обстоятельствах эти социальные механизмы не срабатывают, приводя к падению эффективности, путанице и конфликту? Подобно другим вопросам, возникшим исторически из общей ориентации функционального анализа, они тоже не предполагают, что наборы ролей неизменно работают с максимальной эффективностью. При этом данная теория среднего уровня занимается не историческим обобщением того, в какой мере в обществе преобладает общественный порядок или конфликты, а аналитической проблемой выяснения социальных механизмов, приводящих к большему порядку или меньшему конфликту, по сравнению с тем, что было бы, если бы эти механизмы не вступили в действие.
Универсальные системы социологической теории
Поиски теорий среднего уровня требуют от социолога совершенно иной устремленности, чем поиски единой универсальной теории. В дальнейшем изложении мы исходим из того, что этот поиск уни-
версальнои системы социологической теории, в которой результаты наблюдений за каждым аспектом социального поведения, организации и изменения тут же находили бы заранее отведенное им место, так же заманчив и так же бесперспективен, как все те многочисленные всеобъемлющие философские системы, которые заслуженно преданы забвению. Этот вопрос следует хорошенько обсудить. Некоторые социологи все еще пишут так, будто надеются тут же получить формулировку «той самой» общей социологической теории, достаточно обширной, чтобы охватить огромный массив точно установленных деталей социального поведения, организации и изменения, и достаточно плодотворной, чтобы направить внимание исследователей в русло проблем эмпирического исследования. Все это я считаю совершенно неактуальным и апокалиптическим представлением. Мы не готовы к этому. Проделано мало подготовительной работы.
Историческое осмысление постоянно меняющихся интеллектуальных контекстов социологии должно действовать достаточно отрезвляюще и избавлять этих оптимистов от нелепых ожиданий. Начнем с того, что некоторые аспекты исторического прошлого все еще дают о себе знать. Нужно помнить, что на ранних этапах социология развивалась в такой интеллектуальной атмосфере7, когда всеохватывающие философские системы наступали со всех сторон. Любой философ восемнадцатого и начала девятнадцатого века, не напрасно евший свой хлеб, должен был разработать свою собственную философскую сист