Авторитарная стагнация

Именно так лучше всего характеризуется период правления первых двух украинских президентов Эйфория первых лет независимости не принесла ожидаемого оздоровления массовых коммуникаций в украинских Общественно льства С каждым годом все более усиливалось давление на медиа и журналистов, внедрялись новые формы цензуры, массовая аудитория рассматривалась как объект манипуляций В выводах мониторинга состояния своих боди слова в Украине в 2002 г, проведенного Институтом массовой информации (ИМИ), упоминаются погибшие и пропавшие журналисты; аресты и задержания журналистов; избиения, запугивания, угрозы; политический, эк ономичний, косвенное давление на медиа, цензура; препятствования выполнению журналистских обязанностей; судебные иски к СМК и журналистов Н Лигачева в итогах по 2002 г также пишет о нем как к определенной степени переломный: в конце второго года XXI века в Украине снова, впервые после развала советской империи, воспроизведен Единственный (Дез) информационное пространство есть процесс \"отката\" в тоталитаризм происходил в русле активизации \"собирательских\" интенций России, в основном за ее нравственной, политической и материальной поддержкипідтримки.

В среде полит-технологов, экспертов и ученых распространяется мнение о манипулятивную сущность медиа Даже ведущие украинские исследователи ведут речь об информационных войнах как о чем-то нормальное специфически присущее современному обществу Подобная логика еще раньше стала привычной и устоявшейся для российского контекста Так, Р Гарифуллина отмечает, что выгодными заказчиками медиа могут быть политик и, бизнесмены, предприниматели СМК является главным орудием политической и экономической борьбы, - пишет этот автор, - и сильнейший в ней не тот, кто порядочнее, а тот, кто может эффективно ввести в заблуждение своего оппонентнента.

украинские власти пытались адаптировать в обществе \"нормальность\" авторитаризма и оспорить медиаторську функцию СМК Сложилась странная ситуация, когда, с одной стороны, происходил наступление на основные грома адянськи права и свободы, а с другой - существовала такая же официальная демократическая риторика украинского властная элита чувствовала свою временность, была направлена??на быстрое обогащение небольшой группы \"олигар хов \", характеризовалась высоким уровнем коррупции, которая была узаконена термином\" админресурс \"Властная элита времен Кравчука - Кучмы не решалась ни влиться в обновленную русскую авторитарную систему, ни п пользовать к демократическим правилам игры В Украине имели возможность работать российские эмиссары вроде Г Павловского и М Гельмана время развивались общественные организации общедемократического и ме дойного профиля, задача которых совпадали с повесткой дня политической оппозиции Оба лагеря получали свои политические дивиденды и готовились к президентским выборе виборів.

Отдельного внимания заслуживают наз темники, вызывающих двойной ассоциативный ряд Это название происходит от слова \"тема\", которая является \"желанной\" для освещения В то время как другая тема может быть \"нежелательной\", тоб бы то запрещенной Нельзя обойти дополнительного впечатления от названия чего-то такого, что связано с темнотой и \"затмением\" массового сознания Темники является изобретением группы российских полит-технологов, как и работали в Украине в избирательных кампаниях 1998, 2002 и 2004 гг Обратная переплета книги \"Власть тьмы и темников Хрестоматия по политической цензуры в Украине 2001-2004\" составитель В Кипиани поместил фо тографии В Медведчука (юриста, экс-главы Администрации Президента Украины, лидера СДПУ (о)), С Васильева (журналиста, экс-руководителя Главного управления информационной политики Администрации Президента Украина) и М Погребинского (политолога, экс-советника главы Администрации Президента Украины) с примечанием: по сообщениям прессы, эти лица имеют отношение к внедрению системы темников в украинском ских медианських медіях.

В своем комментарии к жанру темников М Гельман отметил, что это не изобретение новоявленной цензуры, речь идет лишь о редакционной политике Он согласился с тем, что темники убивают журналистскую профессию, цин технически предложив одновременно считать их своеобразным бэк-граунд для репортера, который является \"профессиональным дилетантом\" На самом деле, по мнению М Гельмана, к которой стоит прислушаться, деградация журналистики как т ворчать профессии в нынешней России связана с тем, что властная вертикаль по факту не предусматривает творческих людей Существует лишь одна творческий человек - сверху, все остальные - исполнители, потому что это в значительной степени ресниц ськова структура По этому образцу до конца 2004 г выстраивались массовые коммуникации в УкраинУкраїні.

Сначала имели место определенные терминологические недоразумения между западными и украинскими аналитиками частности термин \"негосударственный\" чаще совпадал со значением \"независимый\" Это понимание постепенно изменяется ювалося результате сопоставления деятельности наз олигархических структур как в Украине, так и на Западе Такие мед и и в основном выполняли политические заказы, пренебрегали профессиональными стандартами, игнорировали и свободу слова Фонд \"Демократические инициативы\" проводил опрос журналистов в 2001-2002 гг по вопросам независимости масс-медиа в Украине Большинство опрошенных считала, что СМК станут объективными и независимый жнимы только тогда, когда они станут не политическими, а бизнес-проектами (\"Украинский СМК должны научиться сами зарабатывать деньги и жить за свои, а не за деньги политических кланов\") Соответственно среди критерии в, удостоверяющих развитие гражданского общества, на первое место журналисты поставили наличие независимых СМК и свободы слова (\"масс-медиа зависящие от потребителя, а не от\" денежного мешка \"о мішка").

Комментируя основные тенденции и события политического вещания 2003 г., эксперты \"Телекритики\" отметили его дальнейшую деградацию, обусловленную процветанием \"темников\" из Администрации Президента и дозированной ц цензуры, усилением пропагандистской направленности и сужением информационной составляющей новостей, постепенным установлением системы тотального контроля Есть Федченко приводит семь функций СМК по обслужив Ання политической системы во время выборов, принятых демократической практикойою:

• наблюдение за социополитическим средой, информирование об изменениях, которые могут положительно или отрицательно сказаться на благосостоянии граждан;

• участие в установлении политической повестки дня, определение ключевых текущих проблем и сил, причастных к их появлению или решения;

• это платформа для выражения иной позиции;

• диалог вдоль политического спектра, в том числе между властью и общественностью;

• механизм для отчетности чиновников относительно выполнения ими властных функций;

• возможность для граждан иметь доступ к информации, избирать и быть вовлеченными в политический процесс;

• осуществление сопротивления любым попыткам, поступающих из вне сферы медиа, повлиять на их независимость, а значит, и способность служить аудитории

По Есть Федченко, перед выборами 2004 г разница между этими стандартами и украинскими реалиями была впечатляющей: одну из семи функций СМК в Украину не выполняли Таким образом, накануне Оранжевой револ Люции государственная власть все больше проявляла свою не самодостаточность; распространялась мысль о манипулятивное назначения масс-медиа; наступление на свободу слова происходил по российским образцам и за пособий й российских полит-технологов в 2004 год профессиональное медийное среду и украинское общество вошло с раздражением по рецидивов авторитаризма и надеждой на новые президентские выборбори.

Мы сосредотачиваемся главным образом на событиях, начиная с 2002 г, именно потому, что в настоящее время в Украине организационно оформилась дееспособная оппозиция, которая одержала победу на парламентских выборах есть был в сложившийся альтернативный спектр идей и возможностей для дальнейшего общественного развития Значительно активизировались общественные организации медийного направления, которые объединяли свои усилия через различные способы деятельности, проекты и кампании Они отстаивали интересы различных социальных и профессиональных групп, вели большую организационную деятельность, осуществляли мониторинги, разрабатывали предложения изменений д в законодательства, выдавали необходимую профессиональную литературу, осуществляли учебный процесс В то время, как авторитарный режим все дальше скатывался к тоталитаризму, ситуация в обществе, как это парадоксал ьно, улучшалась В благоприятный момент оно оказалось способным заявить и отстоять собственную позицию Постепенное перенесение центра тяжести с официальных лиц к репрезентантов широкой общественности было св идченням развития гражданского общества в УкраинУкраїні.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: