ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
по дисциплине "ХИМИЯ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ"
Для специальности 280705.65 – пожарная безопасность
СМК-УМК 4.4.2-40-2013
Тема 2.: Пожарная опасность неорганических веществ
Занятие № 2.2: Пожарная опасность процессов электролиза (2 час.)
Должность | Фамилия/ Подпись | Дата | |
Разработал | Проф.каф.ФХОПГиТ, к.х.н., доц. | Коробейникова Е.Г. | |
Проверил | Зам. начальника каф. ФХОПГиТ, к.т.н | Кожевин Д.Ф. | |
I. Цели занятия
1. Учебная: обучение и закрепление методов составления уравнений процессов электролиза растворов и расплавов
2. Воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственность за подготовку к практической деятельности; стремление к углубленному освоению материала по теме занятия; обучение методам самостоятельной работы с учебными материалами.
II. Расчет учебного времени
№ | Основные вопросы | Содержание вопросов, методика проведения | Время |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | Принятие доклада, проверка наличия слушателей, объявление темы занятия и основных вопросов. Тестирование, опрос. | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Учебные вопросы | |||
1. | Электролиз расплавов солей | Преподаватель на доске рассматривает 1.1 Правила разрядки на катоде и аноде 1.2. Примеры заданий на электролиз расплавов солей. Далее обучающиеся самостоятельно решают подобные задания под контролем преподавателя. | |
2. | Электролиз растворов | Преподаватель на доске рассматривает 1.1 Правила разрядки на катоде и аноде при электролизе растворов. 1.2. Примеры заданий на электролиз растворов солей. 1.3. Задачи на законы Фарадея. Далее обучающиеся самостоятельно решают подобные задания под контролем преподавателя. | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | Преподаватель характеризует работу курсантов на занятии, отвечает на вопросы. Курсанты записывают в тетрадь задание на самоподготовку по теме занятия. Преподаватель объявляет правила выполнения задания и срок его сдачи. |
III. Учебно-материальное обеспечение
|
|
1. Технические средства обучения: мультимедийная система, компьютерная техника, интерактивная доска.
2. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, таблица электродных потенциалов.
IV. Методические рекомендации преподавателю
По подготовке и проведению практического занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (3 мин.)
Преподаватель проверяет наличие слушателей (курсантов), объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность их отработки, ориентировочное время выполнения задания и напоминает, что к концу занятия каждый слушатель должен выполнить.
|
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (235 мин.)
Вопрос № 1. Электролиз расплавов солей (30 мин.)
Электролиты под действием электрического тока способны разлагаться. Процессы, которые протекают при этом, обратны процессам, идущим при работе гальванического элемента, и называются электролизом.
Электролиз - это процесс превращения электрической энергии в химическую, заключающийся в протекании на электродах окислительно - восстановительной реакции при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита. Иными словами, при электролизе происходит преобразование электрической энергии в химическую.
Электрод, на котором идет реакция восстановления, подключен к отрицательному полюсу внешнего источника тока и называется катодом (принимает электроны). Электрод - анод подключен к положительному полюсу источника тока, на нем идет реакция окисления (отдает электроны). Перемещение электронов осуществляется по внешней цепи.
Таким образом, как и при работе гальванических элементов, в случае рассмотрения процессов электролиза мы можем применить мнемоническое правило электрохимии:
а нод - о кисление - о тдача электронов;
к атод - в осстановление - п рисоединение электронов.
Необходимо различать электролиз расплавленных электролитов и их растворов.