Нераспространения
На основе ДНЯО был создан международный режим нераспространения, который
включает в себя целый ряд международных договоров и организаций, функционирующих в
сфере ядерной деятельности (рис. 7.1).
Международный режим нераспространения ядерного оружия
Международные договоренности и механизмы
нераспространения ядерного оружия --------------------
ДНЯО
(Договор о нераспространении ядерного оружия)
^
Договора о ЗСЯО
(зонах, свободных от ядерного
оружия)
' Устав МАГАТЭ,
руководящие
документы
системы
гарантий
МАГАТЭ
Конвенция о
физической
защите
ядерного
материала
V____
Устав ООН,
Резолюция
СБ ООН
№ 1540 по нераспространению и др.
Многосторонние режимы экспортного контроля
Группа
ядерных
поставщиков
Комитет Цангера
* ИБОР
(Инициатива по безопасности
в области
нераспростране
ния)
Национальные законодательства и механизмы противодействия распространению
Рис. 7.1
Ведущая роль в обеспечении контроля за соблюдением режима нераспространения ядерного оружия, включая международные передачи «чувствительной» ядерной продукции принадлежит МАГАТЭ, Комитету ядерных экспортёров ( Комитет Цангера) и Группе ядерных поставщиков (ГЯП). Основополагающими документами, регулирующими такие передачи, являются действующие в рамках ГЯП Руководящие принципы ядерного экспорта, а также два контрольных списка (перечня) ядерных товаров, технологий и оборудования – «исходный список» и «список товаров двойного использования». Периодически в эти списки вносятся изменения, отражающие развитие ядерной науки и техники. Особенностью многосторонних экспортконтрольных режимов, включая ГЯП, является то, что принимаемые ими решения предполагают их осуществление на национальном уровне. В России указанные
|
|
157 перечни продукции ядерного профиля нашли отражение в двух соответствующих
контрольных списках, утвержденных указами Президента РФ.
Весомым дополнением к международному режиму ядерного нераспространения
являются зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). В настоящее время сформировалось
несколько таких зон, а число государств, охваченных режимом ЗСЯО, превышает 100.
8 февраля 1987 г. вступила в силу Конвенция о физической защите ядерного материала
(КФЗЯМ). В июле 2005 г. на Дипломатической конференции в г. Вене были приняты
поправки к Конвенции, существенно расширяющие сферу ее действия. Под действие
Конвенции теперь подпадают хранение, использование и перевозка ядерных материалов
внутри стран-участниц, меры по защите ядерных материалов и ядерных установок от
|
|
использования их не по назначению. Расширены положения о международном
сотрудничестве в области физической защиты, в частности, по фактам хищения ядерного
материала, нашли отражение вопросы обеспечения конфиденциальности информации о
физической защите.
Центральная роль в сдерживании «пролиферантов» (распространителей)
принадлежит Совету Безопасности ООН, который располагает значительными
возможностями, включая крайнее средство - применение военной силы от имени мирового
сообщества, воздействовать на субъекты международной политики, добиваться от них
соблюдения норм нераспространения и, если это необходимо, принуждать к выполнению
этих норм. Одним из потенциально мощных рычагов воздействия в этой области стала
резолюция СБ ООН 1540 по нераспространению, принятая 28 апреля 2004 г. при активном
участии России. Резолюция, в частности, требует от государств:
- воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки негосударственным субъектам в разработке, приобретении, производстве, перевозке, передаче или применении ОМУ и средств его доставки; ввести на национальном уровне запрет на осуществление такого рода деятельности негосударственными субъектами, в том числе в форме оказания содействия;
- обеспечить на национальном уровне осуществление эффективных мер учета, физической защиты и сохранности предметов, имеющих отношение к ОМУ и средствам доставки, при их производстве, использовании, хранении или транспортировке, а также пограничного контроля и правоприменительных мер в целях выявления, пресечения, предотвращения и противодействия незаконному обороту и посредничеству в отношении таких предметов;
- обеспечить контроль на национальном уровне за экспортом, реэкспортом, трансграничным перемещением таких предметов, за предоставлением средств и услуг,
158 относящихся к такому экспорту и трансграничному перемещению, а также за их
конечным использованием;
- устанавливать и применять меры уголовной и гражданской ответственности за нарушение законов и норм в области экспортного контроля.
Для мониторинга выполнения резолюции создан новый механизм - Комитет 1540 СБ ООН, который призван заниматься сбором и анализом докладов государств-членов ООН относительно принятых ими мер по ее исполнению.
Резолюция принята на основании положений главы VII Устава ООН, что делает ее обязательной для выполнения всеми государствами-членами этой Организации и разрешает применение всех необходимых средств для обеспечения соблюдения требований данного документа.