Внимание — это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).
|
|
Непроизвольное внимание — наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
концентрированность — это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность — характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость — способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
|
|
объем — количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека — от 4 до 6, у ребенка — не более 2—3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение — способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение — способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. К какому познавательному процессу относится закон Вебера-Фехнера? В чем кратко его суть?
2. Что такое адаптация, синестезия и сенсибилизация?
3. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
4. Что такое явление доминанты? Физиологической основой какого процесса оно является?
5. Объясните различия между процессами восприятия и представления.
6. Назовите составляющие продуктивности памяти?
7. Назовите составляющие продуктивности ума?
8. Что такое конкретно-действенное мышление? Какие еще виды мышления вы знаете?
9. Дедукция и индукция. Что это?
10. Что такое ретроактивное и проактивное торможение? Что нужно помнить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?
11. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?
Контрольные вопросы
1. Что означает выражение «познавательные психические процессы»?
2. Что такое ощущения? Виды ощущений. Пороги ощущений.
3. Адаптация.
4. Что такое анализатор? Схема работы анализатора.
5. Восприятие и его свойства.
6. Представление. Виды представлений. Отличие процесса представления от процесса восприятия.
7. Внимание. Виды внимания и их сравнительная характеристика.
8. Мышление. Виды мышления. Продуктивность ума.
9. Основные мыслительные операции.
10. Интеллект.
11. Мнемические процессы. Память. Мнемоника.
12. Виды памяти. Процессы памяти. Законы памяти.
13. Воображение. Виды воображения. Творчество.