Слагаемые политического ресурса корпораций

Политическая ресурс корпорации не всегда постоянен, он складывается из след факторов:

1. экон вес и экон роль корпорации и корпоративного сектора в целом в национальной экономике. В РФ эк отсталость и кризисное состояние целого ряда отраслей à вынуждающими власти идти на конструктивные взаимодействия с ними и допускать их к прямому участию в выработке и принятии соц-эк решений.

2. «человеческий капитал», аккумулирующий политический вес ее «участников»: население поселков районов и целых городов, если предприятие градообразующие. Даже в случае полной политической пассивности персонал компании так или иначе воздействует на политическое поведение и позиции тех, кто непосредственно формулирует и артикулирует требования корпорации к властям. Способность влиять на социально-экономическую и политическую обстановку территорий.

3. социальный бэкграунд топ-менеджеров. О_о И что это?

4. распределение собственности как в отдельных компаниях, так и в корпоративном секторе в целом. О приватизации – приватизация не совсем оф, быстрое обогащение, были опасения все потерять. Чтобы не потерять – нужно быть управленцем. Ходорковский – это не деньги в кошельке, а скорее право на управление. Монопольное положение крупных собственников закрепляет монопольное положение управленцев. Если 1 может быть оспорено, то второе нет.

5.Создается слой профессиональных управленцев-собственников. С помощью льготных схем распредяются пакеты акций (н-р газпром – 1500 управленцев) всего около 100 000. наиболее крупные управленцы-собственники совершенно сознательно стремятся создать, и создать как можно быстрее, такой класс, с тем чтобы и в экономическом, и в политическом, и в социальном планах ощущать себя органической частью сообщества, на профессионализме и знаниях которого буквально держится экономика страны и которое уже невозможно ни устранить, ни заменить, ни превратить в послушное орудие власть предержащих.

6. административный ресурс - личные, неформальные связи высшего менеджмента и полномочных представителей государственной власти на самых разных уровнях. Иногда этот ресурс самый большой. Но этот адм ресурс легко потерять. Важным моментом, усиливающим роль административного ресурса, является его прямое проникновение в исполнительную власть, сращивание с ее наиболее значимыми ведомствами, включая аппараты Белого дома и Кремля. Одной из наиболее распространенных форм этого сращивания является переход ряда ключевых фигур из бизнеса во власть и обратно: Р. Абрамович, А. Чубайс, Б. Федоров, П. Авен, С. Дубинин, В. Сурков, М. Лесин — это лишь отдельные самые громкие имена из длинного списка бизнесменов-политиков и политиков-бизнесменов.

Специфически российской формой постоянного общения лидеров «большого бизнеса» и высших должностных лиц правительства и администрации президента является участие этих последних в советах директоров компаний, имеющих ту или иную долю государственной собственности («Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКОЙЛ» (до 2005 г.), «Алроса», «Аэрофлот», «Транснефть» и многие другие). Практически все высшие чиновники социально-экономических ведомств, а также многие из руководителей аппаратов президента и правительства являются членами, а нередко и председателями советов директоров таких компаний.

7. пиаровский ресурс корпораций, их способность устанавливать полезные связи с политическими и общественными кругами и прессой (включая и создание собственных СМИ), поднимать имидж компании и ее руководства. Современный топ-менеджер, если он рассчитывает соответствовать требованиям, предъявляемым ему российской действительностью, обязан сочетать в себе качества и профессионального управляющего, и эффективного пиарщика, и, что не менее существенно, политического деятеля. Гуцериев- «сегодня президент "Славнефти" —должность скорее политическая». «ЛУКОЙЛ» В. Алекперов в одном из интервью, данном в 1998 г., подчеркнул: «Я был бы нечестен, если бы сказал, что не занимаюсь политическими вопросами, иначе я поставил бы под удар группу "ЛУКОЙЛ", акционеров и не смог бы оградить их от политических потрясений».

Дело ЮКОСа – показатель изм отношений власти и бизнеса.

8. роль их внешних, международных, позиций и связей.

К «внимательному» отношению к бизнес-элите высшее политическое руководство побуждают наличие у корпораций и бизнес-сообщества в целом многомиллиардных сумм на счетах зарубежных банков, а также быстро растущий объем коммерческих, производственных и иных ресурсов, разбросанных по всему миру. Все эти ресурсы не обязательно могут быть использованы в интересах российской экономики, и уже сама, пусть и весьма отдаленная, гипотетическая возможность перехода даже небольшой их части под контроль «нерезидентов» заставляет власти принимать корпоративный капитал всерьез и считаться с его интересами.

9. способность наиболее влиятельных структур согласовывать свои действия друг с другом как на отраслевом и региональном, так и, особенно, на общефедеральном уровне. Специфической чертой такой согласованности действий является также изменение характера взаимодействия корпораций и власти, которое начинает обретать качественно иные формы и содержание.

Заслуживает особого внимания тот факт, что в последние годы произошло существенное укрепление организационно-политических связей между наиболее влиятельными игроками корпоративного бизнеса. В конце 2000 г. было создано бюро РСПГТ, фактически возглавившее эту организацию, в состав которой вошли в основном представители корпоративного бизнеса. В 2001 г. с приходом Е. Примакова на пост президента Торгово-промышленной палаты общие позиции бизнеса укрепились и по этой линии. Но между корпорациями слишком много противоречий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: