Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
Ставропольская государственная медицинская академия
Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Утверждаю
зав. кафедрой
внутренних болезней №1
с курсом поликлинической
терапии А.В. Ягода
«___» _____________ 200__
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
6 курса специальности «лечебное дело»
по учебной дисциплине «внутренние болезни»
ТЕМА №1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ МОЧИ
ЗАНЯТИЕ №3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ПОРАЖЕНИЙ ПОЧЕК ПРИ СИСТЕМНЫХ И МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Обсуждена на заседании
кафедры внутренних болезней №1
с курсом поликлинической терапии
«___» _____________ 200__
Протокол №___
Методическая разработка составлена
Знаменской И.А.
г. Ставрополь, 200__
Тема №1. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся патологическим анализом мочи
Занятие №3. Дифференциальная диагностика и лечение поражений почек при системных и метаболических заболеваниях
Учебные вопросы занятия:
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных васкулитах;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при метаболических заболеваниях (сахарный диабет, подагра);
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при хронической алкогольной интоксикации;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при гемобластозах и злокачественных новообразованиях;
- принципы дифференцированной терапии поражения почек при системных и метаболических заболеваниях. Особенности терапии основного заболевания при присоединении поражения почек.
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при системных васкулитах;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при метаболических заболеваниях (сахарный диабет, подагра);
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при хронической алкогольной интоксикации;
- дифференциально-диагностические признаки поражения почек при гемобластозах и злокачественных новообразованиях;
- принципы дифференцированной терапии поражения почек при системных и метаболических заболеваниях. Особенности терапии основного заболевания при присоединении поражения почек.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
- лекарственные и токсические поражения почек;
- поражение почек при бактериальных, протозойных и паразитарных заболеваниях.
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
- системные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, системная склеродермия, синдром Шегрена, ревматоидный артрит, дерматомиозит и полимиозит, антифосфолипидный синдром);
-системные васкулиты (тромбоцитопеническая пурпура, синдром Черджа-Стросса);
- метаболические заболевания (сахарный диабет, подагра);
- хроническая алкогольная интоксикация;
- гемобластозы (лейкозы, гематосаркомы).
Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии – терапевтическое отделение ГУЗ СККЦ СВПМ.
Материально-лабораторное обеспечение:
- учебные таблицы;
- наборы рентгенограмм почек;
- наборы ультразвукового исследования почек;
- наборы компьютерных томограмм;
- набор допплерограмм;
- наборы заключений пункционной биопсии почек;
- наборы тестовых заданий;
- наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели:
А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики поражений почек при системных и метаболических заболеваниях, изучить дифференциально-диагностические признаки данных нозологических единиц, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
- причины, механизм возникновения, дифференциально-диагностические признаки поражении почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах;
- алгоритм дифференциальной диагностики данных заболеваний, сопровождающихся поражением почек;
- этиологию, патогенез, клинику и диагностику системных и метаболических заболеваний и состояний, сопровождающихся поражением почек;
- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования почек при системных и метаболических заболеваниях;
- основные принципы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях, возникающих при поражении почек на фоне системных и метаболических заболеваниях.
УМЕТЬ:
- провести физикальное обследование больного и выявить основные признаки поражения почек при системных и метаболических заболеваниях;
- установить и обосновать клинический диагноз системных и метаболических заболеваний, сопровождающихся поражением почек;
- составить план обследования больного с поражением почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах;
- оказать неотложную помощь при состояниях сопровождающихся поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;
ВЛАДЕТЬ:
- методами общеклинического обследования терапевтического больного;
- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;
- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) при поражении почек при системных и метаболических заболеваниях;
- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при состояниях сопровождающихся поражением почек при системных и метаболических заболеваниях;
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики поражений почек при системных и метаболических заболеваниях;
- способностью и готовностью устанавливать признаки поражения почек при метаболических и системных заболеваниях соединительной ткани, используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления поражения почек при метаболических и системных заболеваниях соединительной ткани используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.
- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики поражения почек при метаболических заболеваниях и системных заболеваниях соединительной ткани;
- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
- о лекарственных и токсических поражениях почек, поражениях почек при бактериальных, протозойных и паразитарных заболеваниях.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
- нормальная анатомия: строение нефрона;
- нормальная физиология: основные функции почек в норме;
- патологическая физиология: нарушение функции почек метаболических заболеваниях и системных заболеваниях соединительной ткани;
- пропедевтика внутренних болезней: методы исследования почек;
- факультетская терапия: поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, метаболических заболеваниях, хронической алкогольной интоксикации, гемобластозах и злокачественных новообразованиях.
Рекомендуемая литература:
основная:
1. Внутренние болезни: учебник / Под ред. С.И. Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхтова. – СПб., 2001.
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева. – 1-е изд. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2001.
5. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
6. Внутренние болезни: учебник / Под ред. В.И. Маколкина, С.И. Овчаренко. – 5-е изд. – М: Медицина, 2005.
дополнительная:
1. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И. Н. Денисова, Ю. Л. Шевченко. – М., 2003.
2. Бородина, Л.В. Хроническая почечная недостаточность. Учебно-метод. Пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Г.П.Никулина и др. – Ставрополь: СтГМА, 2007.
3. Острый гломерулонефрит, нефротический синдром: учебно-методическое пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Ф.Т. Малыхин и др. – Ставрополь: СтГМА, 2008.
4. Острый гломерулонефрит, нефротический синдром: учебно-методическое пособие / Л.В. Бородина, М.Е. Евсевьева, Ф.Т. Малыхин и др. – Ставрополь: СтГМА, 2004.
5. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В.П. Померанцев. – М., 2001.
Методические рекомендации по выполнению программы занятия:
- ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;
- восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;
- проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);
- проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;
- выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).
Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса):