Классификация федераций

Современные федерации можно группировать по ряду дифференцированных признаков:

По способу образования:

· Договорные: если федерация формируется снизу вверх на основе соглашения между входящими в нее регионами, то такую федерацию можно назвать договорной (США, Швейцария. Танзания, ОАЭ) Как правило, в договорных федерациях, субъекты отличаются более высоким уровнем политической автономии.

· Конституционные федерации формируются при сильном влиянии центральных властей на основе Конституции (Германия, Индия, Пакистан, Мексика) Различия между договорными и конституционными федерациями в значительной мере условны, так в Бельгии федерация была окончательно утверждена внесением изменений 93г., однако до этого были договоренности длившиеся около 2х тысячелетий.

Различают федерации по симметричному ассиметричному признаку:

· Симметричные – однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов. Обычно они возникают снизу на основе союза гос-в.

· Ассиметричная – более стабильна. Субъекты не обладают равноправием и однородностью. Может представлять собой адекватный ответ на объективные различия между субъектами. В случаях серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред и способствовать территориальной дезинтеграции гос-ва. К тому же идеальных симметричных федераций нет, поскольку даже конституционно - симметричные федерации имеют ту или иную скрытую ассиметрию. Наиболее часто она проявляется в наиболее представительном регионе верхней палаты (Представительство ФРГ в Бундесрате)

Подходы к выделению Субъектов федерации:

ПО АТД:

· Существуют территориальные Федерации, где не предполагается при выделении субъекта, учета этнического фактора. (США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия. Также к их числу можно отнести Германию и Австрию, Малайзию и ОАЭ, Микронезию, Коморские острова, Сент-Китгс и Невис).

· Этнические - границы федераций совпадают с субъектами этноса (Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория). Оба эти подхода не стоит идеализировать, каждый используется с учетом конкретной ситуации. Так территориальный подход может вызвать излишнюю централизацию и игнорирование прав этнических общностей. С другой стороны акцентирование, приводя к этническому фактору, может подорвать единство федераций, мощной политизацией страны (Нигерия, Швейцария).

· Смешанная форма. (Канада, Швейцарии, Ирак, Судан).

Подход к формированию второй палаты (Танзания, Венесуэла, ОАЭ) – нет признаков Федерации.

По степени дробности политико-административной структуры:

· Двусубъектные – наименее устойчивые, поскольку каждый субъект оказывается близок формату независимого гос-ва. (Танзания, Босния-Герц, Сербия, Черногория, Пакистан и Чехословакия – не смогли долго существовать в таком формате и распались. Камерун и Эфиопия перешли от двусубъектности к унитаризму).

· Небольшое число субъектов федераций. Так же не характерно для современных федераций. Бельгия и Коморские острова по 3 субъекта. Пакистан и Микронезия по 4.

· Большинство Ф относятся к числу полесубъектных, здесь риски распада ниже, поскольку субъекты Ф обычно не велики и прочнее связаны друг с другом. Менее 10 субъектов Ф (Австрия, Австралия, ОАЭ, Эфиопия) Германия – 16. Ф являются наиболее дробными (Пр. в Венесуэле 22 штата, 26 – Бразилия, 31 – Мексика, Швейцария – 23 кантона, Судан – 26, Индия – 28, Нигерия – 36. США – 50).

В К определены принципы российского федерализма:

  1. Принцип государственной и территориальной целостности, (ст.4 п3)
  2. Принцип неделимости российского суверенитета и верховенства федерального законодательства. (ст.4) В соответствии со ст 4 п 2 К РФ и ФЗ верховенство имеют на всей терр страны. (ст. 15 уточняет)
  3. Принцип равноправия S РФ. (Ст 5).Выполнение этого принципа возможно только в ограниченных масштабах. Не стоит смешивать с абсолютным равенством и единообразия регионов, которое практически недостижимо.
  4. Принцип единства государственной территории. Деление Р на S не означает создание каких-то барьеров между ними. (Ст 8 п1 +ст74)
  5. Принцип единства гос. власти. Как в любом фед гос-ве власть в Р функционирует на 2 h – фед и рег. При этом фед и рег власть- единая гос-ая власть, разделенная на функциональные h. Это подразумевает и определенную иерархию в отношениях между рег и фед властями.
  6. Принцип разграничения полномочий. Предметы ведения и полномочия делятся в Р между фед и рег h власти. (ст 71,72,73)
  7. Принцип автономии рег и местной власти. Предполагает, что в рамках своих полномочий рег и местная власть обладает самостоятельностью. М.С при этом отделено от гос власти. Рег власть, являясь гос-ой властью 2 h, пользуется своими полномочиями, установленными в соответствии с моделью разграничения полномочий. Т.е там, где не урегулировано ц, рег власть самостоятельна.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: