Мышление

Мышление— это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис.12).

Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном вос­приятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

- Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

- Источником мыслительной деятельности является практика.

- Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

- Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые — на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

К основным мыслительным операциям относятся: анализ — мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез — воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение — установление отношений сходства и различия;

обобщение — выделение общих признаков на основе объе­динения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование — выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

суждение — высказывание, содержащее конкретную мысль;

умозаключение — ряд логически связанных высказыва­ний, приводящих к новому знанию;

определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

индукция1) — вывод частного суждения из общего; дедукция 2) — вывод общего суждения из частных. Основные качественные характеристики мышления та­ковы: самостоятельность, инициативность, глубина, шири­на, быстрота, оригинальность, критичность и др.

С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

Интеллект 3) — это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д.Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рациональ­но мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоя­тельствами.

Л.Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

счетная способность — способность оперировать числа­ми и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) гибкость — способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация — способность представ­лять себе различные предметы в пространстве; память;

способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объек­тами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воз­действуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают вли­яние:

- генетическая обусловленность — влияние наследствен­ной информации, полученной от родителей;

- физическое и психическое состояния матери в период беременности;

- хромосомные аномалии;

- экологические условия проживания;

- особенности питания ребенка;

- социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» челове­ческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершен­но разнокачественным умственным операциям. Наиболь­шей популярностью пользуется так называемый коэффици­ент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей инди­вида со средними показателями его возрастной и професси­ональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможнос­ти получения реальной оценки интеллекта с помощью тес­тов, так как многие из них измеряют не столько врожден­ные интеллектуальные способности, сколько знания, уме­ния и навыки, приобретенные в процессе обучения.

7. Мнемические процессы. Память.

В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изу­чение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим — это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание — такой процесс памяти, в результате ко­торого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избиратель­но — в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение — процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание — процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

- скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

- скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по опреде­ленной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, — «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический — «имеющий отношение к искусству запо­минания», т.е. мнемоника — это приемы запоминания.

История мнемоники уходит корнями в Древнюю Гре­цию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Осо­бенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассо­циаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т.д.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, распо­ложением фотографий на стене и т.д.

Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: