По уголовным делам. Американский федерализм с присущим ему дуализмом (параллелизмом) правовых систем не мог не сказаться на структуре и объеме полномочий государственных органов

Американский федерализм с присущим ему дуализмом (параллелизмом) правовых систем не мог не сказаться на структуре и объеме полномочий государственных органов, на которые возложено участие в производстве по уголовным делам. Параллелизм и известная автономность федерального права и права штатов непосредственно вызвали необходимость создания "сосуществующих" на паритетных началах систем государственных органов такого рода.

Это в основном и обусловило, что в США имеется более1 51 системы правоприменительных органов. Они включают в себя суды, прокуратуру, полицию и иные органы расследования. К ним тесно примыкает очень своеобразный институт американской адвокатуры, выполняющий весьма важную функцию при производстве по уголовным делам.

1. Суды федеральные и штатов.

Систему федеральных судов можно подразделить на две группы: суды общей юрисдикции и суды со специальными задачами (специализированные).

Суды общей юрисдикции - это трехъярусная структура соподчиненных судебных органов.

Основным ее звеном является районный (окружной) суд (U.S. District Court). Всего таких судов насчитывается 942. Они располагаются по всей стране с учетом численности в конкретных регионах населения и объема работы (на территории штата должен находиться, как минимум, один такой суд; в густонаселенных штатах их может быть до четырех). Всего в них работает около 650 штатных судей с многочисленным вспомогательным персоналом. Профессиональные судьи (состоящие в штате этих судов судьи3, судьи, работающие на временной основе, либо привлекаемые к рассмотрению дел отставные судьи) могут рассматривать по существу конкретные уголовные дела единолично либо с участием присяжных заседателей (о них подробнее см. в § 7 настоящей главы), а иногда и в составе коллегии из трех судей-профессионалов.

Основное полномочие окружных (районных) судов, действующих в составе судей-профессионалов и (или) присяжных заседателей, - разбирательство по первой инстанции дел об относительно опасных преступлениях (фелониях), преследуемых по федеральным законам. Ежегодно они рассматривают по первой инстанции около 60 тыс. дел4. Им также дано право проверять по апелляционным жалобам законность и обоснованность решений, принимаемых федеральными магистратами (U.S. Magistrates), которых нередко называют еще и магистратскими судьями (magistrate judges)' либо судьями-магистратами.

Последние (до 1968 г. их называли федеральными уполномоченными - U.S. Commissioners), в отличие от английских магистратов (см. § 3 гл. 2), официально считаются должностными лицами окружных (районных) судов (judicial officers of the districts courts). Назначаются они5 на свои должности путем проведения голосования штатных судей конкретного суда (для положительного решения вопроса о назначении требуется большинство голосов) сроком на восемь лет. Количество такого рода должностных лиц для конкретного окружного (районного) суда определяется решением Конференции судей США по представлению соответствующего суда, совета судей апелляционного округа6 и директора Административного офиса федеральных судов (Administrative Office of the U.S. Courts)7. В настоящее время их общее количество приближается к 600.

На федеральных магистратов возложены ответственные функции, весьма схожие с теми, что призваны выполнять их коллеги-магистраты в Англии:разрешение по существу в порядке суммарного судопроизводства (см. § 8 настоящей главы) дел о малозначительных преступлениях (как правило, это т. н. уголовные правонарушения или преступления, относимые к категории мисдиминор). Ежегодно судьи-магистраты разрешают по существу единолично до 80 - 100 тыс. дел о такого рода преступлениях и правонарушениях;

осуществление некоторых процессуальных действий по делам об опасных преступлениях (фелониях), которые подсудны федеральным окружным (районным) судам. К действиям такого рода относятся, в частности, выдача приказов об аресте, проверка законности арестов, произведенных полицией без приказа8, т. е. осуществление судебного контроля за действиями органов, на которые возложено расследование уголовных дел или осуществление функции уголовного преследования, решение вопросов, связанных с назначением защитников малоимущим обвиняемым, определение размера залога в качестве меры пресечения, а равно предварительное рассмотрение дел об опасных преступлениях, участие в подготовке дел о названной категории преступлений к разбирательству их по первой инстанции9.

Закон допускает возложение на федеральных магистратов и некоторых других функций, которые "сочтет уместными" тот суд, в котором они состоят. Особенностью их статуса является и то, что они поставлены в двойное подчинение: с одной стороны, судьи окружного суда назначают их, могут определить им дополнительные обязанности и проверяют законность и обоснованность их решений, а с другой - магистраты поставлены в определенных пределах в зависимость от упомянутого Административного офиса судов США (на него возложены, например, осуществление общего надзора за деятельностью магистратов, издание для них руководств по правовым и административным вопросам, дача рекомендаций Конференции судей США о корректировке численности магистратов с учетом нагрузки в конкретных судебных округах и об уточнении размера их должностных окладов, проверка их финансовой деятельности).

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружному (районному) суду является апелляционный суд (U.S. Court of Appeals). Всего таких судов имеется 12, в том числе Апелляционный суд Округа Колумбия (территория, которую занимает столица США - г. Вашингтон). Их основная задача - проверка законности и обоснованности решений, вынесенных по уголовным и гражданским делам федеральными районными судами, расположенными на территории соответствующего апелляционного округа. Число судей в этих судах сравнительно невелико - около 180 (от 7 до 29 судей в каждом суде). В случае необходимости к рассмотрению дел в апелляционных судах могут быть привлечены судьи районных судов. Ежегодно суды этого уровня проверяют примерно 15 - 18% приговоров, вынесенных федеральными судами10.

Высшей и самой авторитетной судебной инстанцией является Верховный суд США (U.S. Supreme Court). Состоит он из председателя (главного судьи) и восьми членов суда, а также вспомогательного персонала. В сфере уголовного судопроизводства его основной функцией является принятие окончательных решений, касающихся дел, рассмотренных федеральными апелляционными и районными судами. Иногда до его рассмотрения могут дойти также, в строго ограниченных случаях, апелляционные решения Военного апелляционного суда и высших судебных инстанций штатов.

Председатель и члены Верховного суда США, все судьи апелляционных и окружных (районных) судов назначаются Президентом США "по совету и с согласия Сената" на неопределенный срок - "пока будут вести себя хорошо".

К числу специализированных федеральных судов относятся военные суды, выделенные в автономную систему, возглавляемую Военным апелляционным судом (U.S. Court of Appeals for the Armed Forces) и предназначенную для разбирательства дел о воинских преступлениях и иных преступлениях, совершенных военнослужащими при исполнении своих обязанностей по службе. В федеральную судебную систему входят также другие суды и квази-судебные органы, но они не уполномочены рассматривать уголовные дела.

Сравнительно новым для структуры органов судебной власти явлением стала Федеральная комиссия по назначению наказания (U.S. Sentencing Commission)11, учрежденная на основании Закона о реформе назначения наказания от 12 октября 1984 г. (Sentencing Reform Act)12.

В соответствии с § 991 разд. 28 Свода законов США эта комиссия является "независимым органом судебной власти". Она состоит из семи членов с правом решающего голоса и одного члена, не имеющего такого права. Первые (председатель комиссии, три вице-председателя и три члена) назначаются на шесть лет Президентом США после консультаций "с представителями судей, прокуроров, с юристами, имеющими опыт осуществления защиты по уголовным делам, должностными лицами органов, занимающихся принудительным применением законов (law-enforcement), житейски опытными гражданами (senior citizens), лицами, потерпевшими вред от преступлений, и другими лицами, проявляющими интерес к уголовному судопроизводству", а также с согласия Сената Конгресса США. Как минимум, трое из назначаемых должны иметь опыт работы в качестве судей. Членом комиссии без права решающего голоса по должности является Генеральный атторней США13либо лицо, назначенное им.

Одна из основных функций комиссии - установление таких критериев (стандартов) "политики и практики назначения наказания" (sentencing policies and practices) в федеральных судах, которые позволили бы обеспечить (а) достижение целей наказания, определяемых в федеральных законах, (б) единообразные подходы к определению наказания по конкретным делам, "исключающие расхождения в наказаниях, назначаемых обвиняемым со схожими данными о их личности и признанных виновными в похожих преступлениях", а также (в) учет при этом познаний в области человеческого поведения. Критерии (стандарты) такого рода оформляются в виде документа, называемого Федеральным руководством по назначению наказания (Federal Sentencing Guidelines)14, которое постоянно уточняется и дополняется с учетом анализа текущей судебной практики и практики исполнения назначенных наказаний, а равно по прямым указаниям принимаемых Конгрессом США законов, предусматривающих, к примеру, необходимость усиления борьбы с какими-то конкретными преступлениями15. В дополнение к этому руководству регулярно издаются комментарии (general policy statements), а также правила и инструкции (rules and regulations), помогающие правильно применять его16.

Судебные системы в штатах состоят, подобно федеральной судебной системе, из судов нескольких уровней.

На низшем уровне находятся те из них, которые принято именовать судами ограниченной юрисдикции. Называются они по-разному: магистратскими судами, мировыми, районными, городскими или муниципальными судами и т. д. Из 23 тыс. судей, работающих в судах штатов, большую часть составляют судьи этого уровня. Они имеются почти во всех штатах, обычно занимают автономное положение в судебных системах и рассматривают по

существу дела о малозначительных преступлениях и проступках, в том числе тех, ответственность за которые устанавливается актами органов местного самоуправления. На них, так же, как и на федеральные магистратские суды, возлагается принятие решений по вопросам, связанным с контролем за применением в ходе досудебного расследования мер процессуального принуждения, а также с предварительным рассмотрением дел.

Более высокий уровень занимают суды общей юрисдикции. Они тоже называются неодинаково: в одних случаях городскими судами, в других - окружными (районными), в третьих - верховными, в четвертых - высшими и т. д. Их основные функции - рассмотрение по первой инстанции уголовных дел об опасных преступлениях17, а также проверка законности и обоснованности приговоров и иных решений судов с ограниченной юрисдикцией.

В штатах со значительным объемом работы (они составляют большинство штатов) образованы т. н. промежуточные апелляционные суды, на которые возлагается проверка законности и обоснованности решений по уголовным делам судов общей юрисдикции.

Во всех штатах есть высшие судебные инстанции, которые чаще всего называются верховными судами18. Решающее и окончательное слово при рассмотрении уголовных дел, как правило, всегда принадлежит судам этого уровня. Только в исключительных случаях их действия могут быть проверены Верховным судом США.

Порядок формирования судейского корпуса в штатах весьма неодинаков. Во многих штатах судьи избираются населением с соблюдением разных процедур. Но есть штаты, где они назначаются губернаторами, избираются законодательными собраниями, муниципальными советами. Существует и т. н. смешанная процедура утверждения судей в должности: сначала их назначает, скажем, губернатор, а потом через какой-то срок (2 или 3 года) проводятся выборы и окончательное утверждение в должности на продолжительный срок (15, 20 лет или до достижения пенсионного возраста).

Законодательство и практика его применения со временем выработали и иные средства, которые, по идее, тоже должны способствовать обеспечению независимости суда и поддержанию его авторитета на нужном уровне. Спектр этих средств весьма широк: от торжественных мантий, впечатляющего убранства судебных зданий и залов заседаний до наделения судей весьма широкими полномочиями по применению наказания за неуважение к суду.

Среди средств такого рода известная роль принадлежит и внедряемому с переменным успехом в последние десятилетия судебному самоуправлению (введение должностей судебных администраторов, образование советов судей, регулярный созыв их конференций и т. п.), на которое возлагаются определенные надежды как на меру, нейтрализующую стремление исполнительных органов оказывать влияние на суды.

Прокуратура

В российской юридической литературе это правоохранительное учреждение называют по-разному: одни зовут его атторнетурой, другие - атторнейской службой, а многие - прокуратурой. Однако, несмотря на такое расхождение в терминах, речь идет об одном и том же: об учреждении, должностные лица которого выполняют две основных функции. С одной стороны, они контролируют законность деятельности полиции при расследовании преступлений и осуществляют уголовное преследование в суде лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а с другой - с помощью юридических средств защищают имущественные и иные интересы государства в целом и входящих в его состав территориальных образований. Это обстоятельство, естественно, сближает данное учреждение с аналогичным органом стран континентальной Европы и нашей страны, привычно называемым прокуратурой.

Разумеется, особенности государственно-правовой организации США не могли не придать свой колорит американской прокуратуре. Этому в значительной мере способствовало то, как исторически формировалась прокуратура в данной стране.

На первых порах она не была органом, специально образованным для выполнения указанных функций. Ее история началась с того, что сначала местные органы власти, а затем и власти на уровне штатов стали приглашать для представительства своих интересов в судах сведущих людей (юристов-атторнеев), имевших соответствующие знания и опыт. Делалось это от случая к случаю, на контрактной основе. Постепенно потребность в атторнеях становилась постоянной. Они начали получать свою заработную плату регулярно, "превращались" в государственных служащих и "обрастали" соответствующим аппаратом.

По такой схеме произошло становление и развитие и федеральной прокуратуры. Она "начиналась" с введения должности главного юридического советника (Генерального атторнея США) Президента США. Это произошло в 1789 г., когда был принят Закон о судоустройстве. Со временем функции Генерального атторнея расширялись. Он становился не только советником по правовым вопросам и должностным лицом, представлявшим Президента в Верховном суде США, но и руководителем служб, на которые, наряду с прочим, возлагалась подготовка и ведение гражданских и уголовных дел во всех федеральных судах, руководство федеральными тюрьмами, расследование уголовных дел о преступлениях, преследуемых по федеральным законам. В 1870 г. эти службы были объединены в учреждение, подчиненное Генеральному атторнею США и названное Департаментом юстиции. В настоящее время Департамент стал, как будет показано ниже, мощным и весьма влиятельным органом, "под крышей" которого работают несколько десятков тысяч человек.

Организация прокуратуры испытала на себе влияние не только своеобразия факторов исторического характера, но и особенностей американского федерализма. В силу этого в ее структуре четко прослеживается три уровня органов.

Один из них - федеральная прокуратура. В ее составе следует выделить прежде всего названный выше возглавляемый Генеральным атторнеем Департамент юстиции США. Его аппарат имеет несколько подразделений, организующих работу федеральных прокуратур на местах либо непосредственно выполняющих прокурорские функции (в основном досудебная подготовка материалов обвинительных досье, используемых при поддержании обвинения в судах). Среди подразделений такого рода заметное место занимает Исполнительный офис по делам федеральных районных прокуроров (Executive Office for U.S. Attorneys), на который возложен ряд функций, в частности:

содействие координации усилий федеральных прокуроров и подразделений Департамента юстиции США, занимающихся досудебной подготовкой материалов по уголовным делам;

анализ и обобщение деятельности федеральных прокурорских служб, подготовка предложений по их совершенствованию;

подготовка и регулярное обновление Руководства для федеральных прокуроров (U.S. Attorneys' Manual) и Бюллетеня федеральных прокуроров (U.S. Attorneys' Bulletin), которыми эти прокуроры пользуются в своей повседневной деятельности;

контроль за деятельностью службы юридического образования и деятельностью образовательных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации работников федеральной прокуратуры и других служащих Департамента юстиции США.

На Генерального атторнея США, наряду с руководством непосредственно подчиненными ему прокурорами, возложено осуществление координации деятельности всех федеральных органов, в той или иной форме участвующих в пределах своих полномочий в борьбе с преступностью или призванных содействовать соответствующим органам в штатах и на уровне местного самоуправления19.

Основу местной федеральной прокуратуры образуют окружные (районные) прокуроры. Они назначаются в каждый из 94 федеральных судебных округов (районов). У них, естественно, есть помощники, а также другие оперативные работники и вспомогательный персонал. На прокурорах этого уровня лежит обязанность обеспечивать своевременное и основанное на законе уголовное преследование лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, наказуемых по федеральным законам и (или) совершенных на территориях, на которые распространяется юрисдикция федеральных властей (Округ Колумбия, национальные парки и заповедники, территории, находящиеся за пределами США, военные объекты и др.).

Другой уровень организации прокуратуры - прокуратура штатов. В каждом из них есть свой генеральный атторней, которому в большинстве случаев подчинена служба, называющаяся так же, как и упомянутая выше служба при Генеральном атторнее США. Естественно, объем полномочий у этих служб (департаментов юстиции) значительно уже, чем у федеральной. Но в сфере уголовного судопроизводства генеральные атторнеи штатов наделены достаточно широкими правами по преследованию лиц, посягнувших на законы соответствующих штатов. Делают это они сами либо через своих помощников, в том числе тех, которые работают не в столицах штатов, а в других городах.

Наконец, третий уровень - местная прокуратура. К ней относятся прокуроры, работающие под контролем и руководством органов местного самоуправления. В приоритетном порядке они преследуют нарушения предписаний актов, издаваемых этими органами. На них лежит также ответственность за обеспечение борьбы с преступлениями, преследуемыми по законам штатов, если в производство по делам о таких преступлениях не вступают генеральный прокурор штата или его помощники. В состав этих органов прокуратуры могут входить и должностные лица, называемые

следователями (investigators), на которых возлагается собирание и оформление материалов обвинительных досье, используемых прокурорами при осуществлении уголовного преследования в судах20.

Особенностью организации американской прокуратуры является то, что прокуратуры всех трех уровней автономны по отношению друг к другу. Их не объединяет жесткая субординация. У каждого уровня - свое "начальство". Генеральный атторней США назначается Президентом США "по совету и с согласия" Сената сроком на четыре года. На такой же срок и в таком же порядке назначаются федеральные окружные (районные) прокуроры. Генеральные атторнеи в штатах иногда назначаются губернаторами, а чаще всего их избирают законодательные собрания или население штатов. Местные прокуроры в виде общего правила избираются населением; возможно также их избрание или назначение органами местного самоуправления. В целом в США существует почти 3 тыс. прокурорских органов, которые, как правило, между собой не связаны жесткими "узами" соподчинения.

Чтобы преодолеть такую разобщенность, уже давно предпринимаются усилия по налаживанию координации между прокурорскими органами разных уровней и внутри каждого из них. В 1907 г. была образована Национальная ассоциация генеральных атторнеев. Под ее эгидой ежегодно происходят совещания всех генеральных атторнеев, которые способствуют обмену опытом и информацией, представляющей взаимный интерес. Время от времени собираются также конференции (совещания, симпозиумы) местных прокуроров, где делается примерно то, что происходит на общегосударственном уровне, когда заседает Национальная ассоциация генеральных атторнеев.

3. Полиция и другие органы расследования.

По утверждениям американских юристов в стране существует приблизительно 20 тыс. различного рода полицейских служб, занимающихся в той или иной степени пресечением, предупреждением и раскрытием преступлений21. Среди них немало так называемых специализированных полицейских служб, которые призваны выявлять определенные категории преступлений и принимать необходимые меры. Но в большинстве случаев к полицейским относятся органы, службы или подразделения, которые выполняют повседневные полицейские функции (патрулирование, обеспечение порядка в общественных местах, контроль за соблюдением

правил движения транспорта и т. д.). В крупных органах такого рода имеются должностные лица, именуемые детективами, основная функция которых состоит в расследовании преступлений. Большинство полицейских этим не занимается, поскольку у них нет ни соответствующих знаний, ни практических навыков.

Как и службы прокуратуры, полицейские органы (службы, подразделения) делятся на органы трех уровней.

На федеральном уровне нет какой-то единой или хоть как-то централизованной полиции. В принципе федеральной полицией можно назвать, скажем, подразделения, обеспечивающие порядок в городе Вашингтоне и в национальных парках (заповедниках). Но они не взаимосвязаны, существуют автономно, занимаясь на "своих" территориях, наряду с прочим, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, кроме тех, дела о которых подведомственны специализированным федеральным службам.

К числу последних относится более двадцати служб, например, Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), Федеральная таможенная служба (U.S. Customs Service), Федеральное бюро тюрем (Federal Bureau of Prisons), Служба иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Service), Административный офис судов США (Administrative Office of the U.S. Courts), Служба внутренних сборов (Internal Revenue Service), Федеральная служба почтовой инспекции (U.S. Postal Inspection Service), Администрация по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration), Федеральная секретная служба (U.S. Secret Service)22, Служба национальных парков (National Park Service), Федеральная служба маршалов23 (U.S. Marshals Service), Бюро по контролю за алкогольными напитками, табачными изделиями и огнестрельным оружием (Bureau of Alcohol, Tobacco and Firearms), Федеральная полиция Капитолия24 (U.S. Capitol Police), Федеральная лесная служба (U.S. Forest Service), Федеральная служба рыбоохраны и охраны диких животных (U.S. Fish and Wildlife Service). Должностные лица этих и ряда других органов (естественно, в пределах установленной для них компетенции) вправе выполнять действия, связанные с выявлением, пресечением, предупреждением и раскрытием преступлений, в том числе подвергать задержанию или аресту подозреваемых, выполнять другие действия, которые по российским правилам могут быть названы оперативно-розыскными или следственными.

Ведущая роль среди органов федерального уровня отводится Федеральному бюро расследований (ФБР). К его ведению

отнесено осуществление оперативно-розыскных и иных действий по расследованию дел об опасных преступлениях, караемых в соответствии с федеральными законами. Практически это подавляющее большинство дел, возникающих в связи с нарушением федеральных законов. Номинально Бюро подчинено упомянутому Департаменту юстиции США. Возглавляет его директор, назначаемый Президентом; работает в нем около 24 тыс. сотрудников. Его многочисленные агентства25 находятся во всех уголках страны и даже за рубежом. Их сеть на территории США рассчитана таким образом, чтобы агент ФБР мог появиться на месте происшествия не более, чем через 3 - 5 минут после установления содержащего признаки преступления события. В систему органов, подчиненных Бюро, входят учреждения, оказывающие экспертную, информационную помощь (криминалистические лаборатории, широко известные компьютеризированные картотеки и др.) и помощь в подготовке соответствующих кадров (Академия ФБР и другие учебные заведения) всем американским, а иногда и зарубежным структурам, уполномоченным выявлять и расследовать преступления.

Департаменту юстиции подчинены также упомянутые Служба иммиграции и натурализации, Федеральное бюро тюрем, Федеральная служба маршалов и Администрация по борьбе с наркотиками - органы, призванные вести борьбу с соответствующими категориями преступлений.

Большинство полицейских подразделений, в том числе те, которые занимаются расследованием уголовных дел, подчиняется властям штатов. Эти подразделения образуют как бы два "яруса". На одном из них расположены подразделения, непосредственно подчиненные центральным властям штатов, а на другом - органам местного самоуправления. Взаимоотношения между подразделениями разных уровней строятся не на началах жесткой зависимости одних от других, а на началах координации. Есть в штатах и специализированные органы, призванные расследовать конкретные категории уголовных дел либо совершать неотложные действия, связанные с выявлением и раскрытием преступлений26.

О роли и значении, с одной стороны, федеральных полицейско-следственных органов, а с другой - таких же органов в штатах свидетельствуют статистические данные. Всего ежегодно в США возбуждается производство примерно по 12 - 15 млн. дел, включая дела о малозначительных уголовно наказуемых посягательствах. Производство более чем по 99% дел такого рода осуществляется полицейскими подразделениями, действующими в штатах. Несколько более активны федеральные службы по делам об опасных преступлениях (фелониях). Всего их бывает ежегодно по приблизительным подсчетам около 1,5 млн. Доля участия федеральных органов в производстве по этим делам является более высокой - около 5%.

Для расследования существуют и некоторые другие органы. Кое-где в штатах можно столкнуться с позаимствованным из Англии, но существенно утратившим свое значение и с течением времени изменившимся институтом коронеров - как правило, выборных должностных лиц, которые должны производить неотложные действия в случаях обнаружения трупов с признаками насильственной смерти, если полиция не начала свое расследование. Возможно образование там же и комиссий для расследования конкретных преступлений, когда есть основания считать, что местные правоохранительные органы не в состоянии объективно разобраться с этими преступлениями. Примерно в таких же случаях расследование могут осуществлять большие жюри присяжных (о них подробнее см. ниже - в § 6). На федеральном уровне допускается возможность назначения должностных лиц (special attorneys), именуемых специальными прокурорами (иногда в русскоязычной литературе их называют специальными советниками). Назначаются они решениями районных федеральных судов по ходатайству Генерального атторнея США. На них возлагается расследование конкретных дел о преступлениях, в которые оказались замешанными высокопоставленные должностные лица федеральной администрации и в отношении которых есть опасения о том, что состоящие в штатах Департамента юстиции США прокуроры не смогут быть объективными.

Как и в прежние годы, в уголовном судопроизводстве довольно активную роль продолжают играть частные детективы и их объединения, призванные на основании контрактов, нередко заключаемых с адвокатами, ведущими защиту по конкретным уголовным делам, оказывать необходимую профессиональную помощь в сборе доказательств, оправдывающих их клиентов или смягчающих ответственность. Не исключается также заключение такого рода контрактов частными детективами и с местными органами уголовного преследования или с потерпевшими.

4. Адвокатура.

Термин "адвокатура" применительно к американской правовой системе, так же, как и применительно к английской (см. § 3 гл. 2), может употребляться лишь с существенными оговорками. В условиях США им обозначается не совсем то, к чему привыкли

юристы стран с континентальными правовыми традициями, где под адвокатурой подразумеваются юристы-профессионалы и их добровольные, не связанные с государственными органами объединения, посвящающие себя делу оказания юридической помощи частным лицам и организациям, в том числе защите по уголовным делам и иным формам представительства в судах.

Вместо коллегий адвокатов, столь знакомых юристам Франции, нашей и других стран, в США исторически сложились иные формы организации тех, кто занимается адвокатской профессией. В большинстве своем они состоят в различного рода ассоциациях (объединениях) практикующих юристов, в которые входят, наряду с теми, кого мы привыкли называть адвокатами, юристы иного профиля, к примеру, работающие в прокуратуре, полиции, в качестве юрисконсультов - владельцы и сотрудники фирм, обслуживающих бизнес. В каждом штате существуют свои ассоциации юристов27. Есть объединения, сфера действия которых выходят за пределы одного штата и даже может охватывать всю страну. К числу последних относится широко известная Американская ассоциация юристов (American Bar Association) - в наши дни самая представительная в США.

Основная цель всех видов ассоциаций - содействие профессиональной деятельности своих членов, отбору лиц, способных выполнять функции практикующих юристов, поддержанию их дисциплины и нравственного облика, достойного членов ассоциации, а равно защите их интересов. Они организуют проверку знаний и способностей поступающих в члены ассоциаций, рекомендуют или не рекомендуют их для занятия определенных юридических должностей (например, судей, прокуроров), вырабатывают правила этики юристов, обеспечивают их соблюдение, вносят в законодательные органы предложения по совершенствованию законодательства либо участвуют в подготовке указанных выше (§ 2 настоящей главы) издаваемых судами правил. В последние десятилетия стало традицией, что американские президенты консультируются, скажем, с Американской ассоциацией юристов относительно достоинств или недостатков изучаемых кандидатов на должности федеральных судей или прокуроров.

Членство в ассоциации налагает ряд существенных обязанностей, в том числе обязанность регулярного внесения членских взносов, постоянного поддержания высокого уровня своей квалификации, добросовестного отношения к выполнению соглашений об оказании юридической помощи, неуклонного соблюдения правил профессиональной этики28 и дисциплины, детальные требования которой разрабатываются и утверждаются органами самоуправления ассоциаций, поддержания своего профессионального престижа и престижа всей ассоциации и т. д.

Чтобы стать юристом, имеющим право выступать в судах и вести там дела, мало быть членом той или иной ассоциации.

Нужно еще получить лицензию на ведение дел в конкретных судах. А это допустимо при соблюдении ряда условий, которые не везде одинаковы. В штате Нью-Йорк, например, для получения лицензии на ведение дел в конкретных судебных инстанциях требуется представить в суд, который будет решать данный вопрос, ряд документов по установленному перечню. По законам данного штата, к примеру, практиковать в судах (в том числе в качестве защитников по уголовным делам) могут лишь граждане США, которые имеют соответствующее образование, опыт юридической работы, отвечают моральным критериям, верят в государственный строй США и лояльны по отношению к нему. Вопрос о допуске к практике решается судом, но при условии, что предварительно специальный комитет при апелляционном отделении Верховного суда штата удостоверит, что данное лицо отвечает всем требованиям, предъявляемым к тем, кто хочет заниматься практикой в судах штата. При этом претендент должен самолично доказать, что он "верит в форму правления, существующего в Соединенных Штатах, и лоялен по отношению к ней".

Примерно такие же правила установлены в других штатах и в федеральных судах. Но есть некоторые особенности: в некоторых штатах заявление о допуске может контролироваться прокурором, который вправе, но не обязан передать его суду. Заявление о допуске к практике в Верховном суде США должно быть поддержано, минимум, двумя другими юристами, уже практикующими в данном суде. По правилам судопроизводства в Верховном суде США претендент должен произнести присягу: "Я... торжественно присягаю (заявляю), что в качестве поверенного и консультанта данного суда буду вести себя честно и в соответствии с законом и что буду поддерживать Конституцию Соединенных Штатов". Получение лицензии на выступления в данном суде или в судах определенного штата не дает права вести дела в других судах. Чтобы выступать там, нужно получить в установленном порядке лицензию и на это.

В последние десятилетия получает все большее распространение защита, осуществляемая юристами, состоящими в т. н. публичных агентствах по оказанию юридической помощи неимущим (public defenders agencies). Финансируются такие агентства преимущественно за счет средств местных бюджетов29, специальных взносов членов ассоциаций (обычно тех, которые, имея лицензию на ведение дел в судах, по каким-то причинам не желают участвовать в оказании юридической помощи неимущим или малоимущим обвиняемым) и благотворительных пожертвований. Естественно, эти источники довольно часто бывают весьма ограниченными и, как правило, не могут полностью обеспечить надлежащее качество помощи тем, кто в ней нуждается.

Объясняется это весьма прозаичным, известным юристам, пожалуй, всех стран обстоятельством - для качественного оказания юридической помощи по уголовным делам нужны не только большие гонорары для привлечения знающих свое дело и опытных адвокатов, но и внушительные, исчисляемые нередко многими тысячами долларов, расходы по приглашению экспертов, розыску доказательств защиты, нередко с помощью частных детективов, которым тоже нужно платить, и т. д. Потребность в такого рода расходах остро ощущается в США и других странах с англосаксонскими системами уголовного судопроизводства, где требующее значительных усилий и средств бремя выявления и собирания доказательств защиты возлагается только на сторону защиты30.

5. Особенности подсудности и подследственности.

Эти вопросы в США решаются в принципе так, как и в других странах. Здесь тоже различают подсудность и подследственность предметную, территориальную и персональную (военнослужащие, несовершеннолетние, индейцы и др.). Однако на конкретные решения в данной сфере существенное влияние оказывает все тот же американский федерализм.

Под его влиянием сложилось довольно непростое соотношение федерального права и права, сформировавшегося в штатах, в том числе уголовного и уголовно-процессуального. Американское федеральное уголовное и уголовно-процессуальное право, с одной стороны, и уголовное и уголовно-процессуальное право каждого из штатов, с другой стороны, считаются не взаимно дополняющими друг друга, а скорее автономными, существующими параллельно и независимо. Федеральные власти и власти штатов изначально проявляют стремление в пределах, очерченных Конституцией США и конституциями штатов, дать возможно полную и исчерпывающую "свою" регламентацию всех вопросов уголовного и уголовно-процессуального права.

И это нередко приводит к нескрываемому дублированию конкретных норм, предусматривающих, например, ответственность за деяния, практически не отличающиеся друг от друга своим фактическим составом. Таких норм множество. Среди них нормы об ответственности за предумышленное убийство, ограбление банков, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, умышленное повреждение средств связи и т. д. Подобные нормы, естественно, нередко порождают существенные трудности, связанные с определением подследственности или подсудности конкретных уголовных дел.

Для уяснения особенностей сложившегося в США соотношения уголовного и уголовно-процессуального права важно иметь в виду также то, что сфера действия федеральных уголовных законов не всегда бывает одинаковой. Они по-разному действуют в пространстве: одна группа таких законов действует на всей территории страны, а другая - лишь в отдельных ее частях.

К первой из них относятся те, что предусматривают ответственность за преступления с т. н. федеральным элементом, т. е. те, которые непосредственно посягают на объекты, защищаемые федерацией (федеральными законами, правительством, судами). К ним отнесены преступления:

совершаемые в отношении должностных лиц федеральных органов (например, их убийство, телесное повреждение, воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, дискредитация как должностных лиц и др.);

совершаемые должностными лицами федеральных органов в связи с осуществлением своих обязанностей (например, присвоение вверенного имущества, взяточничество);

затрагивающие интересы двух или нескольких штатов (например, хищение автомобиля и угон его в другой штат), а также интересы федеральных учреждений (например, почтового ведомства) или в целом правительства США (например, посягательства против национальной безопасности, большинство воинских преступлений).

Законы такого рода применяются федеральными судами и иными правоохранительными органами в любой части страны, на территории любого штата или иного владения США, на которое распространяется их юрисдикция.

Что касается многих других преступлений (не имеющих "федерального элемента"), то ответственность за них устанавливается уголовным законодательством штатов. Соответственно лица, совершившие такого рода преступления, должны преследоваться властями штатов.

Вторая группа федеральных уголовных законов включает в себя те, которые применяются только на территориях, непосредственно подчиненных федеральным властям: национальные парки, территории, подведомственные военным учреждениям или зарезервированные федеральным правительством, корабли, плавающие под флагом США, и т. д.

Круг федеральных уголовных законов, применяемых на территориях такого рода, значительно шире, поскольку на них федеральные органы, в том числе законодательные и судебные, обладают всей полнотой власти, они не делят ее ни с какими другими органами. В число федеральных законов подобного рода входят законы, устанавливающие уголовную ответственность за все виды противоправных деяний, в том числе за те, в которых отсутствует "федеральный элемент". Последние своим содержанием во многом схожи с уголовными законами штатов: устанавливают ответственность, например, за убийство любого лица, безотносительно его принадлежности к федеральным учреждениям, причинение вреда здоровью такого лица, мошенничество, изнасилование, кражу, оскорбление и др. Сюда же относится Единый кодекс военной юстиции (Uniform Code of Military Justice), устанавливающий ответственность за воинские преступления.

В своеобразное положение поставлен Округ Колумбия, на территории которого находится столица США. Конгресс США издает законы, в том числе устанавливающие ответственность за преступления и иные правонарушения, специально для данного Округа. Они инкорпорируются в особом издании - Своде законов Округа Колумбия31. В соответствии с ними любое лицо, которое, находясь на территории столицы США, совершит какое-то преступление или иное правонарушение, должно нести ответственность по законам, принятым Конгрессом США, т. е. законам федеральным. Соответственно, его дело подлежит расследованию и разбирательству федеральными правоохранительными органами, уполномоченными действовать в названном Округе.

Существуют особенности, устанавливаемые для индейских резерваций. На их территориях федеральные законы должны применяться не так, как они по общему правилу применяются в штатах. Об этом свидетельствует п. "а" § 1153 разд. 18 Свода законов США32, в котором сказано: "Всякий индеец, совершающий на территории индейского графства против личности или имущества другого индейца либо иного лица любое из следующих преступлений, а именно: предумышленное убийство; убийство без отягчающих признаков; похищение людей; причинение увечий; любое тяжкое преступление (фелонию. - К. Г.), предусмотренное в главе 109А33; кровосмешение; сопряженное с насилием нападение (assault) с целью совершить предумышленное убийство; сопряженное с насилием нападение с применением опасного оружия; сопряженное с насилием нападение, приведшее к причинению тяжкого телесного повреждения, предусмотренного § 1365 настоящего раздела (Свода законов США. - К. Г.); сопряженное с насилием нападение на лицо, не достигшее 16 лет; поджог; взлом запоров и проникновение в помещение с целью совершения тяжкого преступления (burglary); грабеж, а также тяжкое преступление, предусмотренное параграфом 66134 настоящего раздела, - подпадает под те же законы и подвергается тому же наказанию, что и другие лица, совершающие такого рода преступления на территориях, охватываемых исключительной юрисдикцией Соединенных Штатов".

Коротко говоря, в основу правил, установленных для разграничения компетенции федеральных властей и властей штатов при производстве по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. "а" § 1153 разд. 18 Свода законов США, как видно по тексту этого пункта, заложено в основном два критерия - персональный (преступление должно быть совершено индейцем) и территориальный (оно должно состояться на территории индейского графства - резервации). Учитывается в определенной мере и третий критерий - предмет (содержание) дела.

Несколько более сложный подход прослеживается при разграничении компетенции гражданских и военных правоохранительных органов. К ведению органов американской военной юстиции отнесены уголовные дела о совершенных военнослужащими воинских преступлениях, а при определенных условиях - и иных преступлениях. В числе первых значатся, к примеру, бунт (mutiny), несоблюдение требований субординации (insubordination), небрежное исполнение обязанностей по службе (neglect of duty), недостойное поведение (unbecoming conduct), предусмотренные Единым кодексом военной юстиции кража, грабеж, изнасилование и предумышленное убийство.

Что касается "невоинских" ("штатских") преступлений, за которые военнослужащий может быть привлечен к ответственности органами военной юстиции, то к их числу отнесены все другие деяния, запрещенные нормами уголовных законов, действующих как в масштабах всей федерации, так и в конкретных штатах, но при наличии некоторых условий:

такое ("штатское") преступление связано с исполнением обязанностей по службе (service-connected) либо имеет "военное значение" (of military significance);

оно совершается при прохождении службы за пределами территории США.

При отсутствии таких условий по уголовному делу о "штатском" преступлении, совершенном военнослужащим, производство ведут соответствующие гражданские органы, федеральные или штатов.

Вполне естественно, приведенные и другие весьма непростые решения вопросов разграничения компетенции федерации и штатов, гражданских и военных властей в сфере применения уголовной ответственности непосредственно предопределяют правила подследственности и подсудности уголовных дел, а равно соотношение компетенции судов и других правоохранительных органов федеральных и штатов.

При практическом применении эти правила не всегда дают четкие ориентиры относительно того, какому органу (федеральному или штата) следовало бы осуществлять производство по конкретному факту или уголовному делу. В момент обнаружения деяния с признаками преступления далеко не всегда можно точно определить его подследственность или подсудность, поскольку, скажем, "федеральный элемент" не виден с первого взгляда либо при получении информации о совершенном преступлении еще неясно, совершил ли его индеец на территории индейской резервации или кто-то другой. Например, труп со следами насильственной смерти может быть обнаружен где-то на опушке леса местным шерифом. В этот момент он еще не в состоянии наверняка определить, кто убит и кем убит, а следовательно, подследственно ли ему данное дело. Вполне может оказаться, что этим делом должны заняться работники федерального правоохранительного органа.

Для преодоления таких и подобных им сложностей практика, в том числе законодательная, уже давно и последовательно исходит из того, что в "неясных ситуациях" производство по делу должен начинать тот орган, который первым получает информацию о преступлении или обнаруживает его. Потом, когда проясняются соответствующие детали, оно должно передаваться компетентному органу.

§ 4. Доказательства и доказывание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: