Российская модель ограниченного федерализма

Федеративный характер ТГС в России обеспечивается прежде всего за счет особенностей баланса эконом власти и способа разграничения полномочий между центром и регионами, который является отличительным признаком федераций. Однако существенное смещение баланса политико-административной власти в сторону центра, которое произошло с переходом к «мягкому» назначению губернаторов с начала 2005 г. позволяет говорить только об ограниченном федерализме. Речь идет именно о российском варианте. который в настоящее время может рассматриваться в качестве уникального.

Историческая неустойчивость модели – особенность.

Определяется 2мя парадоксами:

· Парадокс этнокультурной неоднородности. С одной стороны. в России абсолютно по преобладают русские. С другой стороны, на территории России в силу особенностей политических границ бывшего СССР находятся ярко выраженные этнокультурные периферии.

· Парадокс «большого пространства». Россия обладает уникально большой, хотя в неравномерно заселенной территорией. С одной стороны, это влечет за собой развитие локальных идентичностей, слабые коммуникационные связи между территориями, а следовательно, значительный потенциал для развития самоуправления. С другой стороны. проблема контроля нал обширными пространствами на протяжении нескольких веков задавала мощный вектор централизации.

Баланс политико-административной власти в России характеризуется выраженной централизацией, которая идет поэтапно с 2000 г.. после короткого периода максимальной децентрализации 1996-1999. пик – 2005 г с отменой губернаторских выборов.

Российский бикамерализм, несмотря на отсутствие прямых выборов членов СФ, формально соответствует стандартам децентрализованных государств. Однако на практике в последние годы принцип фактического регионального представительства в СФ подменен принципом «найма регионами столичных лоббистов.

В новой ситуации относительная сбалансированность отношений «ц-р» обеспечивается, помимо выборов рег ЗС и подбора региональными сообществами влиятельных патронов на федеральном уровне, с помощью выборного МС.

Баланс идеологической власти в России явно смещен в сторону центра. В соответствии с нашей классификацией российская ситуация может быть охарактеризована как невыраженный регионализм. Слабость регионализма и периферийного национализма пока еще сочетается с аморфным характером центральной идеологической власти в целом.

Баланс экономической власти в России пока отличается существенной децентрализацией, т.е.доминирование центра сочетается с довольно большими возможностями регионов. Среди всех рассматриваемых типов власти экономическая власть оказывается в России наименее централизованной.

В то же время баланс экономической власти является не вполне устойчивым в связи с частыми изменениями в сфере совместного ведения (обычно в пользу центра) из перераспределением налоговой базы. Не менее важен и тот факт, что между регионами существуют огромные социально-экономические различия, что влечет за собой их заметную, а в ряде случаев тотальную зависимость от федерального центра и его финансовой помощи.

В условиях снижения интереса граждан к политике и роста доверия к властям, типичных для начала ХХI в.. политическая культура России трансформируется в пассивную культуру «наблюдателей», которая наиболее характерна для азиатских гос-в. На практике это позволило сделать российский федерализм ограниченным, не вызван серьезного протеста со стороны общества.

Внутренние факторы, влияющие на отношения «ц-р»:

  • Социально-экономические факторы - сохранение огромных рег диспропорций и общего отставания России от экономически более развитых стран.
  • Этнокультурные факторы - постепенное снижение доли русского населения, увеличение мусульманского населения. Этот фактор будет способствовать росту неустойчивости в отношениях центра с этническими перифериями.

Внешние факторы:

  • Геополитические факторы.
  • Геоэкономический фактор (внутри-российские эки диспропорции, которые могут вести как к росту сепаратистских настроений в богатых регионах так и стремление бедных регионов решить свои проблемы за счет союзов с другими, более успешными государствами. Разрушительное для страны действие геоэкономических факторов ослабляют особенности российской географии - богатые регионы обычно имеют анклавное положение.
  • Геокультурные факторы способны стимулировать эрозию баланса Речь идет о влиянии исламского фактора и тенденциях к трансграничной интеграции мусульманского сообщества, которые могут привести к увеличению этнокультурной и политической дистанции между центром и мусульманскими регионами.

Российская модель ограниченного федерализма является пока ситуативной. Современное смещение баланса политических отношений» в сторону центра закономерно и еще не означает дисбаланс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: