Распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки в настоящее время стало одной из главных угроз международному миру и безопасности, а по степени исходящей от него опасности вышло на один уровень с международным терроризмом. Задача предотвращения новых угроз, связанных с «расползанием» ОМУ, для России выдвинулась на приоритетное место в обеспечении национальной безопасности. Необходимость принятия всесторонних мер в сфере нераспространения Президент России В.В.Путин назвал «важнейшим вопросом современности». Наибольшую опасность представляет распространение ядерного оружия, в силу его большого поражающего и глобального дестабилизирующего действия.
На рубеже третьего тысячелетия в сфере ядерного нераспространения обозначились новые вызовы и угрозы.Ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном в 1998 году; выход КНДР из ДНЯО в январе 2003 г., а в октябре 2006 г. – подземное испытание ядерного взрывного устройства. Вне рамок ДНЯО продолжает оставаться Израиль, не подтверждающий и не отрицающий наличие у него ядерного оружия и блокирующий создание зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке. Взятый руководством Ирана курс на промышленное освоение технологий обогащения урана и создание ядерного топливного цикла, чреватый опасностью перехода к оружейной ядерной программе. «Черный рынок» ядерных товаров и технологий; особенно это проявилось в ядерной оружейной программе Пакистана, реализация которой во многом стала возможной благодаря специально созданной для этих целей сети незаконных поставок продукции ядерного профиля (сеть Абдул Кадыр Хана). Форсированное, наряду с ядерными программами, развитие в Индии, Израиле, Пакистане, Иране, КНДР и некоторых других странах потенциалов в области создания баллистических ракет, которые способны нести большие полезные нагрузки на значительные расстояния и по своим параметрам далеко выходящие за ограничения, принятые в Режиме контроля за ракетной технологией (полезная нагрузка ракеты – не более 500 кг при дальности пуска, не превышающей 300 км). Все эти факты - серьезный удар по режиму ядерного нераспространения, создающие нежелательный прецедент для других стран, имеющих намерения по обладанию ядерным оружием.
|
|
Новые вызовы и угрозы ядерного распространения обусловлены рядом факторов и причин,среди которых можно назвать следующие.
• Отсутствие прогресса в достижении ядерного разоружения и реальных перспектив в обеспечении универсальности ДНЯО – в том, чтобы этот Договор стал всеобщим по составу участников.
• Опасность размещения оружия, в том числе ядерного, в космосе, что может
|
|
коренным образом изменить ситуацию в сфере международной безопасности и стратегической стабильности.
• Практика некоторых стран (США и других стран НАТО) по применению силы для урегулирования международных проблем, в том числе и планы по использованию в этих целях ядерного оружия или межконтинентальных баллистических ракет в неядерном оснащении.
• Опасность выхода гонки вооружений в мире на новый технологический уровень, появления так называемых дестабилизирующих видов оружия, потенциальная угроза снижения порога применения ядерного оружия за счет создания ядерного оружия малой мощности.
• Наличие ядерного оружия на территориях неядерных государств, в частности, размещение ядерного оружия США в Европе.
• Возрастание опасности использования ядерного оружия или его компонентов террористами. Качественное изменение характера террористических угроз (глобальность, технологичность, финансовая обеспеченность).
• Сохранение объективных угроз безопасности, вызывающих у государств стремление к обладанию ядерным оружием в интересах защиты от давления внешних сил.
• Наличие «двойных стандартов», двойных подходов в оценке ядерных программ различных государств, не способствующее успеху в противодействии ядерному распространению.
• Сложности с перекрытием каналов незаконного оборота ядерных материалов и технологий, применение мер противодействия которым неэффективно вне сотрудничества с другими странами.
• Отсутствие многостороннего международного договора (по типу ДНЯО) в ракетной области, который ограничивал бы развитие программ создания и развертывания баллистических ракет и поддерживал стратегическую или региональную стабильность.
• Недостаточность или отсутствие у многих государств национальных мер экспортного контроля (в международных режимах экспортного контроля участвует не более 20-25% государств), а также неудовлетворительное в ряде случаев состояние учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и технологий.
• Возможность получения информации о «чувствительных» технологиях по сети Интернет и иным электронным каналам связи, опасность «неосязаемых» передач такой информации, а также трудности контроля за такими передачами.
153 Все изложенное выше свидетельствует о недостаточной эффективности
существующих механизмов противодействия распространению ядерного оружия и
необходимости принятия срочных мер по повышению их действенности.
К возможным мерам по противодействию ядерному распространению можно отнести
следующие:
• консолидация усилий международного сообщества по противодействию ядерному распространению, повышение роли ООН, вплоть до применения – по решению Совета Безопасности ООН - военной силы против нарушителей и других санкций, включая эмбарго на поставки продукции;
• укрепление режима верификации ДНЯО за счет совершенствования механизма гарантий и оказания всемерного содействия деятельности МАГАТЭ. Подписание Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях всеми государствами, имеющими соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, и, прежде всего, государствами-членами Группы ядерных поставщиков;
• реализация всеми государствами требований резолюции Совета Безопасности ООН 1540 по нераспространению;
• максимальное расширение и универсализация состава государств-участников Группы ядерных поставщиков за счет государств, обладающих научно-техническим потенциалом в ядерной области;
• усиление контроля за передачами «чувствительных» ядерных технологий по электронным каналам связи, в том числе по каналам сети Интернет. Совершенствование законодательства в области обмена научно-технической информацией и экспортного контроля, направленного на предотвращение несанкционированных передач таких сведений по электронным каналам связи;
|
|
• соблюдение государствами-поставщиками ядерной продукции моратория на поставки неядерным государствам оборудования и технологий по обогащению урана и переработке отработавшего ядерного топлива;
• создание на международном уровне системы мер и гарантий по поставкам топлива для государств, которые откажутся от промышленного освоения технологий обогащения урана и переработки ОЯТ (реализация инициатив России и США о создании международных центров обогащения урана);
• отход от «двойных стандартов» в области нераспространения и экспортного контроля, используемых для получения односторонних выгод и преимуществ в ущерб интересам большинства государств.