Федерация не является единственным возможным случаем реализации федеративных отношений в государственном устройстве

Наряду с федерациями Д. Элейзер определяет следующие формы реализации принципа федеративных отношений в отношениях между регионами и (или) государствами.

Конфедерация (тесный, официально оформленный с помощью договора союз независимых государств, сохраняющих при этом свой суверенитет и верховенство своей юрисдикции).

Федерализм (наличие государственных образований, обладающих автономией, аналогичной той, которая есть у субъектов федерации, но не имеющих права на полноценное участие в процессе принятия общенациональных решений).

Ассоциированная государственность (независимое, международно-признанное государство, находящееся в официально подтвержденной ассоциации с более крупным государством, что обычно подразумевает выполнение более крупным государством определенных полномочий в отношении ассоциированного государства — оборона, единое гражданство и пр.; США с некоторыми их бывшими владениями в Карибском море и на Тихом океане.

Квазифедеративные формы, к числу которых относятся:

Уния. Она возможна на уровне как межгосударственных, так и внутригосударственных отношений. В первом случае уния понимается как форма союза между государствами, не предполагающая создание конфедерации и ограниченная договоренностями о тесном взаимодействии по отдельным вопросам, таким, как внешняя политика, международные экономические отношения и др. Обычно подразумевается вхождение в унию двух государств или очень ограниченного их числа. Возможно наличие в рамках унии общих органов власти с некоторыми ограниченными полномочиями (Франция и Монако, Италия и Сан-Марино, Швейцария и Лихтенштейн).

Во втором случае обычно рассматривается режим личной унии, когда один и тот же монарх является правителем двух и более государственных образований, ныне представляющих единое целое, но сохраняющих исторические различия (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

· Лига (форма межгосударственного союза, созданного для решения определенных общих задач (например, оборона) или на основе историко-географической и (или) этнокультурной общности; обычно в состав лиги входит значительное число государств, возможно - не один десяток).

· Кондоминиум (совместное владение двумя и более государствами одной территорией) - княжество Андорра, главами которого являются президент Франции и епископ Урхельский (Испания).

· Конституциональная (конституционная) регионализация (децентрализация унитарного государства без его превращения в федерацию - Италии).

· Конституциональное (конституционное) самоуправление (развитие регионального самоуправления, выборность региональной власти в унитарном государстве как результат развития местного самоуправления - Японии).

Признаки федерации:

1. Главный признак федерализма, который обязателен для любой федерации, - это вертикальное разделение властных полномочий между общенациональных и первым субнациональным (региональным) уровнями. Этот признак подробно раскрывается У. Райкером:

• два уровня власти осуществляют полномочия в отношении одной территории и населения;

• каждый из уровней имеет хотя бы одну автономную область действий;

• существуют гарантии автономии каждого из уровней в его собственной сфере [Riker, 1964].

2. Способ легитимации и связанный с ним генезис органов власти первого субнационального уровня. Источником власти является местное сообщество, т.е. региональная власть формируется в результате всенародных выборов или хотя бы на основе решений, принимаемых местными элитами.

3. Наличие "палаты регионов " в составе национального парламента или хотя бы квотирование регионалъного представительства в однопалатном парламенте. Этот признак важен, поскольку реализация принципов непосредственного регионального участия в процессе принятия общенациональных решений имеет огромное значение для федерации.

4. Прочие признаки федеративного государства можно признать вторичными: они характерны для многих федераций, но не объясняют суть явления. Например, говорят, что федерация делится на субъекты, что субъекты федерации могут иметь права на учредительную власть (принятие собственных конституций). Признаются возможными самостоятельная судебная и правовая система субъектов федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: