Бюрократический статус 3 страница

Это сопоставление пуританских академий в Англии и протестан­тских нововведений в сфере образования на континенте имеет под собой прочные основания. Протестантские академии во Франции уделяли гораздо больше внимания научным и утилитарным предме-

41 Irene Parker, Dissenting Academies in England (Cambridge, 1914), p. 24. — Примеч.
автора.

42 Ibid., p. 62. — Примеч. автора.

43 Ibid., p. 133—134. — Примеч. автора.


там, чем католические заведения44. Когда католики завладели многи­ми из протестантских академий, изучение наук в них было существен­но сокращено45. Более того, как мы далее увидим, даже в преимуще­ственно католической Франции преобладающая доля научной рабо­ты выполнялась протестантами. Среди изгнанных из Франции про­тестантов было много именитых ученых и изобретателей46.

Ценностная интеграция пуританства и науки

Само по себе то, что индявидноминально является католиком или протестантом, разумеется, не оказывает никакого влияния на его ус­тановки в отношении науки. Его религиозная принадлежность ста­новится значимой лишь постольку, поскольку он принимает основ­ные догматы и импликации этих учений. Например, Паскаль только тогда осознал всю «суетность науки», когда окончательно проникся учением Янсения. Ибо Янсений, в частности, утверждал, что прежде всего нам следует остерегаться той суетной любви к науке, которая, хотя и кажется внешне невинной, в действительности представляет собой западню, «отвращающую людей от созерцания вечных истин и вводящую в удовлетворенное спокойствие конечного интеллекта»47. Лишь только Паскаль обратился в эту веру, как сразу же решил «по­ложить конец всяким научным исследованиям, которым посвящал себя до сих пор»48. Именно твердым принятием ценностей, лежащих в основе двух указанных вероисповеданий, объясняется различие в том относительном вкладе, который внесли в науку католики и про­тестанты.

Такая же связь протестантизма с наукой проявилась и в Новом Свете. Корреспонденты и члены Королевского Общества, жившие в

44 P.D. Bourchenin, Etude sur le academies protestantes en France au XVI et au XVII
siecle
(Paris, 1882), p. 445 и далее. — Примеч. автора.

45 М. Nicholas, «Les academies protestantes de Montauban et de Nimes», Bulletin de la
societe'de I'histoire du protestantisme frangais,
1858, Vol. 4, p. 35—48. — Примеч. автора.

46 D.C.A. Agnew, Protestant Exiles from France (Edinburgh, 1866), p. 210 и далее. — При­
меч. автора.

47 Emile Boutroux, Pascal, trans, by E.M. Creak (Manchester, 1902), p. 16. — Примеч.
автора.

"* Ibid., p. 17; ср.: Jacques Chevalier, Pascal (New York, 1930), p. 143; Pascal, Pense'es, trans, by O.W. Wright (Boston, 1884), p. 224, № XXVI1. «Тщета наук». — «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в дни горестных испытаний, а вот основы нравственности утешают и при полном незна­нии наук о предметах окружающего мира» (Б. Паскаль. Мысли / Пер. Э. Линецкой. СПб.: Северо-Запад, 1995, с. 196). — Примеч. автора.


Новой Англии, «все до единого были воспитаны в кальвинистском духе»49. Основатели Гарварда вышли из этой кальвинистской культу­ры, а не из литературной эпохи Возрождения или научного движения семнадцатого столетия, и их умы легче направлялись в последнюю, а не в первую сферу приложения50. Эту предрасположенность пуритан к занятиям наукой отмечает и профессор Морисон, который пишет: «Вместо того чтобы противиться принятию коперниканской теории, пуританские священники в Новой Англии были главными опеку­нами и покровителями новой астрономии и иных научных откры­тий»51. Примечательно, что молодой Джон Уинтроп из Массачусет­са, ставший позднее членом Королевского Общества, в 1641 году приезжал в Лондон и, вероятно, провел там некоторое время вместе с Гартлибом, Дери и Коменским. По-видимому, он предлагал Ко-менскому перебраться в Новую Англию и основать там научный кол­ледж52. Несколько лет спустя Инкриз Мазер (бывший в 1684—1701 гг. президентом Гарвардского колледжа) основал в Бостоне «Фило­софическое общество»53.

Научное содержание программы обучения в Гарварде в значитель­ной степени было позаимствовано у протестанта Петра Рамуса54. Ра-мус составил учебный план, в котором в отличие от программ обуче­ния католических университетов уделялось особое внимание изуче­нию наук55. Его идеи были тепло приняты в протестантских универ­ситетах континентальной Европы, в Кембридже (где пуританский и научный элемент был представлен больше, чем в Оксфорде)56 и позднее в Гарварде, однако встретили решительный отпор в различных като-

49 Stimson, op. cit., p. 332. — Примеч. автора.

50 Porter G. Perrin, «Possible Sources of Technologia at early Harvard», New England
Quarterly,
1934, Vol. 7, p. 724. — Примеч. автора.

51 Samuel E. «Morison, Astronomy at colonial Harvard», New England Quarterly, 1934,
Vol. 7, p. 3—24; см. также Clifford К. Shipton, «A Plea for Puritanism», The American
Historical Review,
1935, Vol. 40, p. 463—464. — Примеч. автора.

52 R.F. Young, Comenius in England, p. 7—8. — Примеч. автора.

53 Ibid., p. 95. — Примеч. автора.

54 Perrin, op. cit., p. 723—724. — Примеч. автора.

"Theobald Ziegler, Geschichte der Padagogik ( Miinchen, 1895), Bd. 1, S. 108. Циглер отмечает, что если в тогдашних католических учебных заведениях во Франции науке отводилась лишь шестая часть учебного плана, то Рамус отвел научным исследовани­ям целую половину учебной программы. — Примеч. автора.

"Дэвид Массой справедливо называет Кембридж alma mater пуритан. Перечис­лив имена двадцати ведущих пуританских священников Новой Англии, Массой об­наружил, что семнадцать из них были воспитанниками Кембриджа, в то время как Оксфорд окончили только трое. См.: D. Masson, Life of Milton (London, 1875), Vol. II, p. 563; цит. по: Stimson, op. cit., p. 332. См. также: Charles E. Mallet, A History of the University of Oxford (London, 1924), Vol. 11, p. 147. — Примеч. автора.


лических учебных заведениях57. Дух утилитаризма и «реализма», при­сущий эпохе Реформации, вероятно, в значительной степени объяс­няет благосклонное принятие воззрений Рамуса.

Ценностная интеграция пиетизма и науки

Д-р Паркер отмечает, что пуританские академии в Англии «можно сравнить со школами пиетистов в Германии, которые при Франке и его последователях подготовили почву для Realschulen*, ибо не может быть никаких сомнений в том, что как пиетисты продолжили дело Коменского в Германии, так и диссентеры воплотили на практике теории английских последователей Коменского: Гартлиба, Мильто­на и Петти»58. Это сравнение наделено глубоким смыслом, ибо, как неоднократно отмечалось, ценности и принципы пуританства и пие­тизма почти совпадают. Коттон Мазер признавал близкое сходство этих двух протестантских движений, говоря, что «американское пу­ританство имеет столь много общего с фридриховским пиетизмом», что можно считать их фактически идентичными59. Пиетизм, если бы не более выраженный в нем «энтузиазм», можно бы было назвать кон­тинентальным аналогом пуританства. Следовательно, если наша ги­потеза о связи между пуританством и интересом к науке и техноло­гии имеет под собой основания, то следует ожидать обнаружения той же самой корреляции и у пиетистов. Так оно на самом деле и было.

Пиетисты в Германии, как, впрочем, и везде, вступали в тесный союз с «новым образованием»: изучением науки и технологии, т.е. Realia60. Общей для этих двух движений была реалистическая и прак­тическая точка зрения, сочетавшаяся с интенсивным отвращением к спекулятивному мышлению философов аристотелевской закалки. В основе педагогических воззрений пиетистов лежали те же глубоко ко-

57 Heinrich Schreiber, Geschichte der Albert-Ludwigs-Universitat zu Freiburg (Freiburg,
1857—1868), Bd. II, S. 135. Например, в Иезуитском университете во Фрейбурге имя
Рамуса могло упоминаться лишь в плане отвержения, и «в руках студента нельзя было
увидеть ни одного экземпляра его книг». — Примеч. автора.

* реальные училища (нем.).Примеч. пер.

58 Parker, op. cit., p. 135. — Примеч. автора.

59 Kuno Francke, «Cotton Mather and August Hermann Francke», Harvard Studies
and Notes,
1896, Vol. 5, p. 63. См. также убедительное обсуждение этого вопроса у
Макса Вебера: М. Weber, Protestant Ethic, p. 132— 135 (M. Вебер. Протестантская этика
и дух капитализма — М. Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990, с.
166—169). — Примеч. автора.

60 Friedrich Paulsen, German Education: Past and Present, trans, by T. Lorenz (London,
1908), p. 104 и далее. — Примеч. автора.


ренящиеся утилитарные и эмпирические ценности, которые вдохнов­ляли пуритан61. Именно в опоре на эти ценности лидеры пиетистов — Август Герман Франке, Коменский и их последователи — вывели на передний план новую науку.

Франке постоянно указывал на желательность ознакомления уче­ников с практическим научным знанием62. Франке и его коллега Хри­стиан Томазиус выступили против мощного движения в области об­разования, которое возглавлял Христиан Вейзе, отстаивавший при­оритетность обучения риторике и классическим гуманитарным дис­циплинам, и попытались взамен этого «ввести в школах игнорируемые современные дисциплины, которые более адекватно служили их це­лям, а именно биологию, физику, астрономию и т.п.»63.

Всюду, куда ни доходило влияние пиетизма на систему образова­ния, следовало широкомасштабное введение в учебные программы научных и технических предметов64. Так, например, Франке и Тома­зиус заложили основы университета в Галле, ставшего первым немец­ким университетом, в котором было введено углубленное изучение наук65. Ведущие профессора, в числе которых были Фридрих Гофман, Эрнст Шталь (профессор химии, автор знаменитой теории флогис­тона), Самуэль Штрик и, разумеется, сам Франке, все как один со-

61 Alfred Heubaum, Geschkhte des deutschen Bildungswesens seit der Miite des siebzehnten
Jahrhunderts
(Berlin, 1905), Bd. 1, S. 90. «Ziel der Erziehung [у пиетистов] ist praktische
Verwendbarkeit des Zoglings im Gemeinwohl. Der starke Einfluss des utilitarischen
Moments... vermindert die Gefahr der Uebertreibung des religiosen Moments ind sichert
der Bewegung fur die nachste Zukunft ihre Bedeutung» («Цель воспитания — практичес­
кая полезность воспитанника для общего блага. Сильное влияние утилитарных мо­
ментов... уменьшает опасность преувеличения религиозных моментов и обеспечива­
ет осмысленность движения на ближайшее будущее»]. — Примеч. автора.

62 Во время прогулок по полям, говорит Франке, наставник должен «nutzliche und
erbauliche Geschichten erzahlen oder etwas aus der Physik von den Geschopfen und Werken
Gottes vorsagen» [«рассказывать полезные и назидательные истории или повторять что-
нибудь из физики живых существ и трудов Господних»], «...im Naturalienkabinet diente
dazu, die Zoglinge in ihren Freistunden durch den Anstaltarzt mit naturwissenschaftlichen
Erscheinungen, mit Mineralien, Bergarten, hier und da mit Experimenten bekannt zu machen»
I«...кроме того, в естественнонаучном кабинете воспитанники могут в свободные часы
под руководством врача интерната ознакомиться с естественнонаучными явления­
ми, минералами, горными породами и тут же провести эксперименты»]. Цит. по:
Heubaum, op. cif., Bd. Г, S. 89,94. — Примеч. автора.

63 Ibid., Bd. I, S. 136. — Примеч. автора.

64 Ibid., Bd. I, S. 176 и далее. — Примеч. автора.

65 Koppel S. Pinson, Pietism as a Factor in the Rise of German Nationalism (New York,
1934), p. 18; Heubaum, op. cit., Bd. 1, S. 118: «Halle war die erste deutsche Universitat von
ganz eigenartigem wissenschaftlichen und nationalen Geprage...» [Галле был первым немец­
ким университетом совершенно особенной научной и национальной чеканки...»] —
Примеч. автора.


27 Мертом «Социальн. теория»



стояли в теснейших отношениях с пиетистским движением, рактерно, все они пытались расширить преподавание наук нить науку с ее практическими применениями.

Не только университет в Галле, но и другие пиетистские у ситеты проставляли тот же самый акцент. Кёнигсбергскии у ситет, подпавший благодаря деятельности Гера, ученика Фр > пиетистское влияние университета города Галле, был одни вых, где стали преподаваться естественные и физические наук, временном для семнадцатого столетия смысле66. Гёттинген

к - а гопле был известен

верситет, бывший тогда филиалом университета в 1аллс, ^ ^

прежде всего огромным прогрессом в культивировании нау винистский университет в Гейдельберге тоже славился введен грамму обучения большого числа научных дисциплин6 • Нак,

л. «а •<„„ п то время своим

тдорфскии университет, наиболее вьщелявшиися Bi"^

,- находившим-

интересом к науке, был протестантским университетом, "" •"•

ся под пиетистским влиянием69. Хойбаум, подводя итог в изменениям, утверждает, что существенный прогресс в преп науки и технологии происходил в протестантских, а точне пиетистских университетах70.

Религиозная принадлежность новобранцев науки

Связь пиетизма с наукой, наличия которой следовало исходя из нашей гипотезы, не ограничивается одними то

/-> - - t/u„v,ce и технологии

верситетами. О той же пиетистскои склонности к наукси.

свидетельствовало и среднее школьное образование, г a g s Галле ввел в учебный план такие предметы, как математи ствознание; во всех случаях акцент ставился на наглядные пр практические применения71. Иоганн Георг Либ, Иоганн bep

п гж _f ■ _. гаттпе) всенахо-

Рор и Иоганн Петер Людвиг (ректор университета в i dJ1J1w

лившиеся под прямым влиянием Франке и пиетизма, отст

66 Heubaum, op. cit., Bd. I, S. 153. — Примеч. автора.

67 Paulsen, op. cit., p. 120—121. — Примеч. автора.

68 Heubaum, op. cit., Bd. I, S. 60. — Примеч. автора., - n <}ег

69 S. Guntler, «Die mathematischen Studien und Naturwissenscha ^ ^^
nurnbergischen Universitat Altdorf», Mitteilungen des Vereins fur Gesc

Nurnberg, Heft. Ill, S. 9. - Примеч. автора. D Michaelis,

70 Heubaum, op. cit., Bd. I, S. 241; см. также Paulsen, op. cit., p- lz ' " '... g^ j
Raisonnement uber die protestantischen Universitaten in Deutschland (Fran,

§ 36. — Примеч. автора.

71 Paulsen, op. cit., p. 127. — Примеч. автора.


кие школы, где обучали бы производству, физике, математике и эко­номике, дабы в них можно было научиться тому, «как можно все бо­лее и более совершенствовать и улучшать производство»72. Они наде­ялись, что результатом их предложений, может быть, станет создание так называемых Collegium physicwn-mechanicum* и Werkschulen**.

Примечательным фактом, дающим дополнительную весомость нашей гипотезе, было то, что okonomisch-matematische Realschule*** была всецело пиетистским продуктом. Эта школа, сосредоточившая внимание на изучении математики, естественных наук и экономики и откровенно утилитарная и реалистическая по своему духу, была за­думана еще Франке73. Более того, первым, кто реально организовал Realschule, был Иоганн Юлий Геккер, пиетист и бывший ученик Фран­ке74. Землер, Зильбершлаг и Ган, директора и соучредители этой пер­вой школы, тоже были пиетистами и бывшими учениками Франке75.

Все наличные данные указывают в том же направлении. Протес­танты неизменно составляют все более возрастающую долю в учени­ческом составе этих школ, выдвинувших на передний план научное и техническое обучение76, тогда как интересы католиков сосредоточе-

72 Heubaum, op. cit.-Ы. I, S. 184. — Примеч. автора.

* Физико-механическая коллегия (лат.).Примеч. пер. ** Фабричные школы (нем.).Примеч. пер. *** Экономико-математическая реальная школа (нем.).Примеч. пер.

73 Alfred Heubaum, «Christoph Semlers Realschule und seine Beziehung zu A.H. Francke»,
Neue Jahrbucherfur Philologie und Pddagogik, 1893, Bd. 2, S. 65-77; см. также Ziegler,
Geschichte der Pddagogik, Bd. I, S. 197, где отмечается «einem inneren Zusammenhang
zwischen der auf das Praktische gerichteten Realschule und der auf das Praktis6he gerichteten
Frommigkeit der Pietisten fehlte es ja auch nicht, nur eine ganz einseitig religiose und
theologische Auffassung des Pietismus kann das verkennen: im Geist der praktischen
Nutzlichkeit und Gemeinnutzigkeit ist dieser dem Rationalismus vorangegangen und mit
ihm eins gewesen, und aus diesem Geist heraus ist zu Franckes Zeiten in Halle die Realschule
entstanden» [«безусловная внутренняя связь между практически ориентированной
реальной школой и практически ориентированной набожностью пиетистов, кото­
рую может не заметить разве что совершенно однобокая религиозная и теологичес­
кая точка зрения пиетизма: дух рационализма нашел продолжение в духе практичес­
кой выгоды и общественной пользы и был с ним заодно, и из этого духа в Галле во
времена Франке родилась реальная школа»]. — Примеч. автора.

74 Paulsen, op. cit., p. 133. — Примеч. автора.

75 Опираясь на этот, а также другие факты, Циглер прослеживает тесную
«Kausalzusammenhang» [причинную связь] между пиетизмом и изучением науки. См.
его книгу: Geschichte, Bd. I, S. 196 и далее. — Примеч. автора.

76 Характерной чертой gymnasien [гимназий] является упор в учебном плане на
изучение классической древности. От этих школ отличаются Realschulen [реальные
училища], где в учебном плане преобладают науки, а изучение классических древних
языков заменено изучением языков современных. Real-gymnasium [реальная гимна­
зия] представляет собой компромиссное соединение этих двух типов, дающее менее


ны на классическом и теологическом образовании. В Пруссии, на­пример, было обнаружено следующее распределение:77

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО СОСТАВА

СРЕДНИХ ШКОЛ ПО РЕЛИГИОЗНОЙ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ПРУССИЯ, 1875-1876

Религиозная принадлежност ь Pro-gymnasium Gymna­sium Real-schule Ober-realschul Hoheren Burger Итого Население в целом
Протестанты 49,1 69,7 79,8 75,8 80,7 73,1 64,9
Католики 39,1 20,2 11,4 6,7 14,2 17,3 33,6
Иудеи 11,2 10,1 8,8 17,5 5,1 9,6 1,3

Эта повышенная предрасположенность протестантов к научным и техническим изысканиям согласуется го следствиями, вытекающи­ми из нашей гипотезы. О том, что данное распределение типично, можно судить по тому факту, что другие исследователи и в других слу­чаях отмечали наличие той же самой тенденции78. К тому же эти рас­пределения представляют не случайную корреляцию, проистекающую из различий в сельско-городском распределении двух религий, что можно увидеть из соответствующих данных относительно швейцарс­кого кантона Базель-Штадт. Хорошо известно, что обычно городе-

классическое образование, чем gymnasium, и уделяющее больше внимания науке и математике. Ober-realschulen [высшие реальные школы] и hoheren Burgerschulen [граж­данские училища повышенного типа] являются и те и другие Realschulen [реальными школами]; в первых принят девятилетний курс обучения, во вторых — шестилетний. См.: Paulsen, German Education, p. 46 etpassim.Примеч. автора.

77 Alwin Petersilie, «Zur Statistik der hoheren Lehranstalten in Preussen», Zeitschrift des
koniglich Preussischen statistischen Bureaus,
1877, Bd. 17, S. 109. — Примеч. автора.

78 Edouard Borel, Religion und Beruf (Basel, 1930), S. 93 и далее, где отмечается
необычайно высокая доля протестантов в технических профессиях в Базеле; Julius
Wolf, «Die deutschen Katholiken in Staat und Wirtschaft», Zeitschrift fur Sozialwissenschaft,
1913, Bd. 4, S. 199, где отмечается, что «die Protestanten ihren «naturgemassen» Anteil
iiberschreiten gilt fiir die wissenschaftiiche und sonstige intellektuelle Betatigung (mit
Ausnahme des geistlichen Berufs)...» [«протестанты превышают свою признанную
«естественную» долю участия в научных и прочих интеллектуальных занятиях (за
исключением духовных профессий)»]. В 1860 году тот же факт уже отмечал Ад.
Франц. См.: A. Frantz, «Bedeutung der Religionunterschiede fiir das physische Leben der
Bevolkerungen», Jahrbucherfiir Nationalokonomie und Statistik, 1868, Bd. 11, S. 51. См. так­
же аналогичные результаты для Берлина в: Statistisches Jahrbuch der Stadt Berlin, 1897,
Bd. 22, S. 468—472. Бокль (op. cit., p. 482) отмечает, что «кальвинизм благоприятен для
науки». Ср. также: Weber, Protestant Ethic, p. 38,189; и Troeltsch, Social Teachings..., Vol.
II, p. 894. — Примеч. автора.


кое население вносит больший вклад в науку и технологию, нежели сель­ское. Тем не менее в 1910-м и последующие годы (к этому периоду отно­сится исследование Эдуарда Бореля, результаты которого аналогичны только что представленным в отношении Пруссии) протестанты состав­ляли 63,4 процента населения кантона, но лишь 57,1 процента населе­ния города Базеля и целых 84,7 процента сельского населения79.

Доскональное исследование Мартина Оффенбахера включает ана­лиз взаимосвязи между религиозной принадлежностью и распреде­лением образовательных интересов в Бадене, Баварии, Вюртемберге, Пруссии, Эльзас-Лотарингии и Венгрии. Статистические результа­ты, полученные в этих разных местах, имели один и тот же характер: протестанты, в соотнесении с их представленностью в населении в целом, гораздо чаще идут учиться в различные средние школы, и это различие становится особенно заметным в тех школах, где прежде всего преподаются наука и технология. Взять, например, средние цифры на 1885—1895 годы для Бадена80:

  Протестанты, % Католики, % Иудеи, %
Gymnasien     9,5
Realgymnasien      
Oberrealschulen      
Realschulen      
Hoheren Biirgerschulen      
В среднем для 5 типов школ      
Доля в населении в целом, 1895   61,5 1,5

Следует между тем заметить, что, хотя учебные планы Realschulen характеризуются прежде всего особым акцентом, который придается в них наукам и математике, на фоне относительно малого внимания, уделяемого этим предметам в gymnasien, учебные заведения последнего типа тоже осуществляют подготовку к научным и ученым карьерам. Однако в целом присутствие протестантов и католиков Bgymnasien явля­ется свидетельством иных интересов. Относительно большое число католиков Bgymnasien обусловлено тем, что эти школы готовят также

79 См.: «Die Bevolkerung des Kantons Basel-Stadt», Mitteilungen des statistischen Amies des Kantons Basel-Stadt, 1932, S. 48—49; а также тома этого издания за 1910 и 1921 гг. — Примеч. автора.

.80 Martin Offenbacher, Konfession und soziale Schichtung (Tubingen, 1900), S. 16. Здесь неизбежно воспроизводятся небольшие погрешности оригинала. — Примеч. автора.


к занятиям теологией, тогда как протестанты обычно используют gymnasien для подготовки к другим ученым профессиям. Так, напри­мер, из 533 католиков, окончивших за трехлетний академический пе­риод 1891—1894 гг. 6ад$нские gymnasien, 226 (или 42 процента) заня­лись впоследствии теологией, тогда как из 375 выпускников-протес­тантов к теологии обратились только 53 (14 процентов), остальные же 86 процентов выбрали себе другие ученые профессии81.

Аналогичным образом, католический апологет Ханс Рост, хотя и желает доказать, что «Католическая церковь во все времена была пыл­ким другом науки», вынужден все-таки признать, исходя из имеющих­ся данных, что католики избегают Realschulen, проявляя «eine gewisse GleichgultigkeitundAbneigunggegendieseAnstalten» [«известное равно­душие и антипатию к этим учебным заведениям»]. Причиной этого, говорит он далее, служит «das die Oberrealschule und das Realgymnasium nicht zum Studium der Theologie berechtigen: denn diese ist haufig die Triebfeder bei den Katholiken zum hoheren Studium uberhaupt» [«то, что высшая реальная школа и реальная гимназия не предоставляют воз­можность изучать теологию: а ведь именно она зачастую является у ка­толиков стимулом к получению высшего образования»]82.

Итак, статистические данные указывают на явную склонность протестантов (в отличие от католиков) к занятиям научными и тех­ническими исследованиями. Это видно и из статистических данных для Вюртемберга, где расчеты на 1872—1879 и 1883—1898 гг. дают сле­дующие средние цифры:83

г Протестанты, % Католики, % Иудеи, %
Gymnasien 68,2 28,2 3,4
Lateinschulen 73,2 22,3 3,9
Realschulen 79,7 14,8 4,2
Население в целом, 1880 г. 69,1 30,0 0,7

81 Н. Gemss, Statistic der Gymnasialabiturienten im deutschen Reich (Berlin, 1895), S.
14—20. — Примеч. автора.

82 Hans Rost, Die wirtschaftliche und kulturelte Lage der deutschen Katholiken (Koln,
1911), S. 167 и далее. — Примеч. автора.

83 Offenbacher, op. cit., S. 18. Эти данные подтверждаются исследованием Людви­
га Крона, относящимся к Германии периода 1869—1893 гг.; см. L. Сгоп,
Glaubenbekenntnis und hoheres Studium (Heidelberg, 1900). Эрнст Энгель также обнару­
жил, что в Пруссии, Познани, Бранденбурге, Померании, Саксонии, Вестфалии и
Рейнской области студенты-евангелисты чаще обучаются в этих школах, уделяющих
максимум внимания естественнонаучным и техническим предметам. См.: Е. Engel,
«Beitrage zur Geschichte und Statistik des Unterrichts», Zeitschrift des koniglich Preussischen
statistischen Bureaus,
1869, Bd. 9, S. 99—116, 153—212. - Примеч. автора.


Протестанты проявляют эту специфику интересов не только в сфе­ре образования. Различные исследования выявили непропорциональ­но высокую долю протестантов среди выдающихся ученых84. Если вышеприведенные данные дают лишь ненадежные вероятности того, что связь, которую мы прослеживали, действительно существует, то широко известная книга Кандойе «Histoire des sciences et des savants» значительно повышает эти вероятности. Кандойе обнаруживает, что, хотя в Европе (исключая Францию) было 107 миллионов католиков и 68 миллионов протестантов, в списке ученых, включавшем имена зарубежных сотрудников парижской Академии наук за период с 1666 по 1883 г., было лишь восемнадцать католиков и в то же время во­семьдесят протестантов85. Однако, как предполагает сам Кандойе, это сравнение неубедительно, поскольку не принимает во внима­ние французских ученых, которые, возможно, были католиками. Дабы исправить эту ошибку, он берет список зарубежных членов Лондонского Королевского Общества за два периода, когда в его со­став входило больше французских ученых, чем в любое другое время: 1829 и 1869 годы. В 1829 году общее число протестантов и католиков среди ученых (состоявших зарубежными членами Королевского Об­щества) было примерно равным, в то время как в 1869 году число про­тестантов превосходило число католиков. Однако за пределами Ко­ролевства Великобритании и Ирландии в Европе жило 139 с полови­ной миллионов католиков и только 44 миллиона протестантов86. Ины­ми словами, хотя в составе населения католиков было втрое больше, чем протестантов, среди ученых, как ни странно, протестантов было больше, чем католиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: