Тема №1. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся патологическим анализом мочи

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Ставропольская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Утверждаю

зав. кафедрой

внутренних болезней №1

с курсом поликлинической

терапии А.В. Ягода

«___» _____________ 200__

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

6 курса специальности «лечебное дело»

по учебной дисциплине «внутренние болезни»

ТЕМА №1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ МОЧИ

ЗАНЯТИЕ №3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕНИЙ ПОЧЕК ПРИ СИСТЕМНЫХ И МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Обсуждена на заседании

кафедры внутренних болезней №1

с курсом поликлинической терапии

«___» _____________ 200__

Протокол №___

Методическая разработка составлена

Знаменской И.А.

г. Ставрополь, 200__

Тема №1. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся патологическим анализом мочи

Занятие №3. Дифференциальная диагностика и лечение поражений почек при системных и метаболических заболеваниях

Учебные вопросы занятия:

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных васкулитах;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при метаболических заболеваниях (сахарный диабет, подагра);

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при хронической алкогольной интоксикации;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при гемобластозах и злокачественных новообразованиях;

- принципы дифференцированной терапии поражения почек при системных и метаболических заболеваниях. Особенности терапии основного заболевания при присоедине­нии поражения почек.

Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных васкулитах;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при метаболических заболеваниях (сахарный диабет, подагра);

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при хронической алкогольной интоксикации;

- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при гемобластозах и злокачественных новообразованиях;

- принципы дифференцированной терапии поражения почек при системных и метаболических заболеваниях. Особенности терапии основного заболевания при присоедине­нии поражения почек.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

- лекарственные и токсические поражения почек;

- поражение почек при бактериальных, протозойных и паразитарных заболеваниях.

Перечень изучаемых заболеваний и состояний:

- системные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, системная склеродермия, синдром Шегрена, ревматоидный артрит, дерматомиозит и полимиозит, антифосфолипидный синдром);

-системные васкулиты (тромбоцитопеническая пурпура, синдром Черджа-Стросса);

- метаболические заболевания (сахарный диабет, подагра);

- хроническая алкогольная интоксикация;

- гемобластозы (лейкозы, гематосаркомы).

Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии – терапевтическое отделение ГУЗ СККЦ СВПМ.

Материально-лабораторное обеспечение:

- учебные таблицы;

- наборы рентгенограмм почек;

- наборы ультразвукового исследования почек;

- наборы компьютерных томограмм;

- набор допплерограмм;

- наборы заключений пункционной биопсии почек;

- наборы тестовых заданий;

- наборы ситуационных задач.

Учебные и воспитательные цели:

А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики поражений почек при системных и метаболических заболеваниях, изучить дифференциально-диагностические признаки данных нозологических единиц, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.

Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен

ЗНАТЬ:

- причины, механизм возникновения, дифференциально-диагностические признаки поражении почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах;

- алгоритм дифференциальной диагностики данных заболеваний, сопровождающихся поражением почек;

- этиологию, патогенез, клинику и диагностику системных и метаболических заболеваний и состояний, сопровождающихся поражением почек;

- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования почек при системных и метаболических заболеваниях;

- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих при поражении почек на фоне системных и метаболических заболеваниях.

УМЕТЬ:

- провести физикальное обследование больного и выявить основные признаки поражения почек при системных и метаболических заболеваниях;

- установить и обосновать клинический диагноз системных и метаболических заболеваний, сопровождающихся поражением почек;

- составить план обследования больного с поражением почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах;

- оказать неотложную помощь при состояниях сопровождающихся поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;

ВЛАДЕТЬ:

- методами общеклинического обследования терапевтического больного;

- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;

- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) при поражении почек при системных и метаболических заболеваниях;

- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при состояниях сопровождающихся поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики поражений почек при системных и метаболических заболеваниях;

- способностью и готовностью устанавливать признаки поражения почек при метаболических и системных заболеваниях соединительной ткани, используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;

- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления поражения почек при метаболических и системных заболеваниях соединительной ткани используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;

способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;

- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.

- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики поражения почек при метаболических заболеваниях и системных заболеваниях соединительной ткани;

- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;

- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;

- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- о лекарственных и токсических поражениях почек, поражениях почек при бактериальных, протозойных и паразитарных заболеваниях.

Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):

- нормальная анатомия: строение нефрона;

- нормальная физиология: основные функции почек в норме;

- патологическая физиология: нарушение функции почек метаболических заболеваниях и системных заболеваниях соединительной ткани;

- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования почек;

- факультетская терапия: поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах и злокачественных новообразованиях.

Рекомендуемая литература:

основная:

1. Внутренние болезни: учебник / Под ред. С.И. Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхтова. – СПб., 2001.

2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2004.

3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева. – 1-е изд. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2001.

5. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

6. Внутренние болезни: учебник / Под ред. В.И. Маколкина, С.И. Овчаренко. – 5-е изд. – М: Медицина, 2005.

дополнительная:

1. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И. Н. Денисова, Ю. Л. Шевченко. – М., 2003.

2. Бородина, Л.В. Хроническая почечная недостаточность. Учебно-метод. Пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Г.П.Никулина и др. – Ставрополь: СтГМА, 2007.

3. Острый гломерулонефрит, нефротический синдром: учебно-методическое пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Ф.Т. Малыхин и др. – Ставрополь: СтГМА, 2008.

4. Острый гломерулонефрит, нефротический синдром: учебно-методическое пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Ф.Т. Малыхин и др. – Ставрополь: СтГМА, 2004.

5. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В.П. Померанцев. – М., 2001.

Методические рекомендации по выполнению программы занятия:

- ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;

- восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;

- проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);

- проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;

- выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).

Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: