Конструктивистская теория Ж.Пиаже

Согласно концепции Пиаже, развитие языка не отличается от развития или памяти, ни даже развития мыслительных процессов (в противоположность взглядам преформистов).

Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Сам по себе, язык при этом не играет никакой роли в развитии интеллекта и мышления.

Подобная точка зрения, если не доводить ее до крайности, позволяет согласовать основные положения других концепций, и потому ее сегодня разделяют многие психологи.

7.4. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова

Из множества качеств и свойств, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответсвующего понятия, включая и те качества соответствующих предметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятия начинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок уже достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект. Свободное пользование речью столь же важная предпосылка к усвоению понятий, как сенсомоторный или наглядно-практический интеллект.

Первое слово ребенка выступает по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частных смысловых единиц, таких как, отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разным, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика и становление речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями соответствующими им.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность (соотнесение темы с определенной стороной действительности). «Тема нашего внутреннего диалога, писал Выготский, - всегда известна нам. Подлежащее всегда подразумевается».

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении смыслом. Сам же смысл в данном случае понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет и презентирует в сознании слово. Значение в свою очередь есть та часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания. Функционируя и развиваясь в мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя из всевозможных контекстов все новые содержания. Смысл употребляемого слова в результате такой операции обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи и в этом состоит ее главная отличительная особенность – преобладание смысла над значением доведено до высшей точки (знать «Что это», и не обязательно точно «Это» выражать). Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое (глубокое) смысловое содержание. Еще одно особенность внутренней речи – агглютинация – своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее слово обладает как бы двойным смыслом, взятым по отдельности от каждого объединенного в нем слова. Слово во внутренней речи есть «концетрированный сгусток смысла» (Выготский). Внутренняя речь - есть процесс мышления чистыми значениями. То, что она существует и действует при решении задач, было доказано экспериментально. У младших школьников даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание губ зубами) вызвала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме (Соколов А.Н.).

Промежуточное значение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный и момент рядом с говорящим. Особенно она выражена у дошкольников, играющих сами с собой. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает (по Пиаже – эгоцентрическая речь – рудиментарная, результат несоциализированности ребенка).

Т.О., мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятийной.

Годовалые дети имеют богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетанием звуков, соответствующими отдельным словам.

На первых этапах овладения речью слово является для ребенка лишь сигналом, направляющим его ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание друг к другу в определенном отношении и одновременно отличение их от других, внешне сходных с ними объектов. Иначе говоря, происходит их обобщение и анализ, но уже на новом уровне – в их преломлении через опыт общественной практики, который закреплен в значении сответствующего понятия (А.Н.Леонтьев).

На более высоких стадиях речевого развития, когда у ребенка возникает способность понимать и пользоваться связной речью, процессы обучения не только приобретают более развернутую форму, но происходит усложнение и как бы «повышение» их функции. Овладение знаниями становится процессом, который вместе с тем приводит к формированию у ребенка внутренних познавательных действий – действий и операций умственных. А это, в свою очередь, служит предпосылкой для овладения понятиями в их связях, в их движении (Леоньев А.Н.).

1,5-2,5 лет. Дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие (двух-трехсловные), фразы, причем от фраз до составления целых предложений дети прогрессируют довольно быстро. А затем – собственные слова (включатель – и это уже доказательство понимания смысла).

Один из спорных вопросов – является ли речь врожденной? Одни доказательства – дети, выросшие в изоляции.

С другой стороны – высшие животные способны к коммуникации между собой, во многом напоминающей речь людей. Высшие животные понимают речь человека и реагируют избирательно на слова. Речь животных, как и человека, выполняет две функции – коммуникативную и экспрессивную, и в этом состоит их родство.

Приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в усвоении речи.

Жест есть не что иное, как движение, отделенное от своего результата, т.е. не приложенное к тому предмету, на которое оно направлено (например, договориться о совместной деятельности).

Вместе с тем, главная роль в общении переходит от жестов к звукам голоса; возникает звуковая членораздельная речь.

Язык выступает не только как средство общения, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления, также не отделенного еще от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности.

Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений.

Сознательное отражение психологически характеризуется наличием специфического внутреннего отношения – отношения субъективного смысла и значения.

Значение – это то обобщение действительности, которое кристализовано, фиксировано в чувственном носителе его – обычно в слове или словосочетании. Значение – это та форма, в которой отдельный человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом. (Лист бумаги отражается моим сознанием не только как нечто прямоугольное, белое, покрытое линиями. Он отражается именно как бумага. Значение отсутствует в моем сознании: преломляя воспринимаемое или мыслимое, само оно при этом не сознается, не мыслится. Но значение может осознаваться в том случае, если предметом сознания является не означаемое, а именно само значение, как это бывает, например, при изучении языка.)

Итак, психологически значение – это ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания, или даже в форме умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.п.

Смысл – это всегда смысл чего-либо. Не существует «чистых смыслов».Поэтому субъективно смысл как бы принадлежит самому сознаваемому содержанию и кажется входящим в его объективное значение. Хотя смысл и значение кажутся по самонаблюдению слитыми в сознании, оба эти понятия следует различать между собой. Они внутренне связаны друг с другом, но только отношением обратным вышеуказанному; скорее, смысл выражается в значениях (как мотив в целях), а не значение в смыслах.

В некоторых случаях несовпадение смысла и значения в сознании выступает особенно ясно. Можно отчетливо знать, например, то или иное историческое событие, отчетливо понимать значение той или иной исторической даты, но эта историческая дата может вместе с тем иметь для человека разный смысл: один – для юноши, еще не покинувшего школьной скамьи, другой – для того же юноши, вышедшего на поля сражений защищать свою Родину. Знания не изменились. Содержание стало иным, но не как значение, не со стороны знания о нем, а со стороны его смысла для личности; оно приобрело для него новый, более глубокий смысл. Таким образом, личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым объективным явлениям (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики).

Резюме. Язык человека есть сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несет функции передачи информации и введение ее в различные системы связей и отношений. Развитый язык человека является системой кодов, достаточной для того, чтобы передать и обозначить любую информацию даже вне всякого практического действия (вы ведь понимаете, что я хочу сказать, несмотря на то, что мы непосредственно не взаимодействуем).

Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Благодаря слову, мир человека удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он видел. С помощью языка он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые не входили в состав его собственного опыта.

Эту возможность он получает, благодаря обобщенности словесного обозначения (связь с мышлением).

Развитие речи – это развитие, прежде всего, понимания значения слов и придания им смысла.

Вопросы и задания для самопроверки

Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к данному слову в таком же отношении, как и в приведенном образце.

А) Понятие - … (обобщение, отражение, информация, психика, мысль).

Образец: восприятие – чувственный образ.

Б) Понятие - … (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).

Образец – ощущение – живое созерцание.

В) Мышление - … (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).

Образец - представление – активное отражение.

Ученик седьмого класса написал в контрольной: «Паукообразные живут на суше, потому что у них нет жабр».

Учитель нашел ошибочным его суждение. Но как ис­править эту ошибку? Здесь возможны три варианта:

а) Написать правильно: «У них нет жабр, так как они
живут на суше».

б) Написать: «Что от чего зависит — строение орга­нов от среды или, наоборот, выбор среды от строения?

в) Написать: «Не так! Подумай».

Какие из данных вариантов способствуют развитию творчес­кого мышления, гибкости ума?

Почему друзья Колумба не смогли решить простенькую задачу? Каких аналогичных мыслительных усилий требует реше­ние двух последних задач?

а) «В ответ на шутку друзей, заявлявших, что откры­тие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, не­смотря на все их. усилия, яйцо неизменно валилось на бок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания» (Боно Э. де).


ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Природа и функции воображения как познавательного процесса. Своеобразие образов воображения.

2. Виды воображения.

3. Приемы создания образов воображения

4. Индивидуальные различия и развитие воображения

Методические рекомендации по изучению темы

В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения.

Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.

В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.

При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное тече­ние образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).

Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.

Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.

8.1. Природа и функции воображения как познавательного процесса. Своеобразие образов воображения

Что такое воображение? Однажды испытанные ощущения так изменяют нашу нервную организацию, что воспроизведение этих ощущений, их копии возникают в сознании, когда первоначально вызывавшее их внешнее раздражение уже отсутствует. Впрочем, никакое ощущение не может быть воспроизведено в сознании, если оно первоначально не было вызвано прямо раздражением извне.

Когда образы не относятся ни к какому определенному времени и не представляют вполне точной копии какого-либо прежнего восприятия, мы имеем дело с продуктами воображения в собственном смысле слова.

Живость зрительного воображения у различных людей различна. Наши образы минувшего опыта могут отличаться полнотой и отчетливостью или быть неясны, неточны и неполны.

В 1880 г. Гальтон собрал статистические материалы по этому вопросу, что, можно сказать, составило эпоху в описательной психологии «Он обратился к огромному количеству лиц с просьбой описать воспроизведенное представление обстановки, окружавшей их во время завтрака в какое-нибудь утро. Вариации были весьма значительными, и, как это ни странно, оказалось, что в среднем выдающиеся ученые обладают меньшей силой зрительного воспроизведения по сравнению с молодыми, ничем особенно не выдающимися субъектами. (Подробности см.: Гальтон. «Исследование человеческих способностей».)

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.

Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой — образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова, в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти — это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти — сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения — их преобразовать.

Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования.

Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно данному — сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает, прежде всего, известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой — воображения к объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, т.е. тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который, как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала — следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения, как преобразования действительности в сознании, тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения.

Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлёт от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного его порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

Часто встречающиеся в жизни случаи такой игры воображения неоднократно отмечались и художниками. О. Бальзак, например, в «Утраченных иллюзиях» так описывает первое впечатление, которое произвела на героя повести Люсьена ее герои­ня Луиза.

«...Из-под берета буйно выбивались рыжевато-белокурые волосы с золотистым при свете отливом, с пламенеющими на закруглениях локонами. Цвет лица у этой знатной дамы был ослепительный. Серые глаза ее сверкали. Нос был с горбинкой Бурбонов, что сообщало особую огненность продолговатому лицу... Платье, в небрежных складках приоткрываясь на белоснежной груди, позволяло угадывать твердую и красивую линию».

Через 2—3 месяца в Париже, при встрече в театре «Люсьен увидел, наконец, в ней то, чем она была в действительности,— женщину, какую в ней видели парижане: рослую, сухую, веснушчатую, увядшую, рыжую, угловатую, высокопарную, жеманную, притязательную, с провинциальной манерой говорить, а главным образом дурно одетую» (С.Л.Рубинштейн).

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном — а может быть, и бездушном — отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность (С.Л.Рубинштейн).

Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций: прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую и познавательную (рис).

Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельносности людей. Примерами реализации прагматической [функции воображения могут служить:

- переход от фантазии на тему «луч инженера Гарина» к повседневной реальности лазерных лучей, которые нашли применение не только для разрушительных, но и созидательных целей (телекоммуникационные системы связи, медицинская аппаратура);

- групповые поиски решений сложных проблем по технологиям «мозговых штурмов», предполагающим формирование совокупного образа воображения из фрагментов индивидуальных образов воображения, формируемых независимо друг от друга;

- - воспринимаемый населением идеальный имидж конкретного политика (фирмы, страны), формируемый средствами массовой информации, на основе сведений, дозированных по тематике, знаку, объему и по принципу «мало быть хорошим, надо казаться им».

- - заблаговременная мобилизация мышечной энергии у спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям международного уровня.

Психотерапевтическая функция воображен им состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на сознательное формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возни кают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектом. Например, около 30% посадок самолетов с невыпущенными шасси объясняется именно виртуальным представлением бортмеханика о том, что шасси выпущены, а не забыванием их выпустить или халатностью. Будучи уверенным в проделанной операции выпуска шасси, он не контролирует их состояние по (пилотажно-посадочному сигнализатору и игнорирует табло «Выпусти шасси» (зачем перепроверять то, чем уверен?). Во внешнем плане деятельности бортмеханика налицо пропуск штатной рабочей операции, внутреннем же такого пропуска нет - он не делает ту операцию, так как уверен в том, что уже выполнил ее.

Психокоррекционная функция призвана в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состояний управляемых объектов.

Воображение выполняет психотерапевтическую функцию и при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их - в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим видениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом.

Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктахвоображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные цвета, образы (вардулаков и зверей), а другой – яркие и красивые цветы.

8.2. Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений. 3. Фрейд сделал попытку — очень тенденциозную — определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение).

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

Различают также воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

Есть далее основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения — более конкретного и более абстрактного. Различие «конкретного» и «абстрактного» воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами — схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не является при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности,— конструктивное, техническое, научное, художествен­ное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано, сказали мы, с измене­нием действительности, с ее практическим, действенным преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление (вспомним, что все созданное человеком есть реализация мечты человечества).

Но из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместителя действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять (Обломов). Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.

8.3. Приемы создания образов воображения

Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением; оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.

Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных, комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у ее сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и ее сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестер. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.

Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространенной и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к ком­бинированию, т.е. к перемещению или перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и ее значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему. В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идет о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл.

Другим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование — это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы кари­катурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладет Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.; в сказках встречается мальчик с пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребенка особенно поражает, если он представляется как мальчик с пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется.

Образ воображения обычно является наглядным образным носителем какого-то более или менее осознанного замысла. Эта роль замысла или тенденции, порождающей преобразование, проявляется в акцентуировании тех, а не иных черт, подборе при комбинировании или агглютинации таких, а не иных моментов.

Поскольку акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, метонимии, синекдохе, символук слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении. Все средства выразительности (тропы, фигуры и т.п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты — это все приемы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение. Формы воображения сами формируются и преобразуются в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов.

Сновидения - это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку о разов воображения, начало формированию которой было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается и активном взаимодействии во время фазы быстро сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.

Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.

Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.

Последний фактор позволил 3. Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же эта цензура ослабляется, и сознание человека в виде сновидений попадает мозг, что не пропускалось сознанием в период бодрствования. Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более треножный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствия и уверенности.

8.4. Индивидуальные различия и развитие воображения

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характерис­тиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной систе- мы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

- яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений);

- по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);

- по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Считается, что развивать процессы воображения южно, но в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам:

- по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения;

- по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми;

- по уровню детализации построения образов воображения;

- по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми;

- по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида.

У некоторых детей воображение проявляется уже 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи высказывают гипотезу об определенной врожденности воображения. Однако у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения. Это говорит о возможности развивать воображение. Конечно, в реальной жизни не обходится без «сюрпризов». Так, например, А. Эйнштейн в детстве не проявлял высокого уровня воображения. Впоследствии же он разработал ту сферу научного знания, где успех не мог быть достигнут без богатого воображения, - теорию Относительности. Кстати, сам ученый сказал, что больше, чем любой мыслитель, ему в творчестве помог Ф. Достоевский с его безудержной игрой воображения, стремлением ставить своих героев в предельные психологические ситуации.

Но и с позиций этого подхода далеко не все объяснимо. Например, как объяснить тот факт, что человек с первого раза навсегда запоминает вид падающей кометы на темном небосклоне вечернего неба? Заметим, что с астрономией его может связывать не профессиональная деятельность, а лишь скамеечка, и. торой он сидит с любимой девушкой этим вечером.

В основе физиологического подхода лежит физиологическое понятие подкрепления. След в памяти остается благодаря условному рефлексу образок связи между новым и ранее закрепленным образом. При этом обязательным условием образование связи является подкрепление. Подкрепление означает обязательное совпадение новой связи с достижением цели действия.

Явление электрической активности нервной системы лежит в основе физического подхода. Воспринимаемые человеком сигналы, проходя через нейронные сети, вызывают электрические и механические изменения в тормозных и возбудительных синапсах (местах соприкосновения нейронов). Эти изменения лежат в основе механизма памяти. Активация возбудительного синапса вызывает передачу информации к следующему нейрону, активация тормозного блокировку информации. Такой процесс приводит к появлению следов в коре головного мозга - замыканию цепей нейронов.В этих цепях определенное время циркулирует (т.е. хранится) принятая информации

Многое в этом подходе остается тайной. Например, почему при одном и том же уровне сигналом и памяти остаются различные следы?

Наличие врожденной (генетической) памяти представители биохимического подхода объясняют процессами, происходящими в генах. При запоминании информации сигналы внешнего мира вызывают х имические изменения в нервных клетках коры головного мозга, подкорки и мозжечка. Результатом этих изменений нервной ткани являются энграммы, мес тоположение и вид которых соответствуют запоминаемой информации. При этом происходят процессы перегруппировки между основными типами молекул нейронов (молекул РНК - рибонуклеиновых кислот и ДНК - дезоксирибонуклеиноыых кислот), что и определяет характеристики долговременной и кратковременной памяти. Следует отметить, что поиск местоположения энграмм успехом не увенчался

Отдавая дань уважения всем подходам, надо понимать, что познание безгранично и текущие представления о сущности памяти не окончательны. Все подходы необходимо использовать вместе, в комплексе, обогащая знания за счет научной информации, полученной «перекрестным» образом.

Резюме. Воображение – одна из познавательных функций, свойственных только человеку. Способность предвидеть будущее, создавать новое в реальном мире позволяет изменить деятельность, мир. Развитие воображения составляет важную проблему. Дело в том, что воображение не всегда оказывается включено в учебную и производственную деятельность человека. В лучшем случае требуется творческое мышление, но не воображение. Подобная ситуация приводит к неразвитости этой функции у взрослого человека (вспомните полет фантазии у ребенка), и как следствие, обеднение деятельности.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Как можно вообразить то, свидетелем чего не мог быть, или то, чего никогда не было и быть не могло?

2. Ощущение есть субъективный образ объективного ми­ра. Насколько эта характеристика применима к вообра­жению?

3. Что является источником и материалом наших фанта­зий?

4. Обосновать тезис о том, что в любой, даже самой не­сложной деятельности человека присутствует вообра­жение.

5. Всегда ли воображение есть определенный отход от действительности?

6. Почему с помощью воображения бесконечно расширя­ются границы познания человеком действительности?

7. В какой мере творческое воображение необходимо психологу и в чем оно конкретно может выражаться?

8. Вскрыть специфику и взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения. Определить характер связи воображения с трудовой деятельностью человека.

9. Привести примеры влияния фантазии на учебную деятельность.

10. Дать объяснение того, что воображаемая картина смертельной опасности вызывает у человека изменение пульса, дыхания.

11. Раскрыть связь воображения с интуицией.

12. Назвать качества личности, в которых проявляется развитое, ярко выраженное воображение.

Заполнить пропущенные слова.

а) Психический процесс создания нового в форме об­раза, представления или идеи называется....

б) Процесс воображения свойствен только....

в) Образы… служат основой воображения.

г) «Мечта —…, направленное на будущее, па перс­пективы жизни и деятельности человека».

д) «Воображение есть не что иное, как процесс...отражения действительности».

е) Главная функция воображения состоит в....того,
что еще не существует.

ж) «Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без...»

З) «Человек с богатым... легко увлекается новыми
идеями и делами, он инициативен, изобретателен в решении... задач».

и) При всей многогранности творческого процесса во­ображение занимает в нем... место.

к) Вдохновение — состояние высшего подъема в...

Какие из данных суждений характеризуют идеалисти­ческое, а какие — материалистическое понимание воображения и творчества?

а) Воображение — это специфическое отражение того что было в опыте человека.

б) Воображение — это психическая деятельность, в
которой проявляются внутренние, субъективные переживания человека, его чувства, стремления, мечты.

в) Фантазия спонтанно зарождается в человеке как внутренняя духовная сила, как проявление состояния его
души.

г) Воображение — это психический процесс отражения реальной действительности, но в иных связях и сочетаниях.

д) Творчество есть волевой акт, вызывающий бытие
из небытия.

е) «Творчество — это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или ду­ховной культуры» (Спиркин А.Г.).

Из данных понятий построить логический ряд так, что­бы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующему.

а) Воображение, мечта, психика, творческое вообра­жение, отражение, новые образы.

б) Грезы, психика, преднамеренное воображение, от­ражение, воображение, пассивное воображение.

В каком из следующих отношений находятся понятия: «воображение» (а) и «мышление» (б), «воображение» (а) и представление» (б), «воображение» (а) и «па­мять» (б), «воображение» (а) и «опережающее отражение» (б), «воображение» (а) и «фантазия» (б), «вообра­жение» (а) и мечта» (б), «творческое воображение» (а) и «интуиция» (б), «воображение» (а) и «личность» (б), «воображение» (а) и «деятельность» (б), «воображение» (а) и «творчество» (б), «фантазия» (а) и «романтика» (б), «одухотворенность» (а) и «прозаичность» (б)?

Из указанных в скобках слов выбрать те, которые нахо­дятся к данному слову в таком же отношении, как и в приведен­ном образце.

а) Воображение —... (идеальное, инстинктивное,
объективное, рефлекторное).

Образец: Возбуждение коры мозга — физиологическое.

б) Фантазия —... (активное, интуитивное, условно
рефлекторное, вторичное).

Образец: Цель деятельности — опережающее отра­жение.

в) Творчество —... (духовное, субъективное, вещест­венное, безусловно рефлекторное, первичное).

Образец: Понятие — идеальное.

На основе данных высказываний раскрыть отражатель­ную природу воображения, показать его место и роль в познании и творческой деятельности.

а) В самом простом обобщении, в элементарней­шей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек
фантазии, (...нелепо отрицать роль фантазии и в самой
строгой науке...).

б) «Фантастические представления взяты из действи­тельности, а самые верные представления о действительности по необходимости оживляются дыханием фантазии»
(И. Дицген).

в) Для творчества необходимо обеспечение большего
простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии.


ГЛАВА 9. Познание природы – путь к выживанию цивилизации*

Познание природы и жизни - наша первейшая задача. На ее решение направлены все усилия и вся воля человечества, и чем дальше, тем плодотворнее становятся эти усилия. За последние десятилетия нам удалось расширить и углубить наши знания о природе больше, чем за столько же столетий в прошлом.

Окружающая среда по отношению к человеку объек­тивна, но она органично связана с ним, неотделима от него.

Окружающая человека среда (экосистема) полагает, прежде всего, мир природы, состоящий из животных, рас­тений, естественных объектов. Человек физически и ду­ховно связан с природой, является ее частью. Чтобы жить и развиваться, он вынужден снова и снова вступать в от­ношения (обмен) с природой, осваивать предметный мир. Природа с ее системной организованностью, закономер­ностями строения, функционированием и развитием в данном случае становится источником и средством жиз­ни человека и человечества. Но природа и среда обита­ния не совпадают. Природа существовала до человека. Она вечна. Среда обитания в отличие от природы возни­кает вместе с человеческим родом. Исторически меняют­ся лишь ее качества, структура, удельный вес компонен­тов.

В отличие от Гегеля мы знаем, что законы окружающего мира не могут быть получены никаким другим способом, кроме как из опыта. В построении системы физических понятий могут принимать участие и различные чисто умозрительные точки зрения, но о том, соответствуют ли друг другу установленные законы и построенная из

них логическая система понятий, в состоянии судить только опыт. Иногда идея впервые возникает в области чистого мышления, как это было, например, с идеей атомистики Демокрита, тогда как существование атомов было доказано экспериментальной физикой лишь через две тысячи лет. Иногда опыт опережает, и под его влиянием разум вырабатывает умозрительную точку зрения. Так под сильным воздействием эксперимента Майкельсона было устранено глубоко укоренившееся представление об абсолютном времени, и Эйнштейн смог сформулировать идеи специальной теории относительности.

Тот же, кто вопреки этому отрицает, что законы окружающего нас мира происходят из опыта, должен утверждать, что помимо дедукции и опыта существует некий третий источник познания.

В действительности философы утверждали (классическим представителем этих взглядов был Кант), что помимо логики и опыта мы априори обладаем еще некоторым знанием о действительности. При этом априорность выступает не больше и не меньше как основополагающая установка или как выражение некоторых необходимых предпосылок мышления и опыта. Но границу между тем, чем, с одной стороны, мы обладаем априори, а с другой стороны, тем, для чего необходим опыт, мы должны проводить не так, как это делал Кант; Кант сильно переоценивал роль априорного и объем этого понятия. Во времена Канта можно было думать, что существовавшие тогда представления о пространстве и времени обладают такой же степенью общности и так же непосредственно связаны с действительностью, как, например, представления о числе, упорядоченности и величине, которые мы постоянно и привычно используем в математических и физических теориях. При таком подходе теория пространства и времени, в частности геометрия, должна быть чем-то таким, что так же, как и арифметика, предшествует всему естествознанию. Но от точки зрения Канта отказались еще до того, как этого потребовало развитие физики, в частности Риман и Гельмгольц, причем с полным основанием, ибо геометрия есть не что иное, как та самая часть общей физической системы понятий, которая отображает возможные взаимосвязи между положениями твердых тел в мире реальных вещей.

Еще Галилей сказал: "Понять Природу может лишь тот, кто знает язык, на котором она говорит с нами и его письмена; язык же ее - математика, письмена - математические фигуры". Канту принадлежит следующее высказывание: "Я утверждаю, что в каждой области естествознания собственно науки, столько, сколько в ней математики". И действительно, любой естественнонаучной теорией мы не овладеваем до тех пор, пока не выделим в ней математическое ядро и не раскроем его полностью. Без математики невозможны современная астрономия и физика; эти науки в своих теоретических частях растворяются в математике. Помимо них существуют также многочисленные другие приложения, снискавшие благодаря математике признание - в той мере, в какой широкая публика использует математику.

Связь людей с природой — одна из сторон их воспро­изводства. Вместе с тем в результате их взаимодействия образуется система общественных отношений, т. е. об­щество, в рамках которого и благодаря которому форми­руется социальная среда обитания. Люди (общества), вступая в отношения с природой, создают производство, преобразуют (опредмечивают) своей деятельностью «вторую природу», творят искусственную сферу, включая и техносферу. Тем самым создается мир материальной культуры, который нельзя сводить к системе социальных отношений. Ибо мир материальной культуры — это каче­ство (уровень) развития окружающей человека среды.

Диалектика здесь такова: человек повседневно вклю­чается в среду обитания и потому существенно влияет на ее характер. В свою очередь, деятельность и поведе­ние человека во многом предопределяется характером той окружающей среды, в которой он живет.

В окружающей среде все ее составляющие (почва, воз­дух, вода) взаимосвязаны. Например, человек, производя необходимые для жизни продукты питания, по необходи­мости вынужден создавать и осваивать сельскохозяй­ственные угодия. Одновременно он должен уничтожать леса, являющиеся средоточием скопления и сохранения влаги. По мере возвышения потребностей человек интен­сифицирует сельское хозяйство, истощая почвы. Уничто­жение лесов и обработка почвы повышает в атмосфере содержание углекислого газа, что ведет к увеличению средней глобальной температуры воздуха у земной по­верхности, т. е. к потеплению. В результате в природе образуются антропогенные (вызванные действиями че­ловека) нагрузки. Природа с ними справляется, но лишь в определенных пределах, пока сохраняется мера. За пре­делами этой меры в биосфере наступают иные качествен­ные изменения.

Но в мире природы живет и действует человек, кото­рый наделен разумом, чтобы понимать, и волей (актив­ностью), чтобы созидать. Деятельность человека целе­сообразна. Она (эта деятельность) многократно усили­вается все


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: