Фонологическая концепция Пражской школы

Историки лингвистики, занимавшиеся структуралистическими концепциями, обратили внимание на любопытный парадокс: при всей своей оппозиционности младограмматическому направлению (и традиционно понимаемой компаративистике в целом) наибольших успехов приверженцы структурализма, подобно своим предшественникам, добились именно при изучении звуковой стороны. Как отмечал в этой связи основатель ПЛК В. Матезиус, плодотворность и гибкость новой точки зрения и новых методов проверяется прежде всего на звуковой стороне языка и «фонология становится ведущей дисциплиной в области функциональной, а также структурной лингвистики, подобно тому как историческая фонетика стала главным полем и гордостью исследования младограмматиков».

Классическим трудом в этой области и, пожалуй, наиболее крупным вкладом Пражской школы в науку о языке вообще стала посмертно опубликованная в 1939 г. на немецком языке монография Н.С. Трубецкого «Основы фонологии», не завершенная из-за смерти ученого.

Разграничивая, как отмечалось выше, фонетику и фонологию и определяя первую «как науку о материальной стороне (звуков) человеческой речи», а вторую – как исследование того «что в составе звука несет определенную функцию в системе языка», Трубецкой постулирует и существующее между ними различие в методах: первая имеет дело с конкретными физическими явлениями, пользуется методами естественных наук, тогда как вторая – чисто лингвистическими методами (т. е. методами общественных или гуманитарных наук).

Выделяя три функции звука: кульминативную (вершинообразующую), показывающую, какое количество слов и словосочетаний содержится в предложении, делимитативную (разграничительную), указывающую на границу между устойчивыми словосочетаниями, словами, морфемами, и дистинктивную (смыслоразличительную), способствующую различению значащих единиц, и указывая, что соответственно синхроническую фонологию можно разделить на три части, автор подчеркивает центральную роль третьей функции, отмечая, что «раздел, предметом которого является смыслоразличительная, или дистинктивная функция, по своему объему должен быть несравненно шире двух других разделов».

Этот раздел (действительно занимающий большую часть книги) Трубецкой начинает с рассмотрения понятия фонологической (смыслоразличительной) оппозиции, определяемой им как «такое противоположение звуков, которое в данном языке может дифференцировать интеллектуальные значения». Члены такой оппозиции (фонологические единицы) могут быть весьма различными по объему; кратчайшие фонологические единицы, которые с точки зрения данного языка невозможно разложить на более краткие следующие друг за другом фонологические единицы, Трубецкой называет фонемами, определяя фонему как «совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию». Реализацией фонемы являются звуки речи, которые всегда, помимо фонологически существенных признаков, содержат и несущественные; поэтому их нельзя отождествлять с фонемами. С другой стороны, одна и та же фонема может реализоваться в различных звуках, представляющих собой ее фонетические варианты.

Формулируя правила выделения фонем, Трубецкой подробно останавливается на критериях, позволяющих отличать фонемы от вариантов, с одной стороны, и сочетания фонем – с другой. При этом основное внимание уделяется именно смыслоразделительной функции: если два звука, встречаясь в одной и той же позиции, могут замещать друг друга, не меняя значения слова, они рассматриваются как варианты одной фонемы; аналогично обстоит дело и с двумя аккустически и артикуляционно родственными звуками (т. е. близкими фонетически!), которые никогда не встречаются в одной позиции; если же два звука, встречаясь в одной позиции, не могут заменить друг друга, не изменяя или не искажая при этом значения слова, их следует рассматривать как фонетические реализации разных фонем.

Особое внимание уделял автор «Основ фонологии» классификации оппозиций, подчеркивая, что «в фонологии основная роль принадлежит не фонемам, а смыслоразделительным оппозициям. Любая фонема обладает определенным фонологическим содержанием лишь постольку, поскольку система фонологических оппозиций обнаруживает определенный порядок или структуру».

Основаниями для классификации оппозиций, согласно Трубецкому, могут быть:

1. Их отношение ко всей системе оппозиций в целом. С этой точки зрения различаются, с одной стороны, оппозиции одномерные и многомерные, а с другой – пропорциональные и изолированные.

Одномерными называются такие оппозиции, в которых совокупность признаков в равной мере присущих обоим членам данной оппозиции, не присуща никакому другому члену той же системы (например, «в» – «ф» в русском – единственная пара губно-зубных щелевых).

Многомерными являются оппозиции, в которых совокупность общих признаков членов данной оппозиции распространяется и на другие члены данной системы (например, в оппозиции немецких «d» – «b» общий признак – образование слабой смычки – повторяется и в фонеме «(g»).

Пропорциональные оппозиции характеризуются тем, что отношение между ее членами тождественно отношению между членами другой (или других) оппозиций (ср. в русском отношение между глухими и звонкими согласными, которое может быть представлена в виде пропорции «п» – «б» = «т» – «д» = «к» – «г»). В изолированных оппозициях различительные признаки, присущие членам данной оппозиции, не встречаются в других (например, так обстоит дело с русскими «п» – «ш»).

Как отмечает Трубецкой, в количественном отношении в любом языке многомерные отношения преобладают над одномерными, а изолированные – над пропорциональными. С другой стороны, само различие между пропорциональными и изолированными оппозициями может наблюдаться как в одномерных, так и в многомерных оппозициях. Так, в русском языке оппозиция «п» – «б» – одномерная и пропорциональная, «р» – «л» – одномерная и изолированная, «п» – «т» – многомерная и пропорциональная, а «п» – «ш» – многомерная и изолированная.

2. Отношение, существующее между членами оппозиций. В этом плане различаются привативные, градуальные и эквиполентные оппозиции. Привативными, по классификации Трубецкого, будут такие оппозиции, в которых один член характеризуется наличием, а другой отсутствием признака (например, звонкий – незвонкий согласный). Член оппозиции, обладающий признаком, является маркированным, а не обладающий им – немаркированным. Этот тип оппозиций особенно важен в фонологической системе любого языка.

Градуальными (ступенчатыми) являются оппозиции, члены которых характеризуются разной степенью (градацией) одного и того же признака (например, оппозиция между различными степенями раствора у гласных «о» – «у»). Этот тип оппозиций сравнительно редок и не так важен, как предыдущий.

В эквиполентных (равнозначных) оппозициях оба члена логически равноправны и не принадлежат ни к привативным, ни к градуальным оппозициям (например, «п» – «т»). Оппозиции этого типа являются наиболее частыми в любом языке.

Отмечая, что в определенной степени квалификация оппозиции как привативной, градуальной или эквиполентной зависит от точки зрения исследователя, Трубецкой вместе с тем подчеркивает, что она ни в коем случае не может считаться субъективной и произвольной. «Сама структура и функционирование фонологической системы определяют в большинстве случаев совершенно однозначную и объективную квалификацию любой оппозиции». Так, если в языке имеются, кроме «о» и «у», другие гласные заднего ряда (например, «а»), оппозиция «о» – «у» должна быть признана градуальной, тогда как при их отсутствии ее нельзя признавать таковой.

3. Объем смыслоразличительной силы или действенности в различных позициях. В указанном отношении оппозиции могут быть постоянными и нейтрализуемыми. Так, в русском языке противопоставление по назализации «м» – «т» возможно во всех позициях и образует постоянную оппозицию. Но противопоставление звонкого «б» и глухого «п» в определенных положениях (например, в конце слова) снимается (нейтрализуется). Такие оппозиции Трубецкой называет нейтрализуемыми; положения, при которых возникает нейтрализация, являются позициями нейтрализации, а положения, при которых оппозиция сохраняет свою значимость, – позициями релевантности. При нейтрализации в качестве действительных признаков остаются только признаки, общие для обоих членов оппозиции. Их совокупность представляет собой архифонему. По Трубецкому, нейтрализовываться могут только одномерные оппозиции, поскольку лишь они имеют архифонемы, противопоставляемые всем другим членам данной системы.

Специально выделяет Трубецкой привативные, одномерные и пропорциональные оппозиции, члены которых образуют коррелятивные пары (например, так обстоит дело с оппозицией звонких и глухих согласных в русском языке). Совокупность всех коррелятивных пар, обладающих одним и тем же коррелятивным признаком (т. е. признаком, наличие или отсутствие которого характеризует ряд коррелятивных пар), Трубецкой называет корреляцией. Фонема, участвующая в коррелятивной паре, является парной, не участвующая – непарной.

Особый раздел так называемой «фонологии слова» составляет морфонология, которой Трубецкой посвятил специальную статью «Некоторые соображения относительно морфонологии», опубликованную в «Трудах ПЛК» в 1931 г. Объектом этой дисциплины является морфологическое использование фонологических средств; в качестве ее основной единицы Трубецкой выдвигал понятие морфонемы, позднее определяемой как «мыслимая как морфонологическое единство совокупность фонем, участвующих в данном чередовании»[84] (хотя это понятие и вызвало довольно резкую критику).

Завершая разговор о фонологической концепции Пражской школы, можно отметить, что наряду с синхронным описанием фонологических систем ее представители считали необходимой и разработку проблем диахронической фонологии, крупный вклад в которую внесли, в частности, работы P.O. Якобсона. При этом – в соответствии с общими установками ПЛК – были выдвинуты два основных принципа: 1) ни одно звуковое изменение не может быть понято без обращения к системе и 2) каждое изменение в фонологической системе является целенаправленным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: