Визуальная коммуникация

Представляя теорию визуальной коммуникации, а Бергер опирается на модель Г Лассвелла Он рассматривает взаимосвязь между произведением искусства, аудиторией, которой он адресован, средствами, передают образ, автором произведения и обществом А Бергер называет эти составляющие ключевыми моментами в процессе коммуникации Напомним, что модель Г Лассвелла объясняет коммуникацию как процесс, в котором кто-то кому-то что-то сообщение яе, используя определенные средства и достигая при этом конкретного эффекта Аналогию с этой моделью подано таким образомм чином:

Кто?

Что говорит?

По какому каналу?

Кому?

С каким эффектом?

Умение интерпретировать то, что человек видит вокруг себя, позволяет ей не задумываться над тем, как именно это происходит Осмысление мира, который мы воспринимаем визуально, происходит следующими путями:

1 Восприятие сходства (например, фотографии)

2 Причинно-следственные или логические связи (когда мы видим дым, то понимаем, что там должно быть и огонь)

3 Конвенции (согласованность для объектов, имеет символическое значение: крест как символ христианства)

4 обозначение (как, например, улыбка означает удовлетворение) Семиотика - наука о знаках и знаковых системах - помогает понять процесс восприятия и осмысления визуальных явлений С ее точки зрения, знаком может бы быть что угодно, символизирующий или обозначает нечто другое, т.е. часть коммуникативного процесса осуществляется не прямо, а косвенно, с использованием различных знаков Ч Пирс различает три типа знает ков: изображение, указатели и символы Изображение - это знак, который полностью отражает предмет или имеет близкое сходство с ним их легко интерпретировать, поэтому они используются как обозначение, например в аэропортах Указатели логически связанные с объектом, на который они указывают (дым связан с огнем) значение Значення

символов имеет условный характер есть символ и его значение не связаны логически, их надо понять, как и значение креста - символа христианства В таблице проиллюстрировано взаимосвязь между изображениями и, указателями и символамии:

  Изображение Указатель Символ
Отображает сходство ситуативный связь условное значение
Примеры фотографии дым или огонь крест или флаг
Действие можно легко узнать можно определить логически надо понять

Ф де Соссюр утверждает, что знак состоит из двух частей: той, что обозначает, и той, что обозначается соответствии то, что обозначает (слово или изображение), вызывает в сознании человека определенное понятие или объ кт, которые означуються этим словом Согласно теории де Соссюра, такая взаимосвязь не имеет естественного логического характера, его надо понять Некоторое выражение лица, например подмигивание, в зависимости от си туации может иметь разные значения Знаки могут использоваться для того, чтобы сообщать правду и лгать Ф де Соссюр отмечает еще на одном важном моменте: понятие само собой ничего не значит, во но всегда определяется своим отличием от других понятий есть они могут быть выяснены не из-за их положительное значение, а отрицательно, в соотношении с другими элементами общей системы поняти понять.

Эта идея приобретает особое значение в отраслях, относящихся к зрительной коммуникации Человек использует знаки как средство получения информации, т.е. через изображение характеризует объекты, говорит А Бергер Наприкл порядок, во время слушаний по делу Иран-контрас в 1987 г журналисты, которые комментировали процесс, сосредоточивали много внимания на выражениях лица и языке тела участников, пытаясь понять, что они в действительности ду имели и чувствовали Однако при рассмотрении дела директора ЦРУ В Кейси такие усилия оказались тщетными, поскольку он всегда отличался \"каменным\" выражением лица Р Рейган, напротив, имел большой актерски и опыт и умел управлять выражением своих чувств Поэтому при визуальной коммуникации всегда надо иметь в виду контекст, в котором происходят событияься події.

Поскольку взаимосвязь между знаками и их значением условный, нам важно выяснить способы восприятия и понимания знаков Для этого мы используем коды Способы понимания знаков могут рассматриваться я как система условностей и обычаев, предлагаемых нашей культурной традиции То, что мы называем культурой, в общечеловеческом смысле можно охарактеризовать как определенный набор кодов Например, мы устоявшиеся взгляды на блондинов, людей с \"безвольным подбородком\", относительно высоких и низких, худых или толстых, также знаем, что и когда надо есть Под фразой \"культурный шок\" мы понимаем ситуацию, когда человек сталкивается с непривычными для нее культурными и социальными кодамодами.

Многие кодов непосредственно связаны с визуальным восприятием Знания, которыми мы пользуемся при зрительного процесса, основанные на ассоциациях или определенных традициях восприятия символов и понимания их хнього значение Эти ассоциации называются метонимия Примером может служить реклама виски, где изображен человек пьют его у красивого дома есть это богатые люди, которые имеют хороший вкус Итак, реклам ована марка виски ассоциируется у зрителей с \"сливками общества\" и роскошной жизнью Еще один способ передать значение объекта - это использование аналогий, сравнение одних объектов с другими Рассмотрим д ва формулировкиювання:

1 Моя любовь - красная роза

2 Моя любовь вроде красной розы

В первом случае мы имеем дело с метафорой Здесь объекты, сравниваемые кажутся почти равнозначными Во втором случае тот, кто произносит фразу, настаивает на сравнении женщины и цветки Но значение обоих примеров основывается на аналогии В таблице видно разницу между метафорой и метонимией, а также между их разновидностями - сравнением и синекдохаохою.

  Метафора Метонимия
Буквальное значение Metaphora (греч) - перенос Metonymia (греч) - переименование
Определение Употребление слова в переносном смысле на основании определенного сходства двух предметов или явлений Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними
Пример Любовь - это игра \"Роллс-Ройс\" (в значении состоянии)
Разновидность Сравнение - уподобление одного предмета или явления другому на основании общего для них обоих признаки Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частичного и наоборот
Пример Любовь похоже на игру Пентагон (в значении \"Вооруженные силы США\")

Сочетание элементов различных символов, вследствие чего возникают новые символы или знаки, называется уплотнением Другой, не менее важный процесс, известный как смещение, переносит значение одного символа на другой Важность уплотнения и смещения также в том, что их используют для восприятия многих визуальных явлений Зрительная коммуникация, как и сны, происходит при активном участии бессознательного Уплотнение и смещение также связано с очень важными процессами в психике человека, которые объясняют, почему многие зрительных явлений оказывают на нас такое сильное влияние Символы содержат глубокое общекультурное и эмоций йне значение Они могут вызывать мощную, часто неосознанную реакцию человека Пример смещения - фаллические символы в толковании 3 Фрейда (ружья, зонты и т.д.) Стиль сюрреализма через сочетание н епоеднуваних объектов применяет принцип уплотнения сюрреалистические мотивы часто можно наблюдать на MTV, они основываются на психологических ассоциациях, соединенных с различными собранными вместе сим волами и знакам і знаками.

Важным понятием визуальной коммуникации образ Его можно охарактеризовать как комбинацию знаков и символов, которые мы видим на фотографиях, в кино, рекламе и т.д. Чаще всего они передаются через ю ас-медиа и связанные с информацией, ценностями, верой, установками и идеалами людей Образ - это набор символов, каждый из которых имеет особое значение в некоторых образах существует большое количество различных уровней зн ачень и взаимодействий между ними А Бергер анализирует функционирования образов на основании элементов коммуникационной модели Г Лассвелласвелла:

1 Художник, тот, кто создал образ

2 Аудитория, которая воспринимает образ

3 Произведение искусства, считающийся образом как таковой

4 Общество, где функционируют образы

5 Средства, которые передают образ зрителю

Образы действительно мощно влияют на эмоциональное состояние человека Она сама мыслит образами Например, самооценка человека влияет на то, как она выглядит в глазах своего окружения, а впечатления других людей впливают во на формирование ее отношение к себе Свой \"имидж\" человек меняет течение жизни и создает \"новый образ\" по истечении какого-то определенного этапа есть удачно созданный образ способен повлиять на нее че рез сознание и подсознание Механизм визуальной коммуникации видно из таблицылиці:

Понятие Пример Основание  
изображения фотография сходство  
указатель дым, идущий из окна причина и следствие  
символ распятия условное значение  
то, что обозначает и обозначается килт - характерный признак шотландца условное значение  
уплотнения лица автомобиль унификация, объединение
замещения ружье - фаллос замещения, переноса
    значение
метафора костюм Спайдермена аналогия
метонимия большая каменный - ассоциация
  благосостояние  
           

Ссылаясь на А Ригля и К Гандельман, А Бергер называет два различных способа визуального восприятия: оптический и гаптических (тактильный) Первый основывается на творческом \"сканировании\" их формы, структур ры и восприятии контуров предметов Второй (с греч haptein - \"охватывать, схватывать\" или hapticos - то, что можно потрогать) фокусирует внимание на поверхности предмета и делает упор на его внешнего них качествах Оптический взгляд лишь вскользь касается поверхности предметов гаптических, или тактильный, наоборот, тщательно изучает поверхность, уделяя внимание текстуре и цвету Оптический зрение имеет метафорическое и характер (\"сканируя\" объект, человек часто устанавливает связь между элементами, которые до этого казались несопоставимыми или не связанными между собой) гаптических взгляд - метонимический, потому что он фокусирует в вес на некоторых элементах объекта, т.е. на части, а не на цилом на цілому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: