Мышление— это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис.12).
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.
Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
- Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.
|
|
- Источником мыслительной деятельности является практика.
- Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
- Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.
Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые — на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.
К основным мыслительным операциям относятся: анализ — мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез — воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение — установление отношений сходства и различия;
обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование — выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;
систематизация (или классификация) — мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:
суждение — высказывание, содержащее конкретную мысль;
|
|
умозаключение — ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;
определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;
индукция1) — вывод частного суждения из общего; дедукция 2) — вывод общего суждения из частных. Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.
С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.
Интеллект 3) — это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д.Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Л.Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность — способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость — способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация — способность представлять себе различные предметы в пространстве; память;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
- генетическая обусловленность — влияние наследственной информации, полученной от родителей;
- физическое и психическое состояния матери в период беременности;
- хромосомные аномалии;
- экологические условия проживания;
- особенности питания ребенка;
- социальный статус семьи и др.
Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.
Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.
7. Мнемические процессы. Память.
В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим — это основа психической деятельности.
К процессам памяти относятся следующие:
1) запоминание — такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно — в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
|
|
2) сохранение — процесс переработки и удержания информации;
3) воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
4) забывание — процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:
- скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);
- скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).
Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.
Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.
Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.
Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.
Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.
Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.
Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.
Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.
Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.
Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.
|
|
Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.
В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, — «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический — «имеющий отношение к искусству запоминания», т.е. мнемоника — это приемы запоминания.
История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.
Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.
Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т.д.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т.д.
Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет: