Основные элементы международного режима ядерного

Нераспространения

На основе ДНЯО был создан международный режим нераспространения, который

включает в себя целый ряд международных договоров и организаций, функционирующих в

сфере ядерной деятельности (рис. 7.1).

Международный режим нераспространения ядерного оружия

Международные договоренности и механизмы

нераспространения ядерного оружия --------------------

ДНЯО

(Договор о нераспространении ядерного оружия)

^

Договора о ЗСЯО

(зонах, свободных от ядерного

оружия)

' Устав МАГАТЭ,

руководящие

документы

системы

гарантий

МАГАТЭ

Конвенция о

физической

защите

ядерного

материала

V____

Устав ООН,

Резолюция

СБ ООН

№ 1540 по нераспространению и др.

Многосторонние режимы экспортного контроля

Группа

ядерных

поставщиков

Комитет Цангера

* ИБОР

(Инициатива по безопасности

в области

нераспростране

ния)

Национальные законодательства и механизмы противодействия распространению

Рис. 7.1

Ведущая роль в обеспечении контроля за соблюдением режима нераспространения ядерного оружия, включая международные передачи «чувствительной» ядерной продукции принадлежит МАГАТЭ, Комитету ядерных экспортёров ( Комитет Цангера) и Группе ядерных поставщиков (ГЯП). Основополагающими документами, регулирующими такие передачи, являются действующие в рамках ГЯП Руководящие принципы ядерного экспорта, а также два контрольных списка (перечня) ядерных товаров, технологий и оборудования – «исходный список» и «список товаров двойного использования». Периодически в эти списки вносятся изменения, отражающие развитие ядерной науки и техники. Особенностью многосторонних экспортконтрольных режимов, включая ГЯП, является то, что принимаемые ими решения предполагают их осуществление на национальном уровне. В России указанные


157 перечни продукции ядерного профиля нашли отражение в двух соответствующих

контрольных списках, утвержденных указами Президента РФ.

Весомым дополнением к международному режиму ядерного нераспространения

являются зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). В настоящее время сформировалось

несколько таких зон, а число государств, охваченных режимом ЗСЯО, превышает 100.

8 февраля 1987 г. вступила в силу Конвенция о физической защите ядерного материала

(КФЗЯМ). В июле 2005 г. на Дипломатической конференции в г. Вене были приняты

поправки к Конвенции, существенно расширяющие сферу ее действия. Под действие

Конвенции теперь подпадают хранение, использование и перевозка ядерных материалов

внутри стран-участниц, меры по защите ядерных материалов и ядерных установок от

использования их не по назначению. Расширены положения о международном

сотрудничестве в области физической защиты, в частности, по фактам хищения ядерного

материала, нашли отражение вопросы обеспечения конфиденциальности информации о

физической защите.

Центральная роль в сдерживании «пролиферантов» (распространителей)

принадлежит Совету Безопасности ООН, который располагает значительными

возможностями, включая крайнее средство - применение военной силы от имени мирового

сообщества, воздействовать на субъекты международной политики, добиваться от них

соблюдения норм нераспространения и, если это необходимо, принуждать к выполнению

этих норм. Одним из потенциально мощных рычагов воздействия в этой области стала

резолюция СБ ООН 1540 по нераспространению, принятая 28 апреля 2004 г. при активном

участии России. Резолюция, в частности, требует от государств:

- воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки негосударственным субъектам в разработке, приобретении, производстве, перевозке, передаче или применении ОМУ и средств его доставки; ввести на национальном уровне запрет на осуществление такого рода деятельности негосударственными субъектами, в том числе в форме оказания содействия;

- обеспечить на национальном уровне осуществление эффективных мер учета, физической защиты и сохранности предметов, имеющих отношение к ОМУ и средствам доставки, при их производстве, использовании, хранении или транспортировке, а также пограничного контроля и правоприменительных мер в целях выявления, пресечения, предотвращения и противодействия незаконному обороту и посредничеству в отношении таких предметов;

- обеспечить контроль на национальном уровне за экспортом, реэкспортом, трансграничным перемещением таких предметов, за предоставлением средств и услуг,


158 относящихся к такому экспорту и трансграничному перемещению, а также за их

конечным использованием;

- устанавливать и применять меры уголовной и гражданской ответственности за нарушение законов и норм в области экспортного контроля.

Для мониторинга выполнения резолюции создан новый механизм - Комитет 1540 СБ ООН, который призван заниматься сбором и анализом докладов государств-членов ООН относительно принятых ими мер по ее исполнению.

Резолюция принята на основании положений главы VII Устава ООН, что делает ее обязательной для выполнения всеми государствами-членами этой Организации и разрешает применение всех необходимых средств для обеспечения соблюдения требований данного документа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: