Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так
как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т.д.
Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:
|
|
- первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;
- поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;
- отнесение воспринятого объекта к определенной категории;
- поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;
- окончательный вывод о том, какой объект воспринят.
К основным свойствам восприятия относятся: целостность — внутренняя органическая взаимосвязь
частей и целого в образе;
предметност ь — объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность — относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т.д.);
осмысленность — понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
избирательность — преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.
Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т.д.).
По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.
Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.
Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.